Решение по делу № 2а-4905/2017 от 01.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2017 года                            г. Мытищи

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Конатыгиной Ю.А., при секретаре Минченковой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации городского округа Мытищи о признании решений незаконными и рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка для семейного захоронения,

УСТАНОВИЛ:

    Артамасов И.А. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Мытищи о признании решения незаконным и рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка для семейного захоронения.

В обоснование административных исковых требований указал, что 05.01.2017 года обратился Управление ЖКХ и благоустройства Администрации городского округа Мытищи с заявлением о выделении ему земельного участка площадью 5 кв.м. для семейного захоронения (под будущее погребение своих родственников) на Волковском кладбище городского округа Мытищи. К заявлению приложил копию своего паспорта и копию свидетельства о смерти своей матери, которая в настоящее время похоронена в <адрес>. Однако ответа на свое заявление не получил до настоящего времени. 01 мая 2017 года он обратился с жалобой в Администрацию городского округа Мытищи. 22 мая 2017 года он обратился с заявлением о выделении ему участка для семейного (родового) захоронения к главе Администрации городского округа Мытищи. В июле 2017 года им получены ответы на жалобу и обращение, которые не дают ответа по существу обращений, чем нарушены его права. Просит суд признать незаконными решения Администрации городского округа Мытищи, изложенные в письме от 16.06.2017 года за № И-3442-ОГ и в письме от 30.06.2017 года за № И-3852-ОГ, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы и заявления ФИО3 о предоставлении участка для семейного захоронения; признать, что решениями Администрации городского округа Мытищи, изложенными в письме от 16.06.2017 года за № И-3442-ОГ и в письме от 30.06.2017 года за № И-3852-ОГ, а также оставлением без ответа обращения от 05.01.2017 года в Управление ЖКХ и благоустройства Администрации городского округа Мытищи, были нарушены гражданские права ФИО3, гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Федеральным законом РФ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; обязать Администрацию городского округа Мытищи в установленном законом порядке рассмотреть его заявление о предоставлении участка в 5 кв.м. для семейного (родового) захоронения под будущее погребение (для перезахоронения).

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Мытищи по доверенности Рыбакова Н.В. в судебное заседание не явилась, представила возражения на административный иск, в котором просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из толкования указанной нормы закона решение органа местного самоуправления может быть признано незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного решения закону и нарушения таким решением прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 05 января 2017 года Артамасов И.А. обратился к начальнику Управления ЖКХ и благоустройства г/о Мытищи с заявлением о выделении участка на Волковском кладбище г.Мытищи для семейного (родового) захоронения площадью 5 кв.м. под будущее погребение своих родственников.

Данное заявление поступило в Управление ЖКХ и благоустройства г/о Мытищи 24.01.2017 года.

22.02.2017 года на данное обращение Артамасову И.А. дан ответ об отсутствии правовых оснований для выделения земельного участка на кладбище «Волково» для перезахоронения родственников, со ссылкой на вступившие в законную силу решения суда от 23.11.2012 года, 02.03.2015 года и 15.03.2016 года, которыми отказано в удовлетворении требований о предоставлении земельного участка для родственного захоронения с целью перезахоронения.

22.02.2017 года указанный ответ был направлен Артамасову И.А., о чем свидетельствует реестр оправления корреспонденции.

01 мая 2017 года Артамасовым И.А. направлена жалоба в Администрацию городского округа Мытищи, с просьбой рассмотреть его заявление от 05.01.2017 года.

Данная жалоба поступила в Администрацию городского округа Мытищи 18.05.2017 года.

16.06.2017 года на данную жалобу дан ответ, который направлен Артамасову И.А. 20.06.2017 года, что подтверждается реестром отправления корреспонденции.

Из содержания ответа следует, что места для родственных захоронений предоставляются для погребения умершего, а не для перезахоронения. Обращено внимание на решения Мытищинского городского суда от 23.11.2012 года, 02.03.2015 года, 15.03.2016 года, которыми в удовлетворении требований о предоставлении земельного участка для родственного захоронения с целю перезахоронения отказано. Также указано, что нормы Федерального законодательства в сфере погребения и похоронного дела не могут быть применены к конкретной ситуации, в связи с необходимостью проведения процедуры эксгумации и перезахоронения останков в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

22.05.2017 года Артамасов И.А. вновь обращается с заявлением к Главе Администрации городского округа Мытищи с просьбой о выделении участка на Волковском кладбище г.Мытищи для семейного (родового) захоронения.

Данное обращение поступило в Администрацию городского округа Мытищи 31.05.2017 года.

30.06.2017 года на данное обращение Артамасову И.А. дан ответ аналогичного содержания, который направлен ему 04.07.2017 года.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Обращения Артамасова И.А. были рассмотрены в установленный законом 30-дневный срок.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Администрацией городского округа Мытищи даны письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов.

Административный истец просит признать незаконными решения Администрации городского округа Мытищи, изложенные в письме от 16.06.2017 года за № И-3442-ОГ и в письме от 30.06.2017 года за № И-3852-ОГ, об отказе в предоставлении участка для семейного захоронения.

Решением Мытищинского городского суда от 30 ноября 2015 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению ЖКХ городского поселения Мытищи о признании незаконным отказа Управления ЖКХ Администрации городского поселения Мытищи от 7 ноября 2014 года № И-5670-Гр и о выделении участка земли для родственного захоронения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 мая 2016 года решение Мытищинского городского суда от 30 ноября 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО3 - без удовлетворения.

Решением Мытищинского городского суда от 30 ноября 2015 года было установлено в совокупности отсутствие оснований для предоставления заявителю земельного участка для родственного захоронения на Волковском кладбище г. Мытищи, отсутствие доказательств в подтверждение волеизъявления захороненных на территории Азербайджана лиц, быть похороненными в Российской Федерации и именно на территории городского поселения Мытищи, невозможность предоставления земельного участка под семейное захоронение бесплатно, отсутствие свободных площадей для перезахоронения на территории городского поселения Мытищи.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, невозможность предоставления Артамасову И.А. участка для семейного захоронения установлена вступившим в законную силу решением суда.

Вновь принятые решения Администрации городского округа Мытищи, изложенные в ответах на обращения от 16.06.2017 года и от 30.06.2017 года, также соответствуют законодательству.

Согласно статье 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Положениями вышеуказанной статьи, во-первых, устанавливается, что участки земли для создания семейных (родовых) захоронений могут быть предоставлены исключительно гражданам Российской Федерации, исключая возможность такого предоставления иностранным гражданам; во-вторых, данная норма не является императивной и не вменяет в обязанность органов местного самоуправления безусловное предоставление участков земли всем заинтересованным гражданам.

Статьей 13 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-03 "О погребении и похоронном деле в Московской области" установлено, что семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории Московской области, за исключением Федерального военного мемориального кладбища, внесенных в перечень кладбищ.

Общественные и военные мемориальные кладбища, на которых могут создаваться семейные (родовые) захоронения, должны соответствовать санитарным правилам, экологическим и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле

Данная норма также не является императивной и лишь предоставляет право уполномоченному органу на создание семейных (родовых) захоронений при условии соблюдения норм действующего законодательства в установленной сфере.

Порядок предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений устанавливается Правительством Московской области с учетом положений настоящего Закона (ч. 3 ст. 13 Закона Московской области N 115/2007-03).

На основании части 7 статьи 13 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-03,    места    для создания    семейных (родовых) захоронений предоставляются под настоящие и будущие захоронения. Данная норма не распространяется на случаи прошлых захоронений и перезахоронений.

Постановлением Правительства МО от 17.10.2016 N 740/36 "Об утверждении Порядка    предоставления    гражданам    мест для создания    семейных    (родовых) захоронений и Методики расчета платы за резервирование места для создания семейного    (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения" (далее Порядок) установлен порядок    предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений.

Согласно пункту 4 Порядка перечень общественных и военных мемориальных кладбищ, расположенных на территории Московской области, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, информация о наличии на данных кладбищах мест для создания семейных (родовых) захоронений размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.

Информация о том, что на Волковском кладбище г.о. Мытищи предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений на официальном сайте Администрации городского округа Мытищи отсутствует, ввиду того, что на кладбище не предусмотрено предоставление мест для создания семейных (родовых) захоронений и имеется большой дефицит мест для захоронения.

Для получения государственной или муниципальной услуги по почте, согласно пункту 12 Порядка, заявитель направляет в соответствующий орган местного самоуправления, Уполномоченный орган заказное письмо с описью, содержащее заявление, подписанное лично заявителем, с приложением нотариально заверенных документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 8 Порядка, к заявлению прилагаются:

копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (с представлением подлинника для сверки), за исключением случаев обращения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг Московской области" (далее - РПГУ);

копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки) в случае обращения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения под настоящие и будущие захоронения;

копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки) в случае обращения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения под настоящие захоронения праха умершего (умерших) и будущие захоронения;

документы, подтверждающие особые заслуги умершего перед Московской областью, в случае рассмотрения вопроса о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения на Московском областном военном мемориальном кладбище.

Нотариально заверенные копии указанных документов заявитель Артамасов И.А. не представил. А представленная копия свидетельства о смерти гражданки ФИО2, умершей в <адрес> республики 15.12.2003 года, и уже захороненной к моменту обращения в Администрацию, позволяет сделать вывод о намерении заявителя осуществить перезахоронение умершего лица, что не может быть отнесено ни к настоящим, ни к будущим захоронениям, под которые может быть предоставлено место для создания семейного (родового) захоронения, так как захоронение и перезахоронение являются разными видами ритуальных услуг.

Согласно пункту 2.3.2. "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" к основным видам ритуальных услуг относятся услуги по захоронению и перезахоронению: прием и оформление заказа на захоронение и эксгумацию, проведение эксгумации, транспортирование извлеченных останков или праха, подготовка мест захоронений, осуществление погребения, услуги кладбища, колумбария.

Примечания

Заказы оформляются на захоронение в могилу, колумбарную нишу, саркофаг, склеп, развеивание праха, эксгумацию или извлечение праха из колумбарной ниши.

Полный перечень услуг по захоронению и перезахоронению должен быть представлен в прейскуранте.

Пунктом 2.10.9 вышеуказанного ГОСТа эксгумация определяется как извлечение тела, останков умершего или погибшего из места захоронения для судебно- медицинской или криминалистической экспертизы, или для перезахоронения.

В статье 1 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-03 даны определения следующих понятий:

места захоронения - земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения, и ниши в стенах скорби;

семейные (родовые) захоронения - места захоронения, созданные гражданами для погребения умерших супруга, близких родственников, иных родственников (не для перезахоронения).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ в статье 3 определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (ч. 2 ст. 7).

Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающиепо роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Осуществление содействия в части предоставления участка земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений с целью перезахоронения умершего на территории иностранного государства в 2003 году гражданина Азербайджанской республики, тем более при отсутствии на это волеизъявления лица, действующим законодательством не предусмотрено.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" утверждены Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.2882-11", являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно пункту 3.13. вышеуказанных Санитарных правил и норм изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.

Действующим законодательством в установленной сфере правоотношений установлены три случая осуществления перезахоронения останков:

Пункт 3 ст. 22 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле:

При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

Статья 4 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества":

Захоронение (перезахоронение)    погибших при    защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на органы военного управления.

Часть 3 статьи 178 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации":

При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.

Таким образом, к спорным правоотношениям вышеизложенные нормы не применимы.

    Поскольку обращения Артамасова И.А. по существу были рассмотрены в установленный срок, и решения об отказе в удовлетворении его просьбы о предоставлении участка для семейного (родового) захоронения соответствуют закону, то оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Администрации городского округа Мытищи о признании незаконными решений Администрации городского округа Мытищи, изложенные в письме от 16.06.2017 года за № И-3442-ОГ и в письме от 30.06.2017 года за № И-3852-ОГ, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы и заявления ФИО3 о предоставлении участка для семейного захоронения; обязании Администрацию городского округа Мытищи в установленном законом порядке рассмотреть его заявление о предоставлении участка в 5 кв.м. для семейного (родового) захоронения под будущее погребение (для перезахоронения) – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья

Решение принято в окончательной форме 28 ноября 2017 года.

2а-4905/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Артамасов И.А.
Ответчики
Администрация г/о Мытищи
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mitishy.mo.sudrf.ru
04.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
26.10.2017[Адм.] Судебное заседание
21.11.2017[Адм.] Судебное заседание
28.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее