ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
Резолютивная часть объявлена 28.06.2022.
г.Черемхово Иркутская область 30 июня 2022 года
Судья Черемховского городского суда Иркутской области Гавриленко Н.В.,
с участием защитника юридического лица, действующего на основании доверенности, Коломыченко О.С.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Синицыной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-214/2022, представленное начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Черемхово, Черемховском и Аларском районах, г.Свирске в отношении юридического лица:
– Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Черемховская городская больница №1», расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ул.Парковая, д.21, юридический адрес: г.Черемхово, ул.Парковая, д.21, ИНН 3820001261, КПП 385101001, ОКВЭД 86.10, дата государственной регистрации 02.12.2002,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 20.10.2021 c 09час. 25 мин. до 10 час. 45 мин. произведено обследование хирургического отделения ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1», расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ул. Парковая, 21 c целью санитарно-эпидемиологического расследования случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией среди пациентов/персонала, в соответствии c распоряжением органа государственного контроля (надзора) o проведении эпидемиологического расследования очага инфекционного (паразитарного) заболевания от 19.10.2021г. № 56, в ходе которого были выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, a именно:
1) B нарушение п 4.4.8. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, a также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» мужские и женские туалетные комнаты хирургического отделения не обеспечены туалетной бумагой, средствами для мытья и сушки рук.
2) B нарушение требований п. 4.2.4, п. 4.8.1 СП 2.1.3678-20, хирургическое отделение ОГБУЗ «ЧГБ №1» не оборудовано боксами или боксированными палатами для лечения, временной изоляции пациентов c инфекционными заболеваниями или подозрением на них. Пациенты хирургического отделения с подозрением на инфекционное заболевание не изолируются в боксе или боксированной палате до установки диагноза или перевода в инфекционное отделение (больницу), находятся в палате с другими пациентами.
3) B нарушение п.3574 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)», ч.1 ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в хирургическом отделении находятся 3 бактерицидных облучателя (два из них в процедурном, перевязочном кабинете). На объем площади более 400 м2 (палаты, коридор, санитарно-бытовые помещения) при вспышке инфекционного заболевания, используется 1 бактерицидный облучатель передвижной, что свидетельствует o не эффективном обеззараживании воздуха, то есть не проводятся мероприятия, направленные на разрыв механизмов передачи инфекционного заболевания.
4) B нарушение п. 24 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» выявлено нарушение в несвоевременной подаче экстренных извещений в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (указаны в акте)
5) B нарушение п. 5.7. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не обеспечено проведение противоэпидемических мероприятий c целью недопущения внутрибольничного инфицирования новой коронавирусной инфекцией пациентов, т.е. не проведены мероприятия по закрытию хирургического ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1» на «прием» (прием новых пациентов осуществлялся после выявления подтвержденных COVID-19 случаев).
6) B нарушение п. 4.2, 5.2, 5.3. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 35, 37 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» не обеспечено проведение противоэпидемических мероприятий c целью недопущения внутрибольничного инфицирования новой коронавирусной инфекцией пациентов, заключающуюся в том числе в не своевременной изоляции в специализированное учреждение больных COVID-19 пациентов (некоторые пациенты находились в хирургическом отделении c момента подтверждения диагноза до момента госпитализации в инфекционное отделение до 12 дней), что способствовало не прерыванию путей передачи возбудителя.
B ОГБУЗ «ЧГБ №1» отсутствуют четко отработанные сценарии при возможной вероятности поступления пациента, зараженного новой коронавирусной инфекцией, при выявлении инфекции, классифицированной как «Подозрительный на COVID-19 случай» и «Вероятный случай COVID-19», при выявлении зараженного пациента в период нахождения его в МО неинфекционного профиля. Не проработан вопрос наличия (оборудования) изоляторов на всех этапах движения пациентов, которые нуждаются в изоляции в многопрофильных МО коим является ОГБУЗ «ЧГБ №1». Не проработан вопрос оборудования боксов для изоляции и нахождения на лечении заболевших пациентов, которые позволяют осуществлять изоляцию пациента c вирусной инфекцией c аспирационным механизмом передачи инфекции, оборудованные системами вентиляции c гепафильтрами, фильтрами тонкой очистки c преобладанием притока воздуха над вытяжкой. B случае невозможности перевода пациента c новой коронавирусной инфекцией в специализированную организацию, не соблюдаются строго заданные маршруты движения пациентов c COVID-19 в транспортировочном изолирующем боксе для инфекционных больных (при его отсутствии прорабатывается индивидуальный порядок для конкретной МО). Не проработан вопрос разделения пациентов c подозрением на инфекцию и c подтвержденной инфекцией.
В ходе изучения полученных из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Усолье-Сибирское, Усольском, Чеpемховском и Аларском районах экстренных извещений, протоколов лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», протоколов лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», обнаружены нарушения законодательства в
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), a также неисполнения законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, o проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, a именно:
B нарушение п. 4.2, 4.4, п. 5.2, 5.3, 5.7 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 35,37,3574 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 4.4.8, 4.2.4, 4.8.1 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, a также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» не обеспечено эффективное проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге COVID-19, включающего: - принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших c больным COVID-19, и лиц из групп риска); - выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; - установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших c больным COVID-19; - разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции на максимальное ограничение контактов); - проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших c больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней co дня контакта c больным COVID-19, назначение экстренной профилактики и (профилактического лечения); - дезинфекцию; - экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавшиx c больными COVID-19, и лиц из групп риска; - профилактику внутpибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; - соблюдение больными, лицами c подозрением на COVID-19 и находившихзся в контакте c больными COVID-19, обязательного режима изоляции; - профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях среди пациентов ОГБУЗ «ЧГБ № 1».
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности, а именно ст. 29, ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Российской Федерации, целях обеспечения предотвращения завоза и распространения коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV, на территории Иркутской области издан Указ Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-у «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Указ Губернатора Иркутске области от 12 октября 2020 года № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии со ст. 29. Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - «в целях предупреждения возникновения распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан».
В соответствии с п. 4.1. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекци(COVID-19)» - «противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора.
Действия (бездействие) со стороны ОГБУЗ «ЧГБ №1», совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) привели к внутрибольничному инфицированию новой коронавирусной инфекцией соматических пациентов и формированию очага в медицинской организации, что привело к летальным исходам, из 53 заболевших – 10 случаев летального исхода. В 8 случаях причина смерти – новая коронавирусная инфекция, сопутствующие заболевания.
Выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влекут административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, юридическим лицом - ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что протокол об административном правонарушении № ЮЛ/К-44/22-15-11 от 04.05.2022 в отношении ОГБУЗ «ЧГБ № 1», составлен соответствующим должностным лицом и в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола законный представитель юридического лица не присутствовал, при этом в деле имеется уведомление о направлении в адрес юридического лица уведомления о времени и месте составления протокола, и согласно штампу входящей корреспонденции, а также подписи работника ОГБУЗ ЧГБ № 1, данное уведомление получено юридическим лицом 29.04.2022.
Согласно материалам дела, копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес юридического лица 05.05.2022.
В судебное заседание законный представитель юридического лица Манзула Л.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями ч.3 ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание законного представителя юридического лица.
Защитник юридического лица, действующая на основании доверенности, Коломыченко О.С. вину в совершении правонарушения признала частично, указав, что не оспаривает того факта, что на момент проверки действительно имелись нарушения санитарных правил, однако считает, что данные нарушения никак не связаны со смертью пациентов, указанных по протоколу, и данные нарушения не могли привести к распространению заболевания COVID-19 среди пациентов стационара. Хирургическое отделение располагается в двухэтажном здании 1933 года постройки, т.е. проектной документацией наличие изолирующих боксов (боксирующих палат) не предусмотрено. Отделение на «прием» закрывалось, о чем свидетельствуют приказы, однако отделение принимало экстренных больных, поскольку маршрутизация в другие больницы области Министерством здравоохранения не была согласована. Больницей принимались меры к определению маршрутизации пациентов, направлялись запросы, однако никакого письменного ответа на запросы не поступало. Несвоевременность подачи экстренных извещений в Роспотребнадзор была обусловлена нехваткой медицинского персонала. По факту расследования ОГБУЗ «ЧГБ № 1» были выданы предписания об устранении нарушений, которые в настоящее время частично исполнены. ОГБУЗ ЧГБ №1 приняла все необходимые меры по соблюдению санитарных правил, все нарушения были допущены вследствие крайней необходимости, т.к. оставить экстренных больных без оказания помощи было невозможно. Просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, а в случае признания юридического лица виновным в совершении инкриминируемого правонарушения, ходатайствовала о снижении административного штрафа менее минимального размера, в связи с тяжелым финансовым положением.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Синицына Н.В. пояснила, что юридическим лицом были нарушены положения санитарных правил, указанные в акте проверки, в связи с чем, был составлен протокол об административном правонарушении. При выявлении очага массового инфицирования сразу же проводится проверка. В ЧГБ произошло массовое заражение пациентов короновирусной инфекцией, в связи с чем и была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического состояния. Все выявленные нарушения отражены в акте. Акт проверки составлен в присутствии законного представителя юридического лица, которому разъяснялись права, предусмотренные положениями КоАП РФ. ЧГБ № 1 выносились предписания, в том числе предлагалось закрыть отделение «на прием», однако должностные лица бездействовали, что привело к массовости инфицирования пациентов. Заключительная дезинфекция в отделении была проведена поздно. После проведения дезинфекции, был устранен очаг инфицирования, в настоящее время в отделении все хорошо, что говорит о том, что такие мероприятия должны были быть проведены сразу после выявления первых заболевших. Боксы в отделении для выявленных инфицированных пациентов отсутствуют. При проведении проверки, все пациенты, даже с подтвержденным положительным результатом на СOVID-19, свободно передвигались по отделению, изолированы они не были, что привело к массовости внутрибольничного инфицирования и 10 случаям летального исхода.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья считает установленной и доказанной вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан Российской Федерации на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Частью 1, 3 статьей 29 названного Федерального закона установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с положениями ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 3 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерацииили угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 10 Санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»).
В соответствии с п. 4.2. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)» - эпидемиологическая тактика при COV1D-I9 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.
Из материалов дела следует, что 19.10.2021 на основании экстренных извещений, полученных из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области в г.Усолье-Сибирском, Усольском, Черемховском и Аларском районах, начальником ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Черемхово, Черемховском и Аларском районах, г.Свирске Федощевой М.Н. издано распоряжение № 56 о проведении эпидемиологического расследования инфекционного (паразитарного) заболевания.
В данном распоряжении указаны цели, задачи, предмет расследования и дата начала проведения эпидемиологического расследования, правовые основания проведения проверки, перечень административных регламентов проведения мероприятий.
Данное распоряжение было вручено руководителю ОГБУЗ «ЧГБ №1» 19.10.2021.
Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования № 56 от 28.02.2022, должностным лицом Роспотребнадзора – ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора Синицыной Н.В. в период с 19.10.2021 до 28.02.2022 было проведено обследование хирургического отделения ОГБУЗ «ЧГБ №1».
В ходе проведения эпидемиологического расследования было установлено, что в период с 11.10.2021 по 08.12.2021 отделении зарегистрировано 53 случая новой коронавирусной инфекции среди пациентов/сотрудников отделения, диагноз подтвержден лабораторно, в 10 случаях из 53 впоследствии зарегистрирован летальный исход. Также при проведении расследования были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
- п.4.2, п. 5.2, 5.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 24, 35, 37 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», не обеспечено проведение противоэпидемических мероприятий с целью недопущения внутрибольничного инфицирования новой коронавирусной инфекцией пациентов, заключающуюся в том числе в несвоевременной изоляции в специализированное учреждение больных COVID-19 пациентов (некоторые пациенты находились в хирургическом отделении с момента подтверждения диагноза до момента госпитализации в спец.учреждение до 12 дней), что способствовало непрерыванию путей передачи возбудителя;
- в нарушение п.4.4.8 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, a также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», мужские и женские туалетные комнаты не обеспечены туалетной бумагой, средствами для мытья и сушки рук;
- в нарушение п.4.2.4 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, a также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», хирургическое отделение не оборудовано боксами и ли боксированными палатами для лечения, временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них;
- в нарушение п.4.8.1 СП 2.1.3678-20 пациенты с подозрением на инфекционное заболевание не изолируются в боксе или боксированной палате до установки диагноза или перевода в инфекционное отделение (больницу), находятся в палате с другими пациентами;
в нарушение п.3574 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п.п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в отделении находится 3 бактерицидных облучателя, 2 из них в процедурном, перевязочном кабинете, используется 1 передвижной облучатель, что свидетельствует о не эффективности обеззараживания воздуха, то есть не проводятся мероприятия, направленные на разрыв механизмов передачи инфекционного заболевания;
- в нарушение п. 5.7 СП 3.1.3597-20 не проведены мероприятия по закрытию хирургического отделения на «прием» (прием новых пациентов осуществлялся после выявления подтвержденных случаев COVID-19);
- в нарушение п.24 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» экстренные сообщения о заболевании в территориальный орган, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, не представлены в течение 2-х часов в устной форме и не направлены в течение 12 часов в письменной форме. Так, заболевшие ФИО12 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО13 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО14 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО15 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО16 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО17 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО18 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО19 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО20 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО21 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО22 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО23 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО24 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО25 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО26 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО27 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО28 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО29 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО30 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО31 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО32 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения 08ДД.ММ.ГГГГ; ФИО33 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО34 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО35 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО36 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО37 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО38 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ; ФИО39 – дата положительного результата ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи экстренного извещения ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе изучения полученных из филиала ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Усолье-Сибирское, Усольском, Черемховском и Аларском районах экстренных извещений на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), карт о случаях инфекционного заболевания, обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемическик мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), a также неисполнения законного предписания (постановления) или требования органа должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, o проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, a именно: B нарушение СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», не обеспечено проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге COVID-19, включающего: - принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); -выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; -установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага и лиц, контактировавших с больным; - разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); - проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих CОVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); -дезинфекцию; - экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; - профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; - соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции; - профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях среди пациентов ОГБУЗ «ЧГБ №1».
Также в акте зафиксировано о регистрации групповой заболеваемости острой вирусной инфекцией CОVID-19, что свидетельствует о реализации воздушно-капельного характера заболеваемости.
По результатам эпид. расследования установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) среди пациентов хирургического отделения ОГБУЗ «ЧГБ №1» связано с внутрибольничным инфицированием новым типом коронавируса с вовлечением в эпидемический процесс восприимчивых лиц, посредством реализации воздушно-капельного пути передачи. Формированию очага способствовало: отсутствие четко отработанных сценариев при возможной вероятности поступления пациента, зараженного новой коронавирусной инфекцией, при выявлении инфекции, классифицированной как «Подозрительный на COVID-19 случай» или «Вероятный случай COVID-19», при выявлении зараженного пациента в период нахождения его в МО неинфекционного профиля; не своевременное выявление лиц с подозрением на инфекционное заболевание как среди пациентов, вновь поступающих на госпитализацию, так и среди стационарных больных; не своевременная изоляция и госпитализация заболевших с признаками инфекционного заболевания в инфекционный стационар; не проведение мероприятий по закрытию хирургического отделения ОГБУЗ «ЧГБ №1» на «прием» (прием новых пациентов осуществлялся после выявления подтвержденных случаев CОVID-19).
По итогам проведенного эпидемиологического расследования ОГБУЗ «ЧГБ №1» выдано предписание № 56 об устранении, выявленных в ходе санитарно-эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания нарушений требований законодательства, а также предписания о проведении дополнительных противоэпидемических мероприятий.
Факт выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований защитником юридического лица Коломыченко О.С. в судебном заседании не оспаривался.
В результате нарушения ОГБУЗ «ЧГБ №» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, у 8 пациентов – ФИО18, ФИО40, ФИО20, ФИО41, ФИО21, ФИО30, ФИО22, ФИО25 зафиксирован летальный исход. Согласно медицинских документов основной причиной смерти данных пациентов явилась новая коронавирусная инфекция, подтвержденная.
Довод о том, что выявленные нарушения не могли привести к смерти пациентов суд находит неубедительными, поскольку защитником юридического лица не представлено доказательств того, что вышеуказанные пациенты поступили в хирургическое отделение уже с имеющимся заболеванием COVID-19.
Кроме того, хирургическое отделение не было закрыто на карантин. Представленный приказ № 1184-о/д от 25.10.2021 «Об организации противоэпидемических мероприятий по коронавирусной инфекции» о закрытии отделения на прием новых пациентов не свидетельствует, поскольку из журнала учета движения пациентов в отделении, следует, что в указанный период осуществлялось как поступление пациентов в хирургическое отделение, так и выписка из него.
Таким образом, выявленные в ходе проведения проверки нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в судебном заседании не опровергнуты.
Вина юридического лица ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении, протоколами патолого-анатомического вскрытия пациентов ФИО18, ФИО40, ФИО20, ФИО41, ФИО21, ФИО15, ФИО30, ФИО22, ФИО25, актом санитарно-эпидемиологического обследования № 56 от 28.02.2022, выданными предписаниями ОГБУЗ «ЧГБ №1», журналом учета движения пациентов в хирургическом отделении, журналом поступления больных в хирургическое отделение и иными материалами дела.
Данные письменные доказательства признаю допустимыми доказательствами, т.к. каких-либо нарушений закона при их оформлении допущено не было. Представленные доказательства являются относимыми и достаточными для установления вины юридического лица.
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в совокупности, достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что ОГБУЗ «ЧГБ №» было нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, повлекшее смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, чем было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Оснований для прекращения производства по делу и освобождения юридического лица от ответственности не имеется, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в его пользу, не усматривается.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, предусмотренных ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не усматривает.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОГБУЗ «ЧГБ №», в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, принимая во внимание, что согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, прихожу к убеждению о необходимости назначения ОГБУЗ «Черемховская городская больница №» наказания в виде административного штрафа.
Часть 3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из вышеизложенного, при назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, социально-значимую функцию бюджетного учреждения, а также учитывая санкцию статьи, предусматривающую наказание для юридического лица в виде штрафа в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей, признавая, что наложение в таком размере может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов юридического лица, полагает необходимым применить положения ч.3.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.6.3 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, т.е. до 250 000 рублей.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10; ст.6.3 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░.3.3 ░░.4.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░: 664007, ░.░░░░░░░, ░░.░░░░░ ░░░░░░, ░.8, ░░░░ 1053811066308, ░░░ 3811087738, ░░░ 380801001, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░) 40102810145370000026, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░) 04341787640, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░) № 03100643000000013400, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░ 012520101, ░░░░░ 25745000, ░░░ 14111601061010003140.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 32.2 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31.5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 ░░░ 1.1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1.1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1,2 ░░. 31.5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░