Дело №2-447/2023
УИД 22RS0002-01-2023-000641-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023 года с. Алтайское
Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Банниковой Ю.Б.,
при секретаре: Шишовой Л.Ф.,
с участием представителя процессуального истца – заместителя прокурора Алтайского района Фананштыль С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алтайского района Алтайского края в интересах Замятиной А.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с названным иском в интересах Замятиной А.М.. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту – ОСФР по Алтайскому краю), указывая на то, что прокуратурой проведена проверка законодательства в области социальной защиты инвалидов. Установлено, что Замятина А.М. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в отношении неё разработана индивидуальная программа реабилитации №. Согласно указанной программе Замятиной А.М. рекомендовано получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, а именно <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Замятина А.М. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> (в 2022 году - Фонд социального страхования Российской Федерации) с заявлениями о предоставлении ряда из указанных TCP: <данные изъяты>. До настоящего времени данными TCP Замятина А.М. не обеспечена, направления и изделия ей не получены. Бездействие должностных лиц ОСФР существенно нарушает права и законные интересы инвалида, нуждающегося в предоставлении TCP.
Ссылаясь на изложенное, просит признать бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по обеспечению Замятиной А.М. техническими средствами реабилитации незаконным и обязать ответчика предоставить Замятиной А.М. технические средства реабилитации: экопротез молочной железы; <данные изъяты>; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу Замятиной А.М. в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, обратив решение к немедленному исполнению.
Материальный истец Замятина А.М. в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель процессуального истца ФИО3 в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, подтвердив изложенные в нем обстоятельства.
Ответчик ОСФР по <адрес> в судебное заседание представителя не направил, извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В отзыве иск не признал, указывая на то, что при рассмотрении заявлений Замятиной А.М. действовал в точном соответствии с требованиями законодательства и предусмотренной Административным регламентом процедурой предоставления государственной услуги. ДД.ММ.ГГГГ в отделения Фонда поступили заявления Замятиной А. М. об обеспечении её <данные изъяты>. В связи с этим, Замятина А. М. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации, о чем ей выданы уведомления. Тем самым должностное лицо отделения Фонда подтвердило её право на получение рекомендованных технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ-АРО ФСС РФ и ООО «Стан» заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов экзопротезами молочных желез и бюстгальтерами (лифами-креплениями) для фиксации экзопротеза молочной железы (далее - контракт), на основании которого, с соблюдением установленных сроков Замятиной А.М. ДД.ММ.ГГГГ направлены по почте направления № от ДД.ММ.ГГГГ на получение либо изготовление <данные изъяты>. Поставщику направлен реестр выданных направлений для поставки изделий по месту жительства заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ исполнитель письменно уведомил ответчика о невозможности исполнения контракта в связи с отсутствием сырья для изготовления изделий, что привело к одностороннему отказу ответчиком от дальнейшего исполнения контракта и его расторжению. В последующем решением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> №РНП-22-99-Р/2023 от 19.05.2023г. ООО «Стан» включено в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года. Выданные гражданам по данному контракту направления, в том числе выданные истцу, по указанным причинам были аннулированы ответчиком, а работа по их обеспечению TCP возобновлена, ответчиком совершались все мероприятия, необходимые в силу закона для размещения новых извещений о закупке необходимых истцу TCP.
Для проведения процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с правилами, предусмотренными ст.22 Закона №44-ФЗ и формирования извещения о проведении закупки, ответчиком на официальном сайте государственных закупок (www.zakupki.gov.ru) были размещены запросы о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов <данные изъяты>: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ценовых предложений от потенциальных поставщиков по нему не поступило. Учитывая отсутствие информации, необходимой для обоснования НМЦК, произвести ее обоснование для отражения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении закупки не представлялось возможным. В силу императивных норм, предусмотренных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, отделение Фонда ограничено в выборе источников для получения информации для обоснования НМЦК. Единственным достоверным способом обоснования НМЦК являлись запросы цен в ЕИС.
Повторно в ЕИС размещены запросы о предоставлении ценовой информации ДД.ММ.ГГГГ - после поступления ценовых предложений произведен расчет НМЦК, ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона, который ДД.ММ.ГГГГ признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок; ДД.ММ.ГГГГ – после поступления ценовых предложений произведен расчет НМЦК, ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона №.
ДД.ММ.ГГГГ подведены итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № и по результатам подведения итогов ДД.ММ.ГГГГ с АО «Московское ПрОП» заключен Государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов <данные изъяты>.
Ответчиком в течение всего периода времени с даты обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги и до настоящего времени предпринимались все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма действия и меры для обеспечения её TCP, в связи с чем какого-либо бездействия при обеспечении истца TCP ответчиком не допущено.
