Решение от 30.06.2020 по делу № 2-1146/2020 от 17.02.2020

Гражданское дело № 2-1146/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Легостаевой А.М.,

при секретаре Юсупове Я.А.,

с участием старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы – Хаматовой О.В

представителя Фирсановой Ю.О. – Новожилова М.С., действующего на основании доверенности 62/46-н/62-2019-6-187 от 21 октября 2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы в интересах Фирсановой Юлии Олеговны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчиков предоставить Фирасановой Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы проведена проверка по обращению Фирасановой Ю.О., об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 лишена родительских прав. Согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом ЗАГС администрации <адрес> г. Уфы, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является Новожилов М.С. Согласно аттестату об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ Фирсанова Ю.О. окончила МБОУ Средняя общеобразовательная школа Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа. Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от 07.04.2017 № 358-р Фирсанова Ю.О. принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. В нарушение вышеуказанных требований законодательства Фирасановой Ю.О. до настоящего времени Администрацией городского округа г. Уфа РБ, Администрацией Орджоникидзевского района ГО г.Уфа не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Фирасановой Ю.О., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Фирсанова Ю.О. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать свои права.

Прокурор Хаматова О.В., а также представитель Фирсановой Ю.О. – Новожилов М.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Фирсанова Ю.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа РБ не явился, извещен надлежащим образом о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку в полномочия Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ, являющейся территориальным органом Администрации городского округа город Уфа, не входит предоставление благоустроенного жилого помещения. Также просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковое заявление указал, что Министерство семьи и труда РБ с 1 января 2020 года является только ответственным за формирование сводного списка Республики Башкортостан, а решения о включении в список муниципального района (городского округа) республики и о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, принимаются администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан. Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями возложены на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.

Представитель третьего лица Министерства финансов РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Фирсанова Ю.О. родилась ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о рождении, выданного повторно ДД.ММ.ГГГГ, в графе «мать» указана ФИО2, в графе «отец» ФИО3.

Согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом ЗАГС администрации <адрес> г. Уфы, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 лишена родительских прав.

Согласно аттестату об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ Фирсанова Ю.О. окончила МБОУ Средняя общеобразовательная школа Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа.

Распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ -р Фирсанова Ю.О. принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Фирсанова Ю.О. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой ГУП БТИ Республики Башкортостан, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Башкортостан № 260-з от 28 декабря 2005 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа город Уфа РБ.

В полномочия Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ не входит обеспечение граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что подтверждается Положением об Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы РБ, утвержденном решением Совета городского округа г. Уфы РБ от 21 ноября 2012 года № 11/10.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Фирсанова Ю.О., в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ей жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, 06 ░░░░░░░ 1996 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 14 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 5 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 30 ░░░░ 2020 ░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1146/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фирсанова Юлия Олеговна
прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы
Ответчики
Администрация ГО г. Уфа
Администрация Орджоникидзевского района г. Уфа
Другие
Министерство образования РБ
Министерство финансов РБ
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы
Судья
Легостаева А.М.
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky.bkr.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Подготовка дела (собеседование)
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
01.06.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Судебное заседание
15.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее