Докладчик Савелькина Г.О. |
Дело № 33-4136/2016 Судья Ермолаева Т.П. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2016 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Савелькиной Г.О., Нестеровой А.А.,
при секретаре Петрове М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой В.Л. к администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании постановления об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении незаконным, возложении обязанности восстановить в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении и в списке претендентов на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, поступившее по апелляционной жалобе Николаевой В.Л. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Савелькиной Г.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева В.Л. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления администрации Ленинского районного г. Чебоксары от 22 марта 2016 года № об исключении ее с составом семьи из трех человек из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений; возложении на администрацию Ленинского района г. Чебоксары обязанности восстановить ее с составом семьи из трех человек в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, и представить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики уточненный список с указанием о восстановлении Николаевой В.Л. с составом семьи из трех человек в положении, существовавшем до исключения из списка; возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанности восстановить Николаеву В.Л. с составом семьи из трех человек в положении, существовавшем до исключения из списка, в утвержденном сводном списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, и в утвержденном списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году; довести до администрации Ленинского района г. Чебоксары выписку из утвержденного списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году с указанием Николаевой В.Л. с составом семьи из трех человек; возложении обязанности на администрацию Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики оформить и выдать Николаевой В.Л. с составом семьи из трех человек свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2016 году.
Исковые требования мотивированы тем, что с 25 мая 2010 года Николаева В.Л. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики и была включена в списки молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить субсидию в 2016 году. Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 22 марта 2016 года № 429 она исключена из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения в связи с выявлением факта намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки на учет. Основанием для исключения послужило непредставление при постановке на учет сведений о квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая была приобретена ее <данные изъяты> ФИО1 для его <данные изъяты> ФИО2, поскольку сама она не имела возможности получить ипотечный кредит, и впоследствии подарена <данные изъяты> по договору дарения от 05 мая 2010 года. Они с <данные изъяты> эту квартиру не считали своей и никогда в ней не проживали. На момент подачи документов указанное жилое помещение не находилось в собственности ее <данные изъяты>, в связи с чем документы на данную квартиру не представлялись. Считает, что ею были представлены надлежащие и достаточные для постановки на учет документы, намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не допущено, при этом выявление факта намеренного ухудшения жилищных условий является основанием для отказа в принятии на учет, а не для снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Николаевой В.Л. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Николаева В.Л. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Николаевой В.Л., ее представителя Павловой А.В., поддержавших жалобу, представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Трифоновой Т.Г., возражавшей против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Учетной нормой площади жилого помещения в соответствии с положениями ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 129 установлено, что с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения составляет 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
В силу ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ осуществляется, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (п. 2, 6 ч. 1).
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что в 25 мая 2010 года Николаева В.Л. обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о принятии ее с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на социальную выплату на строительство (приобретение) жилого помещения, представив документы на наличии в собственности квартиры № в доме № по <адрес>, общей площадью 46,6 кв.м.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 04.06.2010 в соответствии со ст. 56 ЖК РФ Николаева В.Л. с членами семьи принята на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку, а 12 августа 2010 года включена в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
28 июля 2010 года семьей Николаевых приобретена квартира № в доме № по <адрес>, общей площадью 93,3 кв.м.
При проверке документов в 2015 году администрацией Ленинского района г. Чебоксары выявлено, что в 2010 году Николаевой В.Л. были представлены недостоверные сведения об объектах недвижимости, принадлежащих ее семье, а именно, установлено, что в период с 03 мая 2006 года по 05 мая 2010 года <данные изъяты> Николаевой В.Л. – ФИО1 на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, сведения о которой не были представлены при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При наличии указанных обстоятельств постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 22.03.2016 Николаева В.Л. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилья, на основании ст. 53, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, и как следствие, исключена из соответствующих списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отчуждение супругами Николаевыми квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, правомерно расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяло данной семье быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до мая 2015 года. Принимая оспариваемое постановление, ответчик пришел к правильному выводу о том, что Николаева В.Л. с составом семьи из четырех человек принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010 и последующие годы без законных оснований.
Поскольку пятилетний срок со дня совершения указанных действий на момент постановки Николаевой В.Л. на учет не истек, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемое постановление ответчика о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям жилищного законодательства.
С учетом данных обстоятельств у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспоренного Николаевой В.Л. постановления о снятии с учета нуждающихся в жилье незаконным, как не имелось оснований и для удовлетворения остальных ее исковых требований, поскольку обжалованное постановление соответствует нормам жилищного законодательства, регулирующим вопросы принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятия с такого учета.
Судебная коллегия соглашается с указанными выше выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом фактических обстоятельств и совокупности представленных доказательств.
Принимая решение по делу, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, с соблюдением норм процессуального законодательства.
Доводы жалобы Николаевой В.Л. о несогласии с выводами суда о представлении ею недостоверных сведений об объектах недвижимости и о намеренном ухудшении жилищных условий со ссылкой на то, что подаренная квартира не являлась местом жительства ее семьи, при постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ею были представлены достоверные сведения обо всех находящихся на тот момент в собственности ее семьи жилых помещениях, обязанность предоставлять сведения о ранее находившихся в собственности жилых помещениях постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 12 не предусмотрена, не могут быть признаны обоснованными.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о намеренном ухудшении <данные изъяты> истца ФИО1 жилищного положения семьи, поскольку имея на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 41,8 кв.м, он подарил ее своей <данные изъяты> ФИО2 по договору дарения от 05 мая 2010 года, то есть за 20 дней до обращения Николаевой В.Л. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая, что в мае 2010 года у семьи Николаевых в собственности находилась также квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 46,6 кв.м, то до отчуждения квартиры в г. Новочебоксарск, Николаевы были обеспечены площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной в г. Чебоксары (14,5 кв.м) и не относились к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на каждого члена семьи приходилось по (46,6 + 41,8) : 4 = 22,10 кв. м.
Довод жалобы о том, что положениями ст. 53 Жилищного кодекса РФ не предусмотрена возможность снятия гражданина с учета при выявлении намеренного ухудшения жилищных условий, отклоняется как основанный на неверном толковании данной нормы закона.
Ссылка в жалобе Николаевой В.Л. на то, что в 2015 году администрация Ленинского района г. Чебоксары не должна была проверять жилые помещения, принадлежавшие на праве собственности ФИО1 поскольку брак с ним расторгнут, не может быть принята во внимание.
Указанная квартира была приобретена на имя ФИО1 и отчуждена в период брака с Николаевой В.Л.. При этом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется на момент решения вопроса о постановке на учет исходя из суммарной общей площади жилых помещений при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих на праве собственности.
При таких обстоятельствах учет площади подаренной ФИО2 квартиры при определении уровня обеспеченности площадью жилого помещения является правомерным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену решения, поскольку судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Николаевой В.Л. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи Г.О. Савелькина
А.А. Нестерова