Дело № 2-84/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Юрьев-Польский 31 марта 2017 года
Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Михеева А.А.
при секретаре Михеевой С.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Юрьев-Польского района Владимирской области Смирновой М.В.,
ответчика Ермилова Н.В.,
представителя третьего лица ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области Шляпова С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Юрьев-Польский Владимирской области гражданское дело по иску прокурора Юрьев - Польского района Владимирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Ермилову Н. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
прокуратурой Юрьев-Польского района Владимирской области проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что Ермилов Н.В., имеющий водительское удостоверение, состоит на диспансерном наблюдении <данные изъяты>.
Прокурор Юрьев-Польского района Владимирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Ермилову Н.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование иска указал, что обладание Ермиловым Н.В. правом управления транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к деятельности, связанной с управлением источником повышенной опасности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга граждан, а также имущественный ущерб.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Ответчик Ермилов Н.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что не страдает алкогольной зависимостью, поскольку прошел курс психологическое реабилитации. Также отметил, что согласно имеющейся справке от 22 января 2015 года, у него не имелось медицинских противопоказаний в допуске к управлению транспортными средствами.
Представитель третьего лица ОМВД России по Юрьев-Польскому району Шляпов С.Н., полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Ермилов Н.В. имеет диагноз, исключающий возможность управления транспортными средствами.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Юрьев-Польской ЦРБ» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал, о чем указал в письменном заявлении. Также указал, что <данные изъяты> Б.О.В. в настоящее время уволена из медицинского учреждения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин служебных обязанностей, в связи с чем, не имеют возможности обеспечить ее явку в судебное заседание.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица ГБУЗ ВО «Юрьев-Польская ЦРБ».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 3 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст. 5 Закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 23 указанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний при ограничении водительской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ Закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права управления транспортными средствами.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно указанному Перечню противопоказанием для водителей транспортных средств всех категорий является наличие заболевания «алкоголизм».
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением алкоголя, что соответствует группе кодов F10 - Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Следовательно, наличие у гражданина заболевания <данные изъяты> является препятствием для управления им автотранспортными средствами.
Судом установлено, что ОГИБДД ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области, Ермилову Н.В. 24 сентября 2005 года было выдано водительское удостоверение №. В связи с его обменом, 19 сентября 2015 года было выдано водительское удостоверение № сроком действия до 19 сентября 2025 года, на право управления транспортными средствами категории «А, А1, B, В1, М» (л.д.19, 30-35).
Из материалов медицинской диспансерной карты следует, что Ермилов Н.В. 18 февраля 2014 года был поставлен на учет <данные изъяты>.
В эпикризе больного указано, что Ермилов Н.В. злоупотребляет алкоголем, пьет запоями, алкоголь начал употреблять с 14-15 лет. В период 12 мая 2015 года по 30 мая 2015 года и с 31 июля 2015 года по 05 августа 2015 года находился на лечении в <данные изъяты>. 20 ноября 2015 года диагностирована <данные изъяты> (л.д.39-55).
Принимая во внимание, что заболевание ответчика относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, поэтому деятельность ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.
Сам факт нахождения ответчика на учете у врача- нарколога до настоящего времени свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и в связи, с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку ответчик имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возражения ответчика не могут быть приняты судом во внимание как обстоятельства исключающие удовлетворение иска прокурора. При этом, доводы об отсутствии у него указанного заболевания являются несостоятельными и опровергаются медицинской-диспансерной картой больного, выписками из истории болезни <данные изъяты>.
Кроме того, доводы ответчика о прохождении им курса реабилитации и выдаче в 2015 году медицинским учреждением справки о допуске к управлению транспортными средствами отклоняются судом по следующим основаниям.
Как следует из представленной по запросу суда справке ГБУЗ ВО Юрьев-Польской ЦРБ от 20 марта 2017 года, в настоящее время Ермилов Н.В. состоит на учете <данные изъяты>. (л.д.86) Из сообщения главного врача ГБУЗ ВО «<данные изъяты>» Ермилов Н.В. в период с 02 по 23 марта 2017 года находился на лечении в указанном учреждении с диагнозом: <данные изъяты> (л.д.83,111).
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него в настоящее время заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами не нашли своего подтверждения. Указание в медицинской справке от 20 января 2015 года <данные изъяты> Б.О.В. сведений об отсутствии противопоказаний в допуске к управлению транспортными средствами не соответствует представленным и исследованным судом медицинским документам.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности установлено, что выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
На основании Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
В соответствии с приложением к Приказу Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Наличие у ответчика стойкой ремиссии не установлено, на момент рассмотрения дела судом с медицинского учета ответчик не снят. Указанные сведения подтверждаются медицинской диспансерной картой больного, а также сообщением ГБУЗ ВО «Юрьев-Польской ЦРБ».
Факт наличия у ответчика заболевания, препятствующего праву на управление транспортными средствами, в судебном заседании установлен, доказательства его отсутствия, а также наличия стойкой ремиссии ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела подтверждено, что состояние здоровья Ермилова Н.В., при наличии вышеуказанного заболевания, препятствует безопасному управлению транспортными средствами, что является основанием к прекращению действия права управления транспортными средствами.
Прекращение права управления транспортными средствами, не является бессрочным. Ответчик имеет возможность при наличии медицинского заключения об отсутствии у него медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление, во внесудебном порядке реализовать свое право на возврат водительского удостоверения.
Также, по мнению суда заслуживают внимания представленные в материалы дела сведения о неоднократном привлечении Ермилова Н.В. к административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (л.л. 58), что также подтверждает, что наличие вышеуказанного заболевания препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Поскольку прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333-20 ч.2 НК РФ подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Юрьев - Польского района Владимирской области удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Ермилова Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего водительское удостоверение №, выданное 19 сентября 2015 года ОГИБДД ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области, сроком действия до 19 сентября 2025 года.
Взыскать с Ермилова Н. В. в доход бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2017 года.
Судья подпись А.А. Михеев