Дело №а-310/2017
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
<адрес> 20 ноября 2017 года
Лешуконский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Кокотовой Е.И.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда <адрес>) административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, в защиту их прав и законных интересов о признании запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации, распространяемой посредством сети Интернет,
установил:
<адрес> обратился в интересах неопределенного круга лиц, в защиту их прав и законных интересов с административным исковым заявлением о признании запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации, распространяемой посредством сети Интернет.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района в рамках проводимой проверки в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения, проведен мониторинг находящихся в открытом доступе ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью установления фактов размещения в сети «Интернет» предложений по реализации продуктов, включенных в санкционный список. Установлено, что на территории Российской Федерации, в свободном доступе находится сайт http://agro-russia.com/. Сайт находится в открытом доступе, размещенная на нем информация доступна для свободного просмотра пользователями сети Интернет. В ходе мониторинга данного ресурса, установлено, что на нем размещены объявления в форме «активных ссылок» с предложениями по оптовой продаже мандаринов. К приобретению предлагаются различные сорта мандаринов от производителей, находящихся на территории королевства Испании. При активации объявления «Продаем мандарины из Испании» осуществляется переход на страницу объявления продавца (http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/). При активации объявления «Мандарины из Испании» осуществляется переход на страницу объявления продавца http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/. На данных страницах содержатся данные о наименовании предлагаемых к приобретению сортов мандаринов, о местах их производства, наименовании производителя и контактных телефонов, по которым имеется возможность осуществить приобретение мандаринов. Также имеется возможность вести общение с продавцом посредством электронной почты, через программу «Skype». В соответствии с положениями части 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Во исполнение указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию до ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес> и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению. Этим же постановлением утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес> и княжество Лихтенштейн. Так, в частности, из указанного перечня запрет на ввоз в Российскую Федерацию установлен в отношении в отношении следующей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Фрукты и орехи (Код ТН ВЭД ЕАЭС 0801 - 0811, 0813, куда входят мандарины, включая танжерины и сатсума, код ТН ВЭД ЕАЭС - 0805210000). В соответствии с положениями статей 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» установленные запреты на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются специальными экономическими мерами, принятыми в целях обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод граждан Российской Федерации. При этом, законом установлено, что специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Правовую основу применения специальных экономических мер составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, размещенная информация противоречит установленной государством политике и не отвечает требованиям безопасности. В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Порядок включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов в реестр, ведение реестра, определены положениями статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации, в целях профилактики террористической деятельности, информация, размещенная на указанном сайте, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В связи с противоправностью действий лица, разместившего информацию, установить владельца сайта и информации, размещенной на ней, не представляется возможным. С учетом того, что размещенная на указанных сайтах информация противоречит установленной государством политике и не отвечает требованиям безопасности, просит признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенную по адресам: http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/, http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
<адрес>, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принял.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по <адрес> и Ненецкому автономному округу в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Согласно письменным объяснениям полагает возможнымпризнаниеуказаннойинформациизапрещеннойкраспространениюна территории Российской Федерации. В случаепризнанияинформациизапрещеннойкраспространению, доступ к ней ограничивается в установленном порядке. Дело просило рассмотреть без участия представителя Роскомнадзора.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки посредством мониторинга ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» был выявлен сайт по адресу: http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/, http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/, на котором размещены объявления в форме «активных ссылок» с предложениями по оптовой продаже мандаринов. К приобретению предлагаются различные сорта мандаринов от производителей, находящихся на территории королевства Испании.
При активации объявления «Продаем мандарины из Испании» осуществляется переход на страницу объявления продавца (http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/).
При активации объявления «Мандарины из Испании» осуществляется переход на страницу объявления продавца http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/. На данных страницах содержатся данные о наименовании предлагаемых к приобретению сортов мандаринов, о местах их производства, наименовании производителя и контактных телефонов, по которым имеется возможность осуществить приобретение мандаринов. Также имеется возможность вести общение с продавцом посредством электронной почты, через программу «Skype».
Вход на указанные сайты свободный.
В соответствии с ч. 1 ст. 10Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Обинформации,информационныхтехнологиях иозащитеинформации» в Российской Федерациираспространениеинформацииосуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Вместе с тем, ограничение доступа кинформацииустанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона).
Исходя из содержания ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Обинформации,информационныхтехнологиях иозащитеинформации» передачаинформациипосредством использованияинформационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований краспространениюинформациии охране объектов интеллектуальной собственности. Передачаинформацииможет быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с положениями части 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию до ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес> и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Этим же Постановлением утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, королевство Норвегия, Украина, <адрес>, Черногория, <адрес> и княжество Лихтенштейн.
Так, в частности, из указанного перечня запрет на ввоз в Российскую Федерацию установлен в отношении в отношении следующей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Фрукты и орехи (Код ТН ВЭД ЕАЭС 0801 - 0811, 0813, куда входят мандарины, включая танжерины и сатсума, код ТН ВЭД ЕАЭС - 0805210000).
В соответствии с положениями статей 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» установленные запреты на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются специальными экономическими мерами, принятыми в целях обеспечения интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранения или минимизации угрозы нарушений прав и свобод граждан Российской Федерации.
При этом, законом установлено, что специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Правовую основу применения специальных экономических мер составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Порядок включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов в реестр, ведение реестра, определены положениями статьи 15.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Таким образом, в силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Обинформации,информационныхтехнологиях иозащитеинформации»информация, размещенная на Интернет - сайтах http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/ и http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/ относится кзапрещенной.
Частью 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащиминформацию,распространениекоторойв Российской Федерациизапрещено, создается единая автоматизированнаяинформационнаясистема «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеинформацию,распространениекоторойв Российской Федерациизапрещено» (далее - Реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащихинформацию,распространениекоторойв Российской Федерациизапрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеинформацию,распространениекоторойв Российской Федерациизапрещено (ч. 2 ст. 15.1 Закона).
Одним из оснований для включения в реестрсведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение судаопризнанииинформации,распространяемойпосредством сети «Интернет»,информацией,распространениекоторойв Российской Федерациизапрещено(ч. 5 ст. 15.1 Закона).
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированнойинформационнойсистеме «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов винформационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащиеинформацию,распространениекоторойв Российской Федерациизапрещеноформирование, и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационныхтехнологий и массовых коммуникаций и оператором реестра.
Судом установлено, что, на дату вынесения решения суда Интернет-сайты с адресами http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/, http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/не включены в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Содержащаяся на указанных сайтах информация, запрещена к распространению в Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размещенная на сайтах http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/, http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/информация противоречит установленной государством политике и не отвечает требованиям безопасности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лицопризнанииинформации,распространяемойна Интернет - сайтах с адресами http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/ и http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/запрещенной краспространениюна территории Российской Федерации подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.175-180Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, в защиту их прав и законных интересов о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, распространяемой посредством сети Интернет, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещенную по адресу: http://agro-russia.com/ru/trade/m-52287/mandariny-iz-ispanii/, http://agro-russia.com/ru/trade/m-47119/prodaem-mandariny-iz-ispanii/информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд (<адрес>) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.И. Кокотова