УИД 11RS0012-01-2021-000439-85 Дело № 2-217/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
07 июня 2021 года гражданское дело по иску Смолева А.Л. к администрации муниципального района «Прилузский» об установлении границы и площади земельного участка
установил:
Смолев А.Л. обратился в суд с иском к АМР «Прилузский» об установлении границы земельного участка в координатах характерных точек границ, определенных межевым планом, и уточнении площади земельного участка. Заявленные требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.05.2019 г. Для уточнения местоположения границы и площади земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру ФИО1 и заказал кадастровые работы, при проведении которых установлено, что площадь земельного участка составляет 1 235 кв.м. Ввиду превышения площади земельного участка получение услуги по изменению основных характеристик объект недвижимости было приостановлено, а затем отказано. Учитывая, что внести необходимые изменения в ЕГРН по установлению площади принадлежащего истцу земельного участка не представляется возможным, Смолев А.Л. обратился в суд с настоящим иском.
На основании определения суда от 20.05.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющей самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация СП «Объячево».
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивает, просит установить границы и площадь земельного участка по межевому плану от 30.12.2020 года, подготовленному кадастровым инженером ФИО1, с указанием площади земельного участка 1 235 кв.м.
Представитель ответчика АМР «Прилузский» Туголуков Н.В., действующий на основании доверенности от 09.04.2021 года, в суде требования Смолева А.Л. признал в полном объеме, о чем предоставил суду расписку о признании иска.
Представитель третьего лица администрации СП «Объячево» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что с 29.05.2019 года Смолев А.Л. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, с кадастровым №, площадью 900 кв.
На названном земельном участке располагается жилой дом общей площадью 100,8 кв.м., принадлежащий истцу на праве собственности.
Смолев А.Л. в целях проведения работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка обратился к кадастровому инженеру ФИО1 В результате выполнения кадастровых работ ФИО1 подготовил межевой план от 30.12.2020 года, в котором указано, что фактическая площадь земельного участка составила 1 235 кв.м., что превышает сведения о площади, содержащиеся в ЕГРН.
Уведомлением Сысольского муниципального отдела Управления Росреестра по РК от 16.04.2021 № истцу отказано в государственном кадастровом учете земельного участка в виду расхождения между значениями площади земельного участка, содержащимися в ЕГРН и полученными в результате уточнения местоположения границ земельного участка.
С учетом изложенного, Смолев А.Л. обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).
Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В данном случае согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.05.2021 № граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что и послужило основанием для обращения к кадастровому инженеру.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).Справкой Управления муниципальной собственности АМР «Прилузский» от 30.12.2020 № установлено, что земельный участок с кадастровым №, площадью 1 200 кв.м., согласно действующим Правилам землепользования и застройки, утверждённых решением Советаа МР «Прилузский» от 16.12.2020 № VI-04/8 «Об утверждении Правил землепользования и застройки СП «Объячево» МР «Прилузский» Республики Коми в части населенных пунктов с. Объячево относится к территориальной зоне Ж2.
Правилами землепользования и застройки СП «Объячево» утверждена минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуального жилого дома в жилой зоне Ж2 - 35 кв. м.
В данном случае площадь земельного участка увеличивается на 335 кв. м, то есть в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и его площади, величина, на которую, площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7). То есть решение суда и межевой план являются равнозначными отдельными самостоятельными основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 г., или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Между тем, как следует из материалов дела, отделом архитектуры и градостроительства Прилузского райисполкома на основании договора от 18.06.1991 года ФИО2 был выделен земельный участок в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности в размере 0,12 га. В тот же день составлен акт об отводе границ в натуре в указанной площаи.
В решении Объячевского сельского совета № от 09.09.1991 года указано на выделение под строительство индивидуального жилого дома ФИО2 земельного участка размером 0,09 га.
Согласно выписки из похозяйственной книги СП «Объячево» от 20.03.20217 года ФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым № площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>.
Постановлением администрации СП «Объячево» от 08.10.2020 в решение Объячевского сельского совета от 09.09.1991 № 66 в связи с допущенной технической ошибкой, на основании выкопировки отдела строительства и архитектуры, договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 18.06.1991, внесены изменения в части площади земельного участка, с «0,09 га» до «0,12 га».
Таким образом, можно сделать вывод, что для строительства жилого дома ФИО2 был предоставлен участок площадью 1 200 кв.м., а в решении Объячевского сельского совета допущена ошибка в указании площади.
В то же время установлено, что единственным смежным земельным участком, по отношению к земельному участку истца, является земельный участок с кадастровым №, право собственности на который зарегистрировано за ФИО3 В свою очередь, собственник смежного земельного участка согласовала смежную границу, установленную межевым планом без каких-либо разногласий.
В суде свидетель ФИО4, не доверять показаниям которой у суда не имеется оснований, указала, что её дом находится рядом с домом истца; границы земельного участка, принадлежащего истцу, как были при бывшем собственнике ФИО2, так и остались в настоящее время, забор не передвигался.
Одновременно судом учитывается, что в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2016г.) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (п. 2 ст. 3.3 вышеуказанного ФЗ).
Между тем, представитель администрации МР «Прилузский» в ходе рассмотрения дела признал исковые требования Смолева А.Л. в полном объеме, о чем представил суду расписку.
В силу 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и представленных в дело доказательств; поскольку последствия признания иска были представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем свидетельствует собственноручная подпись последнего в представленной суду расписке; учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска и вынести решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Отсюда, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Принять признание иска ответчиком.
Исковое заявление Смолева А.Л. к администрации муниципального района «Прилузский» об установлении границы и площади земельного участка – удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, в координатах характерных точек его границ, определенных межевым планом, составленным кадастровым инженером ФИО1 от 30 декабря 2020 года, с указанием площади земельного участка – 1 235 кв.м. ± 7.03 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий