Дело № 10-3402/2018 Судья Жукова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 19 июля 2018 года
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Сопельцева А.Г., судей Федорова А.П. и Багаутдинова М.С. при секретаре Ворониной И.А. с участием:
прокурора Шабурова В.И.,
защитника - адвоката Сбродовой Е.Л. рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам адвоката Смока М.В. на приговор Советского районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2018 года, которым
БУЛДАШОВ Василий Александрович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, гражданин <данные изъяты>, судимый 02 апреля 2018 года Кыштымским городским судом Челябинской области по ч. 3 ст. 159 УК РФ к лишению свободы на срок один год, условно, с испытательным сроком один год шесть месяцев;
осужден по ч. 3 ст. 159 УК РФ (преступление в отношении Потерпевший №2) к лишению свободы на срок два года; за совершение трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (преступления в отношении ФИО23 Потерпевший №3,Потерпевший №4) к лишению свободы на срок два года шесть месяцев за каждое;
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок три года, на основании ст. 73 УК РФ постановлено об условном исполнении наказания с испытательным сроком четыре года, с возложением обязанностей: периодически являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, не менять без уведомления данного органа места жительства.
Приговором разрешены гражданские иски, с Булдашова В.А. взыскано в счет возмещения материального ущерба в пользуПотерпевший №4 - 9400 рублей, в пользу Потерпевший №3 - 27000 рублей.
Этим же приговором решены вопросы о мере пресечения и о судьбе вещественных доказательств, постановлено о самостоятельном исполнении приговора Кыштымского городского суда Челябинской области от 02 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи ФИО21, выступления адвоката Сбродо-вой Е.Л., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, прокурора ФИО6, полагавшего приговор подлежащим оставлению без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
приговором Булдашов В.А. признан виновным и осужден за совершение:
хищения денежных средств, принадлежащих ФИО8 в размере 25 000 рублей, путем обмана, с использованием своего служебного положения;
хищения денежных средств, принадлежащих Потерпевший №1 в размере 35 000 рублей, путем обмана, с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину;
хищения денежных средств, принадлежащих Потерпевший №3 в размере 27 000 рублей, путем обмана, с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину;
хищения денежных средств, принадлежащих Потерпевший №4 в размере 9 400 рублей, путем обмана, с использованием своего служебного положения, с причинением значительного ущерба гражданину.
Преступления совершены в <адрес> при обстоятельствах и во время, изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней адвокат ФИО9 просит приговор отменить, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением уголовного закона, нарушением уголовно-процессуального закона, постановить в отношении Булдашова В.А. оправдательный приговор.
Считает, что доказательств вины Булдашова В.А. в совершении инкриминируемых ему преступлений не добыто, а обвинительный приговор построен лишь на предположениях.
Утверждает, что в ходе судебного заседания не была установлена субъективная сторона преступлений.
Полагает, что умысла на хищение денежных средств потерпевших у Булдашова В.А. не было, а договорные обязательства не были выполнены по объективным причинам.
Обращает внимание на то, что у Булдашова В.А. имелись другие договорные обязательства, которые были исполнены, свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 подтверждают ведение операционной деятельности ООО ПСК «<данные изъяты>» по изготовлению тротуарной плитки и пенополистирола.
Считает, что суд необоснованно не принял во внимание последовательные показания Булдашова В.А., которые согласуются с материалами дела, не учел должным образом показания свидетеля ФИО12, а также не учел показания свидетеля ФИО10, данные им в судебном заседании, в той части, что в ходе предварительного следствия сотрудники полиции его неправильно поняли.
Кроме того, просит исключить из вводной части приговора сведения об осуждении Булдашова В.А. ДД.ММ.ГГГГ Кыштымским городским судом <адрес>, так как на момент совершения инкриминируемых его подзащитному деяний, последний не был судим.
В возражениях государственный обвинитель ФИО14, не соглашаясь с доводами адвоката, просит приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях потерпевший Потерпевший №1 выражает несогласие с доводами адвоката в интересах осужденного Булдашова В.А., находит приговор законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон и обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения приговора не усматривает.
Судом правильно установлено, что Булдашов В.А. с использованием своего служебного положения, действуя как директор ООО ПСК «<данные изъяты>», создавая видимость заключения гражданско-правовой сделки, от имени ООО ПСК «<данные изъяты>» заключил с Потерпевший №2, Потерпевший №1 ФИО16, Потерпевший №4 договоры, по которым обязался выполнить для каждого из потерпевших ряд работ, при этом, заранее не намереваясь исполнить взятые на себя обязательства по указанным договорам, во исполнение которых Потерпевший №2, Потерпевший №1, Потерпевший №3, Потерпевший №4 передали Булдашову В.А. денежные средства в качестве предоплаты, которые Булдашов В.А. на исполнение обязательств не направил, израсходовал на собственные нужды.
Виновность осужденного Булдашова В.А. в совершении преступлений, при установленных судом обстоятельствах, полностью подтверждена доказа-
тельствами, которые были получены в период предварительного следствия, проверены в ходе судебного разбирательства и приведены в приговоре.
Так, потерпевший Потерпевший №2 пояснил об обстоятельствах заключения договора с Булдашовым В.А. на укладку тротуарной плитки на его садовом участке в августе 2016 года, указав, что по требованию ФИО20 он внес предоплату 25 ООО рублей, однако договорные обязательства Булдашов В.А. не выполнил, денежные средства добровольно не возвратил и стал уклоняться от встреч.
Потерпевший Потерпевший №1 пояснил об обстоятельствах заключения договора с Булдашовым В.А. на укладку тротуарной плитки на его садовом участке в конце августа 2016 года, указав, что он внес предоплату 35 ООО рублей, однако к выполнению работ Булдашов В.А. так и не приступил, денежные средства добровольно не возвратил и перестал отвечать на телефонные звонки. Ущерб в 35 ООО рублей для него является значительным.
Потерпевший Потерпевший №3 пояснил, что в офисе фирмы ООО ПСК «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ встречался с Булдашовым В.А. и заказал поставку пенопласта, оплатив заказ на сумму 27 ООО рулей, однако в установленный срок ему не доставили пенопласт, а Булдашов В.А. перестал отвечать на телефонные звонки. Ущерб в 27 ООО рублей для него является значительным.
Потерпевший Потерпевший №4 пояснил, что в офисе фирмы ООО ПСК «<данные изъяты>» заказал поставку партии пенопласта, которую оплатил 19 января 2017 года по предоставленным Булдашовым В.А. реквизитам, перечислив 9 400 рублей. В установленный срок ему не доставили пенопласт, а Булдашов В.А. перестал отвечать на телефонные звонки. Ущерб в 9 400 рублей для него является значительным.
Свидетель ФИО11 сообщил об имеющейся у Булдашова В.А. задолженности за аренду складского помещения, в котором с сентября 2016 года находится оборудование, указав, что данное оборудование Булдашов В.А. никогда не запускал из-за его неисправности. Последний раз он видел Булдашова В.А. на территории складских помещений в ноябре 2016 года.
Свидетель ФИО10 в ходе предварительного следствия сообщил о наличии у Булдашова В.А. задолженности за охрану, электроэнергию, арендуемую территорию, пояснил, что производство тротуарной плитки велось около двух лет, а в летнее время 2016 года производство тротуарной плитки не замечал.
Свидетель ФИО13 подтвердил, что Булдашов В.А. деятельность по производству пенопласта не вел, с 2016 года до весны 2017 года все оборудование по производству пенопласта простояло на улице.
Суд обоснованно положил в основу приговора указанные выше показания потерпевших и свидетелей, поскольку они согласуются как между собой, так и с письменными материалами дела:
протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого установлено, что на производственной площадке изготовление тротуарной плитки не ведется с весны 2016 года;
протоколом выемки документов.
Эти и другие, положенные в основу приговора доказательства, подробно изложенные в приговоре, были исследованы судом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и обоснованно признаны допустимыми, достоверными и достаточными для решения вопроса о виновности Булдашова В.А. в совершении инкриминируемых ему деяний.
Объективных данных об оговоре осужденного Булдашова В.А. со стороны потерпевших и свидетелей, суд апелляционной инстанции не находит.
Существенных и неустранимых противоречий в показаниях указанных лиц по обстоятельствам дела, ставящих их под сомнение, а равно способных повлиять на выводы суда о виновности Булдашова В.А., не установлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции дал правильную и подробную оценку всем доказательствам, представленным как стороной обвинения, так и стороной защиты, в соответствии с п. 2 ст. 307 УПК РФ, привел убедительные мотивы, по которым он признал достоверными одни доказательства и отверг другие, проверил версию в защиту осужденного.
Показания Булдашова В.А. в обоснование своей невиновности, суд оценил в совокупности с иными доказательствами в соответствии с требованиями главы 11 УПК РФ и обоснованно отверг, как неправдивые, поскольку они были опровергнуты в суде надлежащими доказательствами.
Процедура и порядок получения указанных доказательств в ходе предварительного следствия, исследования их в судебном заседании, отвечает требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законодательством.
Все требования уголовно-процессуального закона, строгое соблюдение которых обеспечивает полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела, судом первой инстанции были выполнены.
Доводы апелляционных жалоб адвоката ФИО9 о допущенных судом, по его мнению, нарушениях оценки доказательств, в том числе показаний свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, а также подсудимого Булдашова В.А., суд апелляционной инстанции признает необоснованными.
Приговор содержит объективные и мотивированные оценки исследованных в ходе судебных заседаний доказательств, в том числе и тех, на которые ссылается защитник. Оценки суда основаны на анализе совокупности
всех доказательств, а доводы апелляционных жалоб защитника содержат лишь его субъективные суждения относительно убедительности доказательств, приведенных в обоснование обвинения. Поэтому не соглашаться с выводами и оценками суда первой инстанции о доказанности виновности Булдашова В.А., у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что на основании исследованных доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о виновности Булдашова В.А. и правильно квалифицировал его действия по каждому преступлению по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Выводы суда подробно мотивированы в приговоре и сомнений не вызывают.
Версия стороны защиты об отсутствии у Булдашова В.А. умысла на хищение денежных средств потерпевших и невыполнение им договорных обязательств по объективным причинам являлась предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отвергнута как несостоятельная, с приведением убедительных мотивов принятого решения.
Обвинительный приговор суда постановлен на допустимых и достоверных доказательствах в соответствии с требованиями ст. 302 УПК РФ по надлежаще предъявленному обвинению, измененному судом по преступлению в отношении потерпевшего Потерпевший №2 с улучшением положения осужденного.
Существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение приговора, судом первой инстанций допущено не было.
Как видно из протокола судебного заседания, соответствующего требованиям УПК РФ, и материалов уголовного дела, судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст.ст. 273-291 УПК РФ. Судом приняты все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон. Необоснованных отказов в удовлетворении ходатайств участников процесса суд апелляционной инстанции не усматривает. Право на защиту осужденного обеспечено и реализовано, позиция осужденного, поддержанная защитником в судебном заседании, доведена до суда.
Судебное разбирательство проведено в пределах, установленных требованиями ст. 252 УПК РФ, в объеме, заявленном сторонами.
Наказание осужденному Булдашову В.А. назначено в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельств их совершения, данных о личности виновного, обстоятельств, смягчающих наказание, к которым суд отнес: наличие на иждивении несовер-
шеннолетних детей (двое из которых малолетние), возмещение ущерба потерпевшим Потерпевший №1 и Потерпевший №2, состояние здоровья осужденного.
Сведений об обстоятельствах, которые в силу ч. 1 ст. 61 УК РФ безусловно подлежали признанию в качестве смягчающих наказание осужденного, но не были признаны таковыми судом первой инстанции, или ставили под сомнение справедливость назначенного наказания, материалы уголовного дела не содержат и суду апелляционной инстанции не представлено.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
С учетом данных о личности осужденного, наличия обстоятельств, смягчающих наказание, решение суда о назначении Булдашову В.А. условного наказания с применением ст. 73 УК РФ является правомерным.
В тоже время, выводы суда об отсутствии оснований для применения в отношении Булдашова В.А. положений ст. 64 УК РФ и для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, являются обоснованными и сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывают.
Суд апелляционной инстанции считает, что назначенное осужденному наказание соответствует целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения совершения им новых преступлений, является справедливым и соразмерным содеянному, поэтому не усматривает оснований для изменения его вида или сокращения срока.
Гражданский иск по делу разрешен судом в соответствии с требованиями закона, с учетом положений, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Нарушений уголовно-процессуального закона, которые могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность приговора, не допущено.
В силу изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.9, 389.12-389.14, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
приговор Советского районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2018 года в отношении Булдашова Василия Александровича оставить без изменения, доводы апелляционных жалоб защитника - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи