Решение по делу № 2-341/2023 от 26.06.2023

Гражданское дело №2-341/2023

УИД: 05RS0035-01-2023-000388-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2023 года                                                                    с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Телемишев Э.И.,

при секретаре Янполове Э.И., с участием помощника прокурора Ногайского района РД Абдуллаева С.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянова М.О. к администрации МР «Ногайский район» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления.

В исковом заявлении и.о. прокурора ФИО4 указал, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности администрации муниципального образования «<адрес>» установлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления

В ходе рейдового обследования территории <адрес>, проводимого сотрудником Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выявлены следующие места несанкционированного размещения отходов производства и потребления:

- на территории <адрес> в 500 м от жилых домов размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 3,5 га;

- на северной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 1,2 га;

- на северо-западной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 3,8 га;

- на южной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 2,2 га.

Имеющие место быть несанкционированные свалки отходов имеют стихийный характер, образованы неопределенным кругом лиц.

Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес> обозначенные земельные участки не выделены, на государственный кадастровый учет не поставлены.

Анализ приведенного выше законодательства позволяет сделать вывод о том, что Администрация, в целях соблюдения требований федерального законодательства по использованию и охране земель, расположенных на территории сел Кунтабар, Червленые Буруны, Нариман и Карагас Ногайского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, обязана принимать меры, направленные на недопущение образования мест несанкционированного размещения отходов, а в случаях их образования, администрация, как собственник отходов, обязана принимать меры по их ликвидации.

По указанным фактам межрайпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства и ликвидации свалки.

Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ на представление ответчиком нарушения не устранены.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан несанкционированные свалки отходов не ликвидированы по настоящее время.

Просит суд возложить на администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные:

- на территории <адрес> в 500 м от жилых домов размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 3,5 га;

- на северной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 1,2 га;

- на северо-западной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 3,8 га;

- на южной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 2,2 га.

Помощник прокурора <адрес> РД ФИО5 в судебном заседании исковые требования и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Надлежащим образом извещенный ответчик, администрация МР «<адрес>», участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила, представила письменное заявление, в котором указало, что признает исковые требования и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, изучив доводы искового заявления, письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Нормами ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия

В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) запрещается размещение отходов в границах населенных пунктов (пункт 5); на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7); запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (пункт 10).

Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст. 32 Устава Администрация является исполнительнораспорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Положениями ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

В силу положений ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из положений примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ст) в случае, если собственник отходов не установлен (несанкционированная свалка), то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Анализ приведенного выше законодательства позволяет сделать вывод о том, что Администрация, в целях соблюдения требований федерального законодательства по использованию и охране земель, расположенных на территории сел Кунтабар, Червленые Буруны, Нариман и Карагас Ногайского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, обязана принимать меры, направленные на недопущение образования мест несанкционированного размещения отходов, а в случаях их образования, администрация, как собственник отходов, обязана принимать меры по их ликвидации.

Судом установлено, что в ходе рейдового обследования территории <адрес>, проводимого сотрудником Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выявлены следующие места несанкционированного размещения отходов производства и потребления:

на территории <адрес> в 500 м от жилых домов размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 3,5 га;

на северной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 1,2 га;

на северо-западной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 3,8 га;

на южной окраине <адрес> размещена несанкционированная свалка, площадью складирования отходов более 2,2 га.

Указанные несанкционированные свалки отходов имеют стихийный характер, образованы неопределенным кругом лиц.

Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес> обозначенные земельные участки не выделены, на государственный кадастровый учет не поставлены.

По указанным фактам Махачкалинским межрайонным природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ администрации МР «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства и ликвидации свалки.

Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ на представление ответчиком нарушения не устранены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что своими действиями администрация МР «<адрес>» нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории поселения (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Ответчик, администрация МР «<адрес>» представило в суд письменное заявление в котором признало исковые требования прокуратуры.

В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание ответчиком иска, так как признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

С учетом позиции ответчика, признавшего иск, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 в полном объеме.

В силу изложенного, суд, удовлетворяя требование прокурора, считает необходимым обязать ответчика – администрацию МР «<адрес>» <адрес> РД принять меры по устранению выявленных нарушений закона и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на вышеуказанных территориях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные:

на территории <адрес> в 500 м от жилых домов, площадью складирования отходов более 3,5 га;

на северной окраине <адрес>, площадью складирования отходов более 1,2 га;

на северо-западной окраине <адрес>, площадью складирования отходов более 3,8 га;

на южной окраине <адрес>, площадью складирования отходов более 2,2 га.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение 30 дней с момента его провозглашения.

Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.

Председательствующий

          судья                                                                                 Э.И. Телемишев

2-341/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация МР "Ногайский район"
Суд
Ногайский районный суд Республики Дагестан
Судья
Телемишев Эльдар Ибрагимович
Дело на странице суда
nogayskiy.dag.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее