ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-9355/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 2 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.,
судей Попова А.А., Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 04RS0021-01-2023-001713-67 по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к администрации г. Улан-Удэ, Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, УФК по Республике Бурятия, Республике Бурятии в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, возложении обязанности финансового обеспечения
по кассационным жалобам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ обратился в суд с требованиями к администрации г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного вблизи <адрес> (координаты <данные изъяты>), земельного участка, расположенного в <адрес> (координаты <данные изъяты>), земельного участка, расположенного <адрес> (координаты <данные изъяты>), земельного участка, расположенного <адрес> <адрес> (координаты <данные изъяты>").
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, выявлены несанкционированные свалки, расположенные на земельном участке вблизи <адрес> на площади 43,26 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.1001 IStable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь. Земельный участок, на котором располагается указанная свалка, отнесен к землям, собственность на которую не разграничена.
На земельном участке в 10 метрах севернее от здания по <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади 262,49 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.10011 IStable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь. Земельный участок, на котором располагается указанная свалка, отнесен к землям, собственность на которую не разграничена
На земельном участке в 10 метрах севернее от здания кафе «Будамшуу» по <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади 714,51 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.10011 IStable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь, отходы мебели из разнородных металлов и т.д. Земельный участок, на котором располагается указанная свалка, отнесен к землям, собственность на которую не разграничена.
На земельном участке, расположенном в 100 метрах севернее от жилого дома <адрес> на площади 46,76 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.1001 IStable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь, отходы мебели из разнородных металлов и т.д. Земельный участок, на котором располагается указанная свалка, отнесен к землям, собственность на которую не разграничена.
Территории, на которых расположены выявленные несанкционированные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально-определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально определённого объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления. Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, распространением инфекционных заболеваний, загрязнением почвы и атмосферного воздуха, созданию благоприятных условий для размножения бездомных собак и представляет собой угрозу для населения.
Обязанности по принятию мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с указанных земельных участков, расположенных на территории МО «Город Улан-Удэ» должны быть возложены на администрацию МО «Город Улан-Удэ». Бездействие администрации МО «Город Улан-Удэ» по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории г. Улан-Удэ, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить обязанность на администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков в соответствующих координатах:
земельного участка, расположенного <адрес>;
земельного участка, расположенного <адрес>;
земельного участка, расположенного по <адрес>;
земельного участка, расположенного <адрес>.
Возложить обязанность обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и на Республику Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в равных долях с земельного участка, расположенного в 100 метрах севернее жилого дома <адрес>, земельного участка, расположенного <адрес>, земельного участка, расположенного по <адрес>, земельного участка, расположенного <адрес>.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 сентября 2023 г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ, Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, УФК по Республике Бурятия, Республике Бурятии в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, возложении обязанности финансового обеспечения удовлетворены частично.
На администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные:
1. на земельном участке в границах земель кадастрового квартала №, расположенные по <адрес>, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек.
2. на земельном участке в границах земель кадастрового квартала №, расположенные по <адрес>, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек.
3. на земельном участке в границах земель кадастрового квартала №, расположенные по <адрес>, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек.
4. на земельном участке в границах земель кадастрового квартала №, расположенные по <адрес>, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек.
На Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных в границах муниципального образования «город Улан-Удэ» на указанных выше земельных участках.
В удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по Республике Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права.
В кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации указано на то, что поскольку ликвидация несанкционированных свалок, как и финансирование работ по их ликвидации, не относится к функциям Минприроды России, то Министерство не может выступать главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении указанных целей.
Полагают, что суды, установив, что Минприроды России является органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств на реализацию возложенных на него функций, пришли к неправомерному выводу о том, что софинансирование работ по ликвидации несанкционированных свалок относится к полномочиям Министерства.
Кроме того, определяя лицо, к полномочиям которого может быть отнесено софинансирование работ по ликвидации мест несанкцинированного размещения ТКО, суд не применил положения Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие обязанность использования по назначению и сохранности земельных участков на их собственников (пользователей).
Также судами не учтено, что администрации Улан-Удэ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативно-правовым регулированием, установленным в республике Бурятия, необходимые субсидии на ликвидации несанкционированных свалок предоставляются исключительно главным распорядителем средств республиканского бюджета. Получение субсидий из иных источников финансирования, не установленных Правительством Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено.
В кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия приведены аналогичные доводы, с указанием на то, что судом не конкретизированы выводы в части необходимого размера финансирования, не указана сумма денежных средств, которую ответчики должны обеспечить для исполнения решения суда. При этом суд указал в решении на полное софинасирование, тогда как в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П указано на софинансирование при условии, если местному бюджету администрации недостаточно денежных средств.
Кроме того, судом не исследовался вопрос относительно поступления в бюджет администрации г. Улан-Удэ средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду по экологическим платежам, не учтено, что у администрации МО «город Улан-Удэ» имеется возможность включить в План природоохранных мероприятий ликвидацию несанкционированных свалок.
Также судами не учтено и не исследовано, что вопросы, касающиеся ликвидации несанкционированных свалок, не вошли в план природоохранных мероприятий, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей в области охраны окружающей среды со стороны администрации г. Улан-Удэ.
В судебное заседание от представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на другую дату и назначении судебного заседание с использованием видеоконференц-связи.
Судебная коллегия, с учетом мнения сторон, не усмотрела оснований для удовлетворения этого ходатайства представителя ответчика и отложения судебного заседания по следующим основаниям.
При подаче кассационной жалобы представитель ответчика не просил назначить судебное заседание с использованием видеоконференц-связи, рассмотрение дела было назначено в соответствии с графиком рассмотрения дел. В настоящем ходатайстве представитель ответчика просит назначить рассмотрение дела с использованием видеоконференц-связи, указывает, что министерство лишено возможности обеспечить явку своего представителя в судебное заседание.
Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, судебная коллегия принимает во внимание, что в силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции, не является, вне зависимости от ее причин, препятствием для рассмотрения дела.
Такое правовое регулирование обусловлено спецификой кассационного производства, не предполагающей исследование и установление фактических обстоятельств дела, которые ранее не были предметом оценки суда первой и второй инстанций, что позволяет участвующим в деле лицам полноценно отстаивать свою позицию и без личного участия в процессе.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса по доводам кассационной жалобы с учетом необходимости соблюдения требований статьи 6.1 ГПК РФ о разумных сроках судопроизводства.
В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. возражала против доводов кассационных жалоб, полагая об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, представитель Министерства природных ресурсов и экологии республики Бурятия Костина Л.И., действующая на основании доверенности, и представитель третьего лица правительства Республики Бурятия Романова О.С., действующая на основании доверенности, настаивали на доводах кассационных жалоб.
Представитель администрации г.Улан-Удэ Республики Бурятия Куренов А.Ю., действующий на основании доверенности, возражал против доводов кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления)).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
Постановлением от 30 мая 2023 г. N 27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Судами установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ выявлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Улан-Удэ».
Из справки экологического обследования от 27 апреля 2023 г., проведенного старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды ФИО8, следует, что на земельном участке (координаты GPS границ несанкционированной свалки: <данные изъяты>), расположенном <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади 714,51 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.10011 Stable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь и т.д. Согласно официальному сайту публичной кадастровой карты Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, не имеет кадастрового номера.
Из справки экологического обследования от 27 апреля 2023 г., проведенного старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды ФИО8, следует, что на земельном участке (координаты GPS границ несанкционированной свалки: <данные изъяты>), расположенном <адрес> вдоль бетонного ограждения расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади 262,49 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.10011 Stable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь и т.д. Согласно официальному сайту публичной кадастровой карты Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, расположена на территории зон с особыми условиями использования, кадастровый номер отсутствует.
Из справки экологического обследования от 27 апреля 2023 г., проведенного старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды ФИО8, следует, что на земельном участке (координаты GPS границ несанкционированной свалки: <данные изъяты>), расположенном <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади 46,76 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.10011 Stable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь и т.д. Согласно официальному сайту публичной кадастровой карты Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, расположена в кадастровом квартале № – категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов) – среднеэтажная жилая застройка.
Из справки экологического обследования от 27 апреля 2023г., проведенного старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды ФИО8, следует, что на земельном участке (координаты GPS границ несанкционированной свалки: <данные изъяты>), расположенном <адрес> возле туалета общего пользования расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, на площади 43,26 кв.м, подсчитанной в программе SAS.Планета 190707.10011 Stable, компонентным составом отходов, преимущественно является пластик, полиэтилен, стекло, резина, пластмасса, черный металл, разная ветошь и т.д. Согласно официальному сайту публичной кадастровой карты Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, расположена на территории с особыми условиями использования, кадастровый номер отсутствует.
Из ответа МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации г. Улан-Удэ от 10 мая 2023г. следует, что участки, на которых размещены несанкционированные свалки: 1) в <адрес>, координаты <данные изъяты> <данные изъяты>", по факту свалка расположена <адрес>, координаты участка <данные изъяты>) в <адрес>; 3) в <адрес>; 4) в <адрес>, расположены на неразграниченных территориях, право государственной или муниципальной собственности на которые не зарегистрировано.
Из справки о результатах спутниковых геодезических измерений (определений) от 6 июля 2023 г., проведенной ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО9 по требованию прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 28 июня 2023 г. № (вх. № от 28 июня 2023 г.) при участии помощника прокурора <адрес> ФИО10, начальника отдела благоустройства комитета городского хозяйства г. Улан-Удэ ФИО11 проведены спутниковые геодезические измерения (определения) границ земельных участков, на которых размещены свалки отходов.
Определение координат характерных точек местоположения забора выполнено с применением спутниковых геодезических GNSS-приемников HiperSR (свидетельство о поверке № от 18 апреля 2023 г.), LeicaGR10 (свидетельство о поверке № от 22 февраля 2023 г.).
По результатам съемки установлены следующие координаты границ земельных участков, на которых размещены свалки отходов
<адрес>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что свалка отходов расположена на неразграниченной территории, в границах земель кадастрового квартала № в границах муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия.
<адрес>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что свалка отходов расположена на неразграниченной территории, в границах земель кадастрового квартала № в границах муниципального образования городской округ «<адрес>» Республики Бурятия.
<адрес>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что свалка отходов расположена на неразграниченной территории, в границах земель кадастрового квартала № в границах муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия.
<адрес>
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что свалка отходов расположена на неразграниченной территории, в границах земель кадастрового квартала № в границах муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия.
Результаты оформлены справкой о результатах спутниковых геодезических съемок от 6 июля 2023 г., к указанной справке представлены схемы отображения границ свалки, ситуационные планы, фотографии.
В ходе проверки прокурором собственники отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, не установлены.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных выше земельных участках, в материалы дела не представлены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и несанкционированная свалка отходов образовались на земельном участке, расположенном на территории городского округа «Город Улан-Удэ», который является неразграниченным, возложил обязанности обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных в границах муниципального образования «город Улан-Удэ», на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, которые являются главными распорядителями бюджетных средств по реализации возложенных на указанные Министерства функции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, разрешая спор, суды обеих инстанций установив, что земельные участки, на которых расположены свалки твердых коммунальных отходов, находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обоснованно пришли к выводу о возложении в равных долях обязанности профинансировать ликвидацию несанкционированных свалок на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2015░. №1219, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ - ░░░░░░), ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.33 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░. 1.1 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 9 ░░░░░ 2007 ░. № 65, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 390, 390.1 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░ 6 ░░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░