Решение по делу № 33-1074/2021 от 16.02.2021

Дело № 33-1074/2021     Докладчик Сергеева И.В.

(номер дела в суде первой инстанции 2-1340/2020) Судья Синягин Р.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой Д.В.

судей     Сергеевой И.В., Швецовой Н.Л.

при секретаре Уваровой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 14 апреля 2021 года дело по апелляционным жалобам УФСИН России по Владимирской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 33 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее- ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России), Кутузова Михаила Александровича на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 09 декабря 2020 года, которым на ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России возложена обязанность установить Кутузову Михаилу Александровичу сокращенную продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю.

В удовлетворении исковых требований об установлении дополнительных доплат в связи с вредными (опасными) условиями труда (диагностика и лечение ВИЧ-инфицированных в размере 80%), (связанными с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в размере 25%), установлении дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней - отказано.

С ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Заслушав доклад судьи Сергеевой И.В., выслушав объяснения Кутузова М.А.,поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, представителя ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области Копейкина Д.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кутузов М.А. обратился с иском к ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, в котором просит обязать ответчика установить ему:

- дополнительную оплату труда в связи с вредными (опасными) условиями труда (диагностика и лечение ВИЧ-инфицированных) в размере 80% (60+20) оклада,

- дополнительную оплату труда в связи с вредными (опасными) условиями труда, связанными с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в размере 25% оклада,

- обязать ответчика установить ему сокращенную продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

В обоснование заявленных требований указал, что с **** работает в должности врача-хирурга в филиале «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России». В апреле 2020 г. по результатам проведенной специальной оценки условий труда врача-хирурга, установлен класс опасности по работе с биологическими материалами: 3.3.

Ему, как врачу-хирургу, осуществляющему работу в вредных и опасных условиях труда положена повышенная оплата труда, однако фактически она не установлена. За особый характер труда, как работающему в опасных условиях труда, связанных с риском инфицирования микобактериями туберкулеза, ему положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней, а также сокращенная 30-часовая рабочая неделя.

В судебном заседании истец Кутузов М.А. и его представитель - адвокат Плышевская М.Е. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Владимирской области Копейкин Д.А. возражал против иска, ссылаясь на повышенную оплату труда истца, установленную трудовым договором. В соответствии с приказом Учреждения Кутузову М.А. производятся доплаты за работу с больными туберкулезом, СПИДом и ВИЧ-инфицированными, пропорционально фактически отработанному времени. Указал, что филиал «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России не является ни туберкулезной (противотуберкулезной) лечебно-профилактической медицинской организацией, ни специализированной лечебно-профилактической медицинской организацией по лечению больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, ни лечебно-исправительным учреждением, в данной связи у истца отсутствует право на дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней, а также сокращенную трудовую неделю.

Представитель третьего лица ООО «Институт экспертизы условий труда», извещенный надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленном письменном отзыве указали, что при составлении карты СОУТ в апреле 2020 г. работодателем не были представлены сведения о фактическом наличии повышенного размера оплаты труда, в графу «фактическое наличие» было проставлено «нет», однако данная запись права работника не затрагивает, поскольку отнесена к предыдущей СОУТ, а не к вновь проведенной.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, самостоятельно принял решение по требованиям, которые истцом не заявлялись, а именно возложил на ответчика обязанность установить истцу сокращенную продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, при том, что истец просил установить 30-часовую рабочую неделю.

В апелляционной жалобе Кутузов М.А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выражает несогласие с выводами суда о том, что филиал «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России не является специализированным учреждением здравоохранения, организующим и осуществляющим противотуберкулезную помощь. Настаивает на том, что ему как работающему во вредных (опасных) условиях труда на постоянной основе, положено повышение должностного оклада, а также предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней за особый характер труда, а также 30-часовая рабочая неделя.

В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо ООО «Институт экспертизы условий труда» не явилось о времени и месте рассмотрения дела извещено заблаговременно и надлежащим образом, сведения о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства были размещены в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20 февраля 2021 г., о причинах неявки не сообщило, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с **** на основании трудового договора **** Кутузов М.А. работает в должности врача- хирурга в хирургическом отделении филиала Туберкулезной больницы №1 ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России.

Согласно должностной инструкции врача- хирурга хирургического отделения Туберкулезной больницы №1, утвержденной Врио начальника ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России 27 апреля 2015., с которой Кутузов М.А. ознакомлен, в обязанности врача- хирурга входит осуществление диагностической и лечебно- профилактической работы с курируемыми больными, в том числе, с применением наркотических и психотропных препаратов.

Оплата труда гражданского персонала уголовно- исполнительной системы осуществляется в соответствии с приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624.

Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 28 июня 2019 года Кутузову М.А. производятся выплаты компенсационного характера:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 25% (на основании Приказа ФСИН России № 323 от 11.06.2014 года);

- повышение должностного оклада в размере 50% за особые условия службы в исправительной колонии строгого режима (на основании Приказа ФСИН России № 624 от 13.11.2008 года);

- повышение должностного оклада в размере 15% за работу во вредных условиях труда (на основании Приказа ФСИН России № 624 от 13.11.2008 года).

Приложением №3 приказа ФСИН России от 13.11.2008 №624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы" утверждена ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ, УСЛОВИЯХ И РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТ КОМПЕНСАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (далее-Инструкция) и Перечень должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера(далее-Перечень).

         

      Согласно п.13 Инструкции гражданскому персоналу учреждений здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также гражданскому персоналу, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивать надбавку за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки) без учета увеличений и повышений, в том числе и за каждый час работы в указанных условиях.

В п.3 Перечня указаны подразделения и должности с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 60 процентов:

3.1. Специально созданные учреждения (больницы, отделения, палаты), предназначенные для лечения больных СПИД и ВИЧ-инфицированных.

3.2. Учреждения (подразделения), осуществляющие проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и проведение другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными.

3.3. Лаборатории, осуществляющие обследование на ВИЧ-инфекцию, исследования крови и биологических жидкостей от больных СПИД и ВИЧ- инфицированных (кроме врачей, работающих в Главном центре гигиены и эпидемиологии ФСИН России и центрах гигиены и эпидемиологии ФСИН России по федеральным округам).

В тоже время в примечании к данному Перечню указано, что на основании Перечня руководитель учреждения утверждает по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом работников перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, контакт с больными, возможность инфицирования вследствие выполнения должностных обязанностей) может повышаться должностной оклад (тарифная ставка).

В случаях, когда работники учреждений, подразделений, отделений, палат, кабинетов и т.д., перечисленных в Перечне, заняты на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда не на постоянной основе, оплата труда производиться в виде доплаты к должностному окладу (ставке) за фактически отработанное время.

Работникам учреждений, подразделений, отделений, палат, кабинетов и т.д., перечисленных в Перечне, фактически не занятым на работах в опасных для здоровья или особо тяжелых условиях труда, вышеуказанные повышения не устанавливаются.

Разрешая исковые требования Кутузова М.А. о праве на дополнительную оплату труда в связи с вредными (опасными) условиями труда (диагностика и лечение ВИЧ-инфицированных) в размере 80% (60%+20%) оклада, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, обоснованно исходил из того, что само учреждение ( филиал ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России») не является учреждением, специально созданным и предназначенным для лечения ВИЧ- инфицированных,а также работа истца в хирургическом отделении, не обусловлена постоянным непосредственным контактом с больными СПИД и ВИЧ-инфицированными, в связи с чем оснований для оплаты труда истца в повышенном размере вне зависимости от времени работы в непосредственном контакте в ВИЧ-инфицированными больными, на чем настаивает истец, правомерно судом не установлено.

В Приказе Минздравмедпрома РФ N 307, Госкомсанэпиднадзора РФ N 221 от 30.07.1996 "Об утверждении Перечня организаций, предприятий, производств и их структурных подразделений, работа в которых дает право на установление надбавки в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки) за осуществление диагностики и лечения ВИЧ - инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека" изданном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей", к пункту 3 которого относит свою работу истец, (Должности     медицинского персонала Учреждений здравоохранения и их структурных      подразделений,осуществляющих непосредственный контакт сбольными СПИДом и ВИЧ - инфицированными при проведении эпидрасследований, консультаций, осмотров, оказании медицинской помощи, судебно - медицинской экспертизы и проведения другой работы ) также в Примечаниях указано, что в каждом учреждении на основании Перечня должен быть составлен и утвержден по согласованию с выборным профсоюзным органом перечень работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (лечение, обеспечение диагностики, непосредственное обслуживание или контакт с больными и др.) может устанавливаться надбавка в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем (примечания).

Как следует из дела, приказом ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России» № 54 от 07.08.2019 года (далее - Приказ № 54) утвержден Перечень должностей, дающих право для начисления повышений и доплат за работу во вредных условиях труда сотрудниками и гражданскому персоналу ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России».

Пунктом 3 Приложения 1 к Приказу № 54 должность врача-хирурга указана в качестве должности, связанной с лечением больных СПИД и ВИЧ-инфицированных не на постоянной основе, оплата труда которых производится в виде доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за фактически отработанное время (60% - приложение № 3, Перечень, примечание 1, 20% - приложение № 3, п. 13), что соответствует требованиям Приказа ФСИН России от 13.11.2008 №624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы".

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции в этой части правильными, основанными на правильном толковании вышеприведенных положений законодательства применительно к установленным судом фактическим обстоятельствам, поскольку истец осуществляет свою работу в непосредственном контакте с ВИЧ- инфицированными не на постоянной основе (то есть не ежедневно в течение всего рабочего дня).

Ссылаясь на п.11 Инструкции, в соответствии с которым гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25 процентов, Кутузов М.А. считает, что имеет право на повышение должностного оклада, поскольку его работа осуществляется в учреждении, специально созданном для лечения туберкулезных больных.

Из дела следует, что перечнем № 3 Приложения № 3 к Приказу № 54 должность врача-хирурга предусмотрена в качестве должности медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи и контактирующих с больными активной формой туберкулеза, у которых контакт с больными активным туберкулезом и с материалом, инфицированными микобактериями туберкулеза составляет менее 50% рабочего времени, оплата труда производится за фактически отработанное время, в виде дополнительной оплаты труда в размере не менее 25% должностного оклада (тарифной ставки).

Разрешая требования Кутузова М.А. в этой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что филиал «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России» не является специализированным туберкулезным учреждением здравоохранения, организующим и осуществляющим противотуберкулезную помощь, под которой понимается совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях.

В соответствии с разделом II «Положения о филиале «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России», основными задачами филиала является оказание первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях и специализированной стационарной помощи спецконтингенту УИС Владимирской области в объемах, установленных программой государственных гарантий по видам медицинской помощи, согласно полученной филиалом лицензии на медицинскую деятельность, контроль качества ее оказания, и другое.

При этом, п. 22 названного Положения в качестве основных задач филиала также прописано осуществление противотуберкулезной работы и ее контроль в филиалах Учреждения.

Вместе с тем, данный вид деятельности филиала не является единственным, поскольку указанное подразделение ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России оказывает также помощь больным из числа спецконтингента по хирургическому, терапевтическому, психиатрическому профилю и иную медицинскую помощь, о чем свидетельствует наличие в организационной структуре помимо туберкулезных также, терапевтического, хирургического, психиатрического отделений.

Доказательств тому, что истец при осуществлении своей трудовой деятельности в хирургическом отделении занят на работах с больными туберкулезом более 50% рабочего времени стороной истца не представлено.

При этом карта 7 специальной оценки условий труда от 15.04.2020г., на которую ссылается истец, таким доказательством, по мнению судебной коллегии, не является, поскольку из содержания протокола проведения исследований и измерений биологического фактора (Т.1 л.д.13) следует, что на рабочем месте истца имеется воздействие биологического фактора-работы с патогенными микроорганизмами, как второй группы патогенности-вирусы ВИЧ (класс 3.3), так и третьей группы патогенности- микобактерии туберкулеза (класс 3.2).

При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что ему, как работнику, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, более 50 процентов рабочего времени, должностной оклад должен быть повышен на 25 процентов отклоняются.

При этом установлено согласно карточке-справке о заработной плате и справке по заработной плате за 2020 год, что истцу осуществляется доплата в размере 25% за фактически отработанное время в месяце с туберкулезными больными.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Кутузов М.А. с аналогичным иском ( об установлении надбавки за работу в опасных условиях труда ( диагностика и лечение ВИЧ-инфицированных) в размере 80% от оклада и об установлении надбавки за работу с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза в размере 25% от оклада) обращался в 2016 году в Октябрьский районный суд г.Владимира, решением которого от 15 марта 2017 года Кутузову М.А. в иске отказано.          

Указанным решением установлено, что хирургическое отделение не является специально созданным отделением, предназначенным для лечения ВИЧ-инфицированных и оказания противотуберкулезной помощи на постоянной основе.

Преюдициальная связь судебных актов обусловлена свойством обязательности как элемента законный силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами.

Кроме того, из представленных ответчиком карточек-справок о заработной плате и справок по заработной плате за 2017г. и 2020 г. усматривается, что изменений в порядке оплаты труда Кутузова М.А. не произошло.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, в том числе, положения ст. 61 ГПК РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кутузова М.А. об установлении доплат к должностному окладу в вышеназванных размерах.

Ссылку истца в апелляционной жалобе на Методическое пособие по вопросам оплаты труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" (утв. Главным управлением исполнения наказаний Минюста РФ 14.02.2003 N 18/54-110) судебная коллегия отклоняет, поскольку оно является внутриведомственным документом рекомендательного характера.

Также не признает состоятельной судебная коллегия ссылку истца в апелляционной жалобе на Приказ Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда", а именно на п.5 Перечня должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, согласованный с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Пунктом 5 Перечня предусмотрены должности Медицинских сотрудников и работников,      непосредственно участвующих      в     оказании противотуберкулезной помощи и контактирующие с больными активной формой туберкулеза, независимо     от занимаемой должности в      Лечебно-профилактических      и лечебных          исправительных учреждениях             уголовно-исполнительной системы (УИС)Минюста России, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы Минюста России (п.1).Однако, как указывалось выше, филиал «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России» не является специально созданным учреждением для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

Кроме того, и в данном Приказе ( в примечаниях к нему, п.4) указано, на то, что руководителем учреждения (организации) утверждается перечень сотрудников и работников учреждения, которым с учетом конкретных условий работы (лечение, проведение диагностических мероприятий, экспертизы, непосредственное обслуживание больных туберкулезом, контакт с больными туберкулезом и инфицированным микобактериями туберкулеза материалом, другие мероприятия) производится дополнительная оплата труда, в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем.

Отказывая истцу в удовлетворении требований об обязании ответчика установить дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, суд исходил из того, что в силу положений ст. 117 Трудового кодекса РФ( далее-Кодекс), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установлены частью 3 статьи 121 Кодекса, согласно которой в стаж, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, включается только фактически отработанное время в соответствующих производствах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как установлено судом, трудовым договором Кутузову М.А. установлен дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней за вредные условия работы.

Как следует из дела, дополнительный отпуск, в частности, за период 2019-2020г.г. был предоставлен Кутузову М.А. в количестве 9 календарных дней, исходя из фактически отработанного времени во вредных условиях труда ( 8 месяцев).

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1267-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф. на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации" с целью введения для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрел комплекс мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье таких работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117), а также закрепил в части третьей статьи 121 порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов.

С учетом изложенного, доводы истца о праве на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 14 дней вне зависимости от фактически отработанного времени во вредных (опасных) условиях труда, в том числе со ссылкой на Приказ Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, подлежат отклонению.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части установления Кутузову М.А. сокращенной продолжительности рабочего времени- не более 36 часов в неделю, исходя из следующего.

В соответствии со ст.92 Трудового кодекса РФ, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии с п. 1 ст. 350 Трудового кодекса РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации, а в частности Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

        В соответствии с Приложением 3 к Постановлению N 101 врачам туберкулезных организаций здравоохранения и их структурных подразделений продолжительность рабочего времени устанавливается 30 часов в неделю.

Однако, Кутузов М.А. является врачом-хирургом хирургического отделения, непосредственно противотуберкулезную помощь не оказывает, и как указывалось выше, «Туберкулезная больница № 1» ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 33 ФСИН России» не является специально созданной организацией здравоохранения для лечения больных туберкулезом.

По тем же основаниям не подлежит применению к истцу Приказ Минздрава РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003, поскольку согласно примечания 1 к Перечню,( на который ссылается истец), дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней и 30-часовая рабочая неделя предоставляются сотрудникам и работникам, предусмотренным настоящим Перечнем, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", поскольку истец не относится к работникам, у которых контакт с       больными       активным туберкулезом составляет более 50% рабочего времени.

Довод жалобы УФСИН России по Владимирской области, ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России о том, что суд вышел за пределы исковых требований истца Кутузова М.А.,который не просил установить ему продолжительность рабочего времени-36 часов, не состоятелен, поскольку по смыслу разъяснений, содержащихся пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд определяет, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению.

Таким образом, именно суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, именно, суд указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.

Суд рассмотрел требования истца Кутузова М.А. в пределах заявленных им требований, и не допустил нарушения процессуальных норм действующего гражданско-процессуального законодательства, а именно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, суд достоверно и правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения и пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционных жалобах не содержится.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 09 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 33 Федеральной службы исполнения наказаний», УФСИН России по Владимирской области, Кутузова Михаила Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий:      Д.В. Яковлева

Судьи:         И.В. Сергеева

         Н.Л. Швецова

33-1074/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кутузов Михаил Александрович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-33 ФСИН России
Другие
Управление ФСИН России по Владимирской области
ООО Инстутут экспертизы условий труда
Плышевская Марина Евгеньевна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Сергеева Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
17.02.2021Передача дела судье
23.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2021Передано в экспедицию
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее