К делу № 2-566/20 23RS0045-01-2020-001409-57
РешениеИменем Российской Федерации
г. Славянск-на-Кубани 15 июня 2020 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ковальчук Н.В.
при секретаре судебного заседания Пашинской А.А.,
с участием:
представителя истца Шиловой Н.И.
представителя администрации МО Славянский район Южакова В.Л. по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самофал С.С. к администрации МО Славянский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении специализированного жилого помещения лицу из числа детей-сирот, отвечающих санитарным и техническим требованиям,
установил:
Самофал С.С. обратилась в Славянский городской суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации МО Славянский район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении специализированного жилого помещения лицу из числа детей-сирот, отвечающих санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статус сироты подтверждается справкой Управления по вопросам семьи и детства Администрации МО Славянский район от 26.03.2015 года, т.к. ее мать П.И.И. и отец П.Е.С. умерли (...). После приобретения сиротского статуса она находилась под опекой и попечительством на территории Краснодарского края. Имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей С.А.В. И С.Д.В. Согласно письма Министерства социального развития и семейной политике Краснодарского края от 24.03.2015 года № 530 «О направлении копии приказа» она была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Краснодарского края. По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот означает констатацию уполномоченным на то органом государственной власти наличия предусмотренных ФЗ оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Вышеизложенная позиция нашла своё отражение в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12 августа 2014 года № 86 -КГПР-14-7 и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22 апреля 2014 года № 7-КГ-14-2, которыми подтверждено, что у сирот отсутствует очерёдность в процессе предоставления им жилых помещений. Согласно п. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Краснодарского края, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан по договору найма специализированного жилищного помещения. Таким образом, полагает, что она не реализовала в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на неё нормативными правовыми актами как федерального, так регионального уровня и не обеспечила надлежащей реализации прав и законных интересов по вопросам получения благоустроенного жилого помещения. Просит суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края принять меры, направленные на выделение субвенции из средств соответствующего бюджета (Краснодарского края) муниципальному образованию Славянский район Краснодарского края приобретения жилого помещения ей, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию муниципального образования Славянский район после получения субвенции от министерства труда и социального развития Краснодарского края однократно предоставить ей, изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного фонда площадью не ниже установленных социальных норм и отвечающее санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании представитель истца Шилова И.И. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении, пояснила суду об обстоятельствах аналогичных изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Славянский район Южаков В.Л. просил принять решение на усмотрение суда, показал, что Самофал С.С. должна была обратиться в администрацию МО Славянский район с формализованным заявлением о включении в список для получения жилого помещения специализированного фонда до 23 лет. Порядок включения в список лиц, относящихся в категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей определен ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в Краснодарском крае». На основании ч.1 ст.7 Закона Краснодарского края «Формирование списка детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц относящихся к категории детей-сирот детей, оставшимся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края, в сфере опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае, содействия занятости населения, охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы, а также реализацию государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Краснодарского края, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья в пределах своей компетенции (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края)». Частью 8 статьи 7 Закона Краснодарского края определено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края. Таким органом является Министерство труда и социального развития Краснодарского края. Частью 4, ст. 7 Закона определен перечень необходимых документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список. Указанное заявление является формализованным и утверждено Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 02 ноября 2016 года N 1393 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями», приложение N 2 к административному регламенту. Пунктом 21, части 4, статьи 7 определено представление в уполномоченный орган местного самоуправления, вступившего в силу решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением с целью установления права на получение жилого помещения, в связи с пропуском срока указанного в пункте 3 статьи 1 Закона Краснодарского края, где установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (далее - лица из числа детей-сирот). Уполномоченный орган местного самоуправления готовит заключение, которое должно содержать вывод о необходимости включения или отказа во включении в список. После чего направляет его копию и копии заявления и приложенных к заявлению документов, сформированных в учетное дело, в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края. На основании имеющихся документов Уполномоченный орган местного самоуправления в заключении предложил Министерству труда и социального развития Краснодарского края отказать Самофал С.С. во включении в список. На основании статьи 8 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. №1748-КЗ включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края. Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение: 1) о включении в список; 2) об отказе во включении в список. В данном случае Министерством труда и социального развития Краснодарского края было принято решение о включении Самофал С.С. в список, приказ министерства от 25 августа 2015 года №1907-)КС «О включении Самофал С.С. в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями». В ходе проведенной проверки специалистами контрольно-счетной палаты Краснодарского края эффективности и целевого расходования средств, предоставленных муниципальным образованиям Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, включенных в список и детей оставшимся без попечения родителей, выявлен факт включения в список лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет и не имеющих решения суда об обязании предоставить жилые помещения либо обязывающие министерство включить их в список. Необходимо устранить имеющийся недостаток.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о явке, о причинах неявки не сообщил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя от Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав обстоятельства дела и доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Самофал С.С. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 25.08.2015 г. Самофал С.С., (...) года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается копией приказа.
На основании статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Самофал С.С. не предоставлено благоустроенное жилое помещение, несмотря на то, что она значится с 2015 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно Закону Краснодарского края № 805-КЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета (статья 2); размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год (статья 3); органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданныхимотдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов ифинансовых средств (статья 12).
На основании статьи 7.1 Закона Краснодарского края № 1748 - КЗ расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета (пункт 1). Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета (пункт 2).
Таким образом, судом установлено, что Самофал С.С. имеет право на обеспечение жилым помещение, поэтому ее исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., (...) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., (...) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.