Дело №
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
03.06.2015 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре ФИО3, с участием представителя истца ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству по финансам <адрес>, третье лицо – <адрес> Муниципального образования «<адрес>» о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство).
Свои требования обосновывает тем, что на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом была установлена опека, опекуном назначена ФИО5 опекуну назначена выплата опекунского пособия без учета фактических цен, сложившихся в <адрес>.
Задолженность по выплате опекунских пособий, по мнению истца, составила 43 512 рублей 07 копеек.
Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, истец просил взыскать в свою пользу также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год в размере 66 074 рубля 71 копейка.
Истец в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель истца поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить, согласна на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик, представитель Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Исследовав обстоятельства дела и собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГг. №, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (ХIY) Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ (действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 148-1 (действующей с ДД.ММ.ГГГГ), ч.3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.
В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ устанавливались нормы питания, обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
На основании п. 1 указанного Постановления обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости, которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 1999 - 2003 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 1999 - 2004 год в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.
Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в спорный период не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (управление образования администрации района <адрес>) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – <адрес> и его финансовый орган – Министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, на основании данных комитета статистики <адрес>, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом в рассматриваемый период, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.
Согласно расчету истца, подтвержденному сведениями службы государственной статистики <адрес>, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), за 2001-2004 годы в сумме 43 512 рублей 07 копеек, у суда сомнений не вызывает.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующий период времени.
Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами о федеральном бюджете за рассматриваемый период составляет 66 074 рубля 71 копейка.
Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.
Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 67, 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 43 512 ░░░░░░ 07 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 66 074 ░░░░░ 71 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ 109 586 ░░░░░░ 78 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░