Дело ***а-212-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Котликовой О.П.,
при секретаре Блиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л :
<данные изъяты>» обратилось в Алтайский краевой суд заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником названного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты> и является завышенной. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Общества, поскольку размер кадастровой стоимости влияет на размер земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца требование поддержал.
Представитель Правительства Алтайского края против удовлетворения заявленных требований не возражал, однако полагал, что выводы комиссии при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, отклонившей отчет об оценке, заслуживают внимания.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, пояснения оценщика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, следовательно, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для заявителя.
Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГ.
Досудебный порядок урегулирования спора соблюден путем обращения ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю. Решением от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отказано. Причиной отказа явилось отсутствие в отчете условий аукционов, на которые были выставлены объекты-аналоги, а также подтверждения рыночной информацией рассчитанной корректировки на местоположение.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности представлен отчет об оценке, составленный ДД.ММ.ГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что данное доказательство соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, мотивировал отказ от использования затратного и доходного подходов. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
Оценщиком, допрошенным в судебном заседании, выводы, изложенные в отчете, подтверждены, приведено обоснование выбора объектов-аналогов и возможности использования данных объектов, а также необходимость применения корректировки на местоположение, которая рассчитана методом экспертной оценки, предусмотренным пунктом «д» ст.22 ФСО ***. Доказательств тому, что использование данных значений, определяемых экспертным мнением, повлияло на достоверность итоговой величины рыночной стоимости, суду не представлено. Условия аукционов приведены в извещениях о проведении аукционов, размещенных на официальном сайте муниципального образования <адрес>.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с позицией Правительства Алтайского края, поддержавшего выводы, изложенные в решении комиссии при Управлении Росреестра по Алтайскому краю.
На отчет представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертами организации оценщиков, членом которой является оценщик.
Данное положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Экспертом установлено, что метод оценки в рамках сравнительного подхода является обоснованным, выполненный расчет соответствует выбранному методу, приведен в отчете в полном объеме и позволяет проверить полученный результат, выводы, сделанные оценщиком, признаны обоснованными, величина итоговой рыночной стоимости - достоверной.
Ввиду приведенных обстоятельств ссылка Правительства Алтайского края на неустранение административным истцом замечаний, изложенных в решении комиссии при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, не может быть принята во внимание.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка.
Сомнений в обоснованности отчета об оценке у суда не возникло.
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете и экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
Административными ответчиками результаты оценки, содержащиеся в представленном заявителем отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете и экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление <данные изъяты>» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Котликова