Прокурор требует возложить на отделение Фонда обязанность обеспечить Замятину А. М. экзоиротезом молочной железы, бюстгальтером (лиф-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы). Данная обязанность уже признана отделением Фонда добровольно при выдаче уведомлений о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ и никем не подвергается сомнению. В силу длительности процедуры отбора поставщиков TCP, установленной Законом №44-ФЗ, а также зависимости инициирования процедур закупок TCP от даты поступления в распоряжение ответчика бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения граждан TCP с учетом поэтапного финансирования, возникают ситуации, когда TCP не могут быть предоставлены инвалиду, поскольку не отобран поставщик TCP. Ответчик по объективным причинам не имел возможности разместить в ЕИС извещение о проведении закупки на выполнение работ по обеспечению инвалидов экзопротезом молочной железы и бюстгальтером (лиф-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы.
В рамках исполнения ГК №, ДД.ММ.ГГГГ Замятиной А.М. ДД.ММ.ГГГГ выданы направления № на изготовление (получение) экзопротеза молочной железы, № на изготовление (<данные изъяты>. В соответствии с пунктом 5.1.3. исполнитель в течение 40 календарных дней со дня получения Направления выдаваемого Заказчиком или реестра выданных Направлений обязан выдать Изделие непосредственно Получателю, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 правил, подпунктом «а» пункта 10 Административного регламента, посредством выдачи направления на получение технических средств реабилитации отделением Фонда исполнены обязательства по обеспечению истца рекомендованными ей техническими средствами реабилитации, а процедура предоставления Замятиной А.М. государственной услуги завершена.
Кроме того, законом урегулирована ситуация, когда технические средства реабилитации по каким либо причинам не могут быть предоставлены инвалиду. В этом случае гражданин может купить техническое средство реабилитации самостоятельно и получить компенсацию в установленном законодательством размере, или воспользоваться электронным сертификатом. При этом его право на обеспечение не будет нарушено.
Требование о взыскании компенсации морального вреда является незаконным, необоснованным и недоказанным. Меры, принятые отделением Фонда для обеспечения истца, свидетельствуют о соблюдении всех предусмотренных законом предписаний, отсутствии незаконного бездействия, а также вины отделения Фонда в длительном необеспечении истца техническими средствами реабилитации. Требование об обращении решения суда к немедленному исполнению также является незаконным и необоснованным (л.д.58-64).
Третье лицо КГКУ Управление социальной защиты населения по <адрес> извещено, в судебное заседание представитель не явился, в отзыве указывает на то, что заявлений на социальное обслуживание от Замятиной А.М. не поступало (л.д.52).
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагал возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения стороны истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статьи 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Законе о социальной защите инвалидов предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть 1 статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть 6 статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
В абзаце первом пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом приведенные выше правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ на ответчике лежит обязанность представить доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по предоставлению инвалиду средств реабилитации.
В судебном заседании установлено, что истец Замятина А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, и ДД.ММ.ГГГГ учреждением медико-социальной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» № ей разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации №, согласно которой определена нуждаемость Замятиной А.М. в технических средствах реабилитации, в том числе в <данные изъяты>. Срок реабилитационных мероприятий установлен с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно (л.д.18-30).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику ОСФР по <адрес> поступили заявления Замятиной А.М. об обеспечении её экзопротезом <данные изъяты> (л.д.67-70).
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ Замятина А.М. поставлена ответчиком на учет по обеспечению указанными техническими средствами реабилитации (далее по тексту – ТСР), о чем ей направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68 об., 70 об.).
На день получения заявлений Замятиной А.М. об обеспечении её ТСР, действовал государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов <данные изъяты> об.-79).
Согласно условиям данного контракта, исполнитель обязан в течение 40 календарных дней со дня получения направления, выдаваемого заказчиком, выдать изделие непосредственно получателю (п.5.1.3 контракта). При этом срок выполнения работ по контракту определен не ранее ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ (п.4.2 контракта).
На основании данного государственного контракта, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлены истцу Замятиной А.М. направления на получение либо изготовление экзопротеза молочной железы в количестве 1 шт. и бюстгальтера (лиф-крепление) и/или грации (полуграции ) для фиксации <данные изъяты>. Согласно содержания данных уведомлений, пункт выдачи, в который направлена Замятина А.М., находится в <адрес> (л.д.73 об.-74).
В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Стан» условий государственного контракта, ОСФР по <адрес> в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта решением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80-81). Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> №РНП-22-99-Р/2023 от 19.05.2023г. ООО «Стан» включено в реестр недобросовестных поставщиков (л.д.81-83).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ОСФР по <адрес> в единой информационной системе закупок размещено извещение о проведении закупок технических средств реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок (л.д.84, 85-88).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ОСФР по <адрес> в единой информационной системе закупок вновь размещено извещение о проведении закупок технических средств реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ подведены итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после чего ДД.ММ.ГГГГ с АО «Московское ПрОП» заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов <данные изъяты> (л.д.89, 90-94,95-97).
Согласно пункта 5.1.3 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель в течение 40 календарных дней со дня получения направления выдаваемого заказчиком или реестра выданных направлений обязан выдать изделие непосредственно получателю, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ОСФР по <адрес> истцу Замятиной А.М. выданы направления на изготовление (получение) экзопротеза молочной железы, а также бюстгальтера (лиф- крепления) и/или грации (полуграции) для фиксации экзопротеза молочной железы (л.д.74 об., 75).
Ответчик полагает, со ссылкой на пункт 5 Правил, подпункт «а» пункта 10 Административного регламента, что посредством выдачи направления на получение технических средств реабилитации отделением Фонда исполнены обязательства по обеспечению истца рекомендованными ей ТСР, а процедура предоставления Замятиной А.М. государственной услуги завершена.
Между тем, исходя из обстоятельств дела суд полагает, что формальное исполнение ответчиком требований Административного регламента по предоставлению Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами TCP (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (утвержден приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), в том числе выдача истцу направления на получение требуемых ТСР – само по себе не гарантирует обеспечение истца техническими средствами реабилитации.
Указанное подтверждается тем обстоятельством, что истец Замятина А.М., обратившаяся в ОСФР по <адрес> за получением указанной государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ, и дважды получившая направления на получение ТСР – на день вынесения решения фактически техническими средствами реабилитации не обеспечена, то есть имеет место виновное бездействие ответчика, выразившееся в длительном необеспечении истца техническими средствами реабилитации.
Из приведенных выше норм права следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Обязанность по обеспечению средствами реабилитации возлагается на органы СФР. Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий последних установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить Замятиной А.М. технические средства реабилитации: <данные изъяты>.
Суд принимает во внимание, что согласно условиям действовавшего контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ГУ-АРО ФСС РФ и ООО «Стан», исполнитель был обязан в течение 40 календарных дней со дня получения направления, выдаваемого заказчиком, выдать изделие непосредственно получателю.
Следовательно, срок обеспечения истицы Замятиной А.М. ТСР, с учетом выдачи заказчиком соответствующего направления в декабре 2022 года, истекал в феврале 2023 года; при этом, имея сведения о неисполнении ООО «Стан» условий государственного контракта, лишь ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> отказался от его исполнения.
Более того, извещение о проведении закупок технических средств реабилитации в единой информационной системе закупок ОСФР по <адрес> разместил ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более двух месяцев после расторжения контракта.
Поскольку пунктом 5 Правил предусмотрено, что при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом соответствующего заявления, – срок размещения извещения о проведении закупок в рассматриваемом случае, по мнению суда, не мог превышать 30-дневный срок со дня расторжения государственного контракта.
При этом доводы ответчика о том, что потенциальные поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующее техническое средство, не предоставляют ценовых предложений, – не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации с соблюдением установленных законом сроков.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что необеспечение Замятиной А.М. в установленные законом сроки техническими средствами реабилитации представляет собой незаконное бездействие, однако указанное является основанием иска, в связи с чем оснований для удовлетворения требования о признании бездействия ответчика незаконным, у суда не имеется.
Разрешая требование иска о взыскании с ответчика в пользу материального истца компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу положений ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснений в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, невозможностью продолжать активную общественную жизнь и другое).
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Поскольку судом установлен факт несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации в результате виновного бездействия ответчика, что привело к нарушению личных неимущественных прав истицы, в том числе невозможности длительное время пользоваться гарантированным государственном средствами реабилитации, которые призваны создать и обеспечить ей достойные условия жизни, требование о взыскании денежной компенсации морального вреда является обоснованным.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд принимает во внимание, что отсутствие рекомендованных средств реабилитации влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Учитывая возраст и состояние здоровья истицы, длительность непредоставления ТСР, объем причиненных истице нравственных страданий, степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу Замятиной А.М. денежной компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей; в оставшейся части данное требование удовлетворению не подлежит.
Требование истца об обращении решения к немедленному исполнению суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку сроки выдачи инвалиду направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, равно как и сроки совершения иных действий, направленных на реализацию гарантированного инвалиду права на получение ТСР, – установлены Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями; исполнение судебного акта о взыскании денежных средств за счет бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с требованиями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в установленные сроки.
Установленные названными нормативно-правовыми актами сроки являются императивными и не могут быть изменены судом.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные при рассмотрении гражданского дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб. 00 коп..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (<данные изъяты>) предоставить Замятиной А.М. (<данные изъяты>), технические средства реабилитации:
экопротез молочной железы;
бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грацию (полуграцию) для фиксации экопротеза молочной железы.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (<данные изъяты> в пользу Замятиной А.М. (паспорт <данные изъяты>) в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН) в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Ю.Б. Банникова
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023