Решение по делу № 11-377/2024 от 06.06.2024

Дело № 11-377/2024

УИД № 59MS0021-01-2023-001918-91

Мировой судья Мосина А.В.

Дело № 2-3/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2024 года                                                                                                г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бересенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на решение мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ),

по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю к Филимоновой Н. С., Откулову А. А. о взыскании излишне выплаченных компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином,

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОСФР по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Филимоновой Н.С., Откулову А.А. о взыскании излишне выплаченных компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, в размере <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований истец указывает, что решением УПФР в Ленинском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Откулова А.А. и других документов ему назначена компенсационная выплата на осуществление ухода за Филимоновой Н.С. Ответчики уведомлены об обязанности известить об обстоятельствах, влекущих прекращение компенсационной выплаты, ответчик был предупрежден при обращении. Выплата компенсации за уход производилась вместе с пенсией нетрудоспособного лица (пенсионера). В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ проверены сведения о трудовой деятельности, в результате чего установлено, что Откулов А.А. осуществлял оплачиваемую работу в ООО «Строительный контроль» в период с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Откулов А.А. не имел право на получение компенсационной выплаты как лицо, осуществляющее уход. При этом, обязанность по уведомлению об обстоятельствах, препятствующих выплате компенсационной выплаты, Откулов А.А. не исполнил. Размер переплаты компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. Требование о возврате компенсационной выплаты, направленное в адрес ответчиков, оставлено без удовлетворения. До настоящего времени денежные средства не поступили.

Решением мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ОСФР по Пермскому краю оставлены без удовлетворения (л.д. 68-70).

Об отмене данного решения просит в апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что при вынесении решения суд неправильно истолковал нормы закона, не применил п.п. 3, 10, 16 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом <данные изъяты>, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Ответчики своевременно не известили территориальный орган об устройстве Откулова А.А. на работу, чем не исполнили предусмотренную законом обязанность. Ответчики являются виновными лицами в непредставлении сведений об осуществлении Откуловым А.А. трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ и получении дохода от трудовой деятельности в период, когда ему установлена компенсационная выплата, что указывает на недобросовестность и виновность в причинении ущерба истцу. При этом при подаче заявления ответчики были предупреждены о необходимости извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчики Откулов А.А., Филимонова Н.С. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, изложенных в жалобе доводов, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации в ст.ст. 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные компенсационные выплаты.

В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила).

В силу п. 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы. Изданные в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, Правила предусматривают компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением УПФР в Ленинском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Откулова А.А. об осуществлении ухода за нетрудоспособным лицом от ДД.ММ.ГГГГ и других документов, а также заявления о согласии на осуществление ухода Филимоновой Н.С. (получателя пенсии), назначена компенсационная выплата (л.д. 7, 8-9, 10).

При приеме документов Откулову А.А. были даны разъяснения об обязанности извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, что подтверждается личной подписью в заявлении Откулова А.А.

01.10.2021 ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинскому районе г. Перми исключено из ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) с 01.01.2023 изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (л.д. 25-27).

В рамках осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств Отделением проверены сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов ПФР, установлено, что Откулов А.А. осуществлял оплачиваемую работу в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) компенсации лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в связи с несвоевременным сообщением о трудоустройстве лица, осуществляющего уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, с ДД.ММ.ГГГГ выплата производиться ошибочно (л.д. 20).

Решением ОСФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Откулову А. А., производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному лицу Филимоновой Н.С., с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Как следует из решения, Откулов А.А. осуществляет оплачиваемую работу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем не имел право на получение компенсационной выплаты как лицо, осуществляющее уход.

Переплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. (л.д. 18, 19).

Истцом в адрес ответчиков направлено требование о возврате компенсационной выплаты (л.д. 21, 22).

Обращаясь с иском о взыскании с ответчиков незаконно выплаченных компенсационных выплат неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, истец ссылался в обоснование своих требований и доводов о недобросовестности ответчиков на то, что ответчики не сообщили о том, что Откулов А.А. осуществляет трудовую деятельность, хотя заведомо понимал, что был трудоустроен и одновременно получал компенсационную выплату в нарушение требований законодательства РФ, результате чего получил компенсационную выплату обманным путем в вышеуказанном размере.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что получение ответчиками спорных выплат действительно необоснованно, вместе с тем, не они не могут быть взысканы судом с ответчиков, поскольку доказательств наличия недобросовестности со стороны ответчиков в материалы дела не представлено, со стороны ответчиков отсутствует неосновательное обогащение, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований отказано.

Как разъяснено в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

Под интересами законности с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

В связи с изложенным, в интересах законности в целях защиты нарушенных прав граждан суд считает необходимым проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса. Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, содержащееся в гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением ежемесячных денежных выплат лицами, осуществляющими уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» (далее - Правила). Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

В соответствии с п. 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил).

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (п. 5 Правил).

Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.

При этом, названные документы (справку органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице) согласно п. 6 (1) Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, запрашивает у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и не вправе требовать их от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.

Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (абз. 1 п. 7 Правил).

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (п. 8 Правил).

В п. 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.

В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (пп. «д» п. 9 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п. 10 Правил).

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (п. 11 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет.

Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Между тем, излишне выплаченные Откулову А.А. суммы компенсационной выплаты, которые фактически были получены Филимоновой Н.С., в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Откулова А.А. – лица, которому эта выплата была назначена, и Филимоновой Н.С. – лица, фактически получившего эти денежные средства, или в случае счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ОСФР по Пермскому краю и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ответчиков при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм компенсационной выплаты.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчиков при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм компенсационной выплаты в общем размере 4 140,00 руб. лежит на органе, требующем их возврата, то есть на истце.

Доказательств недобросовестности ответчиков при начислении и получении в спорный период ежемесячной компенсационной выплаты истцом не представлено, судом не установлено, тем самым в действиях как виновных противоправных действий, повлекших причинение истцу убытков не установлено.

То обстоятельство, что при обращении за выплатой Откуловым А.А. было подписано заявление, в котором было указано, что он предупрежден о необходимости в течение 5 рабочих дней извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении лицом, получающим выплату, так и осуществляющим уход, оплачиваемой работы, не свидетельствует о недобросовестности указанного лица. Фраза «оплачиваемая работа», используемая в указанном заявлении, могла не ассоциироваться ответчиками как «разовое получение дохода». Иных доказательств фактического предупреждения истцом ответчиков о необходимости извещения о получении любого дохода, истцом не представлено.

Сведений о разъяснении истцом Филимоновой Н.С. необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в материалах дела не имеется.

Таким образом, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что при приеме документов Откулов А.А. и Филимонова Н.С. были даны исчерпывающие разъяснения об обязанности безотлагательно извещать истца об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Бланк заявления лица, осуществляющего уход гражданином, о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, составленный истцом и подписанный Откуловым А.А ДД.ММ.ГГГГ, хотя и содержит ссылку на обязанность такого лица в течение пяти дней извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Однако, порядок и форму выполнения такой обязанности не разъясняет, ссылку на обязанность лица, осуществляющего уход, сообщать о своем кратковременном (не постоянном) трудоустройстве или получении разового дохода на основании краткосрочного договора в ОСФР по Пермскому краю не содержит (л.д. 8-9).

Что касается Филимоновой Н.С., то доказательств того, что ей было известно о том, что Откулов А.А. осуществляет оплачиваемую трудовую деятельность, истцом не представлено.

Довод истца, что компенсационная выплата в отсутствие юридических оснований, не может быть отнесена к денежным суммам, предоставленным пенсионеру в качестве средства к существованию (то есть, не является выплатой, предусмотренной п. 3 с. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом не принимается, так как, выплата назначалась гражданину именно как денежная сумма, предоставленная пенсионеру в качестве средства к существованию, цель ее предоставления не меняется при отпадении условий для ее выплаты, истцом оспаривается само основание для продолжения ее выплаты после наступления определенных обстоятельств.

При таком положении, поскольку нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, либо повлекших неправильное разрешение спора, по материалам дела не усматривается, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Ввиду изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона, сделаны в соответствии с вышеуказанными нормами материального права, при установлении имеющих значение для дела обстоятельств.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку оно принято при правильном толковании и применении норм материального, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Судья                                                                                                    О.П. Берсенёва

Мотивированное апелляционное определение составлено 01 августа 2024 года.

11-377/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Ответчики
Откулов Андрей Анатольевич
Филимонова Нина Семеновна
Другие
Ермакова Екатерина Сергеевна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
06.06.2024Передача материалов дела судье
13.06.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
15.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2024Дело оформлено
09.08.2024Дело отправлено мировому судье
30.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее