Дело № 2-235/2024
УИД 32RS0004-01-2023-001960-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2024 г. г. Брянск
Володарский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Фещуковой В.В.,
при секретаре Барановой В.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора Володарского района города Брянска Грузинцева Д.Н.,
представителя ответчиков ГАУЗ «Брянская городская больница №2» Кинареевой Э.М, Фандеевой О.А.,
представителя ответчика Департаменту строительства Брянской области Гришкиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Володарского района г.Брянска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГАУЗ «Брянская городская больница №2», департаменту здравоохранения Брянской области, департаменту строительства Брянской области о понуждению к совершению действий,
установил:
прокурор Володарского района г.Брянска обратился в суд с иском к ГАУЗ «Брянская городская больница №2», ссылаясь на то, что прокуратурой в ГАУЗ «Брянская городская больница №2» проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №, в ГАУЗ «Брянская городская больница №2» по адресу: г. Брянск, ул. Чернышевского, д. 52-а укрытия не созданы. Указанные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми и нарушают права и охраняемые законом интересы граждан в области гражданской обороны, которые рассчитывают на предоставление укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. В данном случае создаётся угроза нарушения гарантированного Конституцией РФ права на охрану жизни и здоровья граждан. Просит обязать ГАУЗ «Брянская городская больница №2» в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учреждение защитным сооружением, соответствующим предъявленным требованиям и готовым к приему укрываемых.
17 июня 2024 года истец исковые требования уточнил и просил обязать ГАУЗ «Брянская городская больница №2», департамент здравоохранения Брянской области, департамент строительства Брянской области в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ГАУЗ «Брянская городская больница №2» по адресу: г. Брянск, ул. Чернышевского, д. 52-а защитным сооружением - "укрытием", соответствующим предъявленным требованиям и готовым к приему укрываемых.
Определением суда от 25 декабря 2023 года МКУ «Управление по делам гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций г.Брянска», государственную строительную инспекцию Брянской области, ГУ МЧС России по Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
На основании протокольного определения суда от 01 марта 2024 года департамент Региональной безопасности Брянской области, департамент финансов Брянской области привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Представитель истца Грузинцева Д.Н. в судебном заседании иск и доводы в его обоснования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика ГАУЗ «Брянская городская больница №2» Фандеева О.А., Кинареева Э.М. по доверенности в судебном заседании в удовлетворении иска просили отказать по тем основаниям, что ГАУЗ «Брянская городская больница №2» (далее - Брянская городская больница №2) является ненадлежащим ответчиком, в соответствии с целями (полномочиями) своей деятельности и организационно - правовой формой учреждения. Правовой режим Брянской городской больницы №2 и ее полномочия определены целями ее деятельности - это медицинская деятельность (оказание квалифицированной, качественной, доступной медицинской помощи и услуг, согласно имеющимся лицензиям) и организационно - правовой формой, при которой все имущество Учреждения закреплено за ним собственником на праве оперативного управления. Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Все требования прокуратуры, связанные с осуществлением мероприятий по гражданской обороне и предъявляемые к Брянской городской больнице №2 были исполнены в пределах ее полномочий. С мая 2022 года больница проводит мероприятия по созданию на ее территории защитного сооружения гражданской обороны - Укрытия, предназначенного для защиты нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. Было определено помещение для проведения реконструкции (помещение перехода от здания пищеблока в подвальное помещение хирургического корпуса, площадью 96,3 кв.м.), но в процессе подготовки документов для регистрации и постановки его на специализированный учет, как объекта гражданской обороны проектной организацией было выдано техническое заключение о том, что состояние существующих несущих и ограждающих строительных конструкций перехода их пищеблока в подвал хирургического корпуса ГАУЗ «БГБ №2 не позволяет обустроить в нем «Укрытие», как защитное сооружение гражданской обороны. Других помещений, которые могут быть приспособлены (реконструированы) под защитное сооружение гражданской обороны на территории больницы не имеется, что подтверждается Актом обследования зданий и сооружений от 10 июня 2024 года. Так же были осуществлены мероприятия по заключению договора аренды Укрытия, которое имеет статус объекта ГО для последующего использования и размещения там больных. Из ответа начальника управления по делам гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций города Брянска от 27 июня 2024 года следует, что защитных сооружений гражданской обороны, в радиусе сбора укрываемых, по отношению к больнице не имеется. Кроме того, больницей было организовано комплексное обследование территории больницы с привлечением заинтересованных организаций (служб) для определения возможности создания защитного сооружения гражданской обороны «Укрытия». По результатам обследования, а также с учетом представленных планов (схем) имеющихся на территории медицинского учреждения инженерных коммуникаций (тепловых сетей, сетей водоснабжения и канализации, электроснабжения), плотности застройки комиссия пришла к выводу о невозможности строительства объекта гражданской обороны «Укрытия» на территории больницы (Акт прилагается). Финансовое обеспечение деятельности Брянкой городской больницы №2 осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством в виде субсидий из областного бюджета на выполнение государственного задания и иные цели, в соответствии с действующим законодательством. Главным распорядителем средств областного бюджета, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения, является департамент здравоохранения Брянской области. Расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Направление денежных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения, имеет признаки нецелевого использования бюджетных средств. Укрытие относится к объектам гражданской обороны и имеет особый правовой статус, определенный их публично-значимой функцией, подлежат специальному учету Федеральными органами исполнительной власти. Обязанность по созданию объектов гражданской обороны и ведению их учета возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях и является комплексным мероприятием, осуществляемым в соответствии Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункты 7,8,9), утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. №1309. Органы власти в мирное время в лице соответствующих управлений организуют создание объектов гражданской обороны, принимают в пределах своей компетенции нормативно - правовые акты, нормативно-технические и иные документы, регламентирующие порядок и организацию создания объектов гражданской обороны. Таким образом, Брянская городская больница №2 не является уполномоченным органом на определение потребности, вида, вместимости и иных технических характеристик защитного сооружения.
Представитель ответчика департамента строительства Брянской области Гришкина С.И. по доверенности в судебном заседании в удовлетворении иска просили отказать по тем основаниям, что указом Губернатора №139 от 17 июля 2017 года Департамент строительства Брянской области является органом исполнительной власти региона, который обеспечивает проведение на областном уровне государственной политики в сфере капитального строительства, а также защита населения, реабилитация территорий подвергшихся радиационному воздействию. В соответствии с пунктом 3.26 Положения Департамента строительство Брянской области: департамент принимает участие в ходе мероприятий по гражданской обороне, участие в разработке и реализации планов ускоренного строительства по планам расчетного года и принимает участие в создании запаса строительных материалов для строительства и оборудования защитных сооружений. В соответствии с указам Губернатора №299 от 14 октября 2016 года департамент региональной безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению реализации полномочий на областном уровне общественно-экономической безопасности, укрепление законности правопорядка, а также мероприятий по гражданской обороне, защиты населения. Департамент строительства в соответствии с возложенными на него полномочиями принимал участие в согласовании плана на который ссылается Департамент региональной безопасности. В настоящее время после завершения всех текущих проектных работ по шести спортивным объектам, новое строительство возможно лишь в апреле 2024 года. Департамент строительства не осуществляет строительство защитных сооружений и не финансирует данное мероприятие, а может оказать содействие лишь в разработке и реализации плана. Считает, что департамент строительства Брянской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Брянской области, представители третьих лиц МКУ «Управление по делам гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций г.Брянска», государственная строительная инспекция Брянской области, ГУ МЧС России по Брянской области, управление имущественных отношений Брянской области, департамента Региональной безопасности Брянской области, департамента финансов Брянской области извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в суд своих представителей не направили, не просили об отложении разбирательства дела. Суд на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно письменному отзыву на иск представителя третьего лица департамента региональной безопасности Брянской области по учетным данным защитных сооружений гражданской обороны, у ГАУЗ «Брянская городская больница № 2» защитное сооружение гражданской обороны отсутствует. В соответствии с требованиями п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» департаментом региональной безопасности Брянской области разработан План создания объектов гражданской обороны на территории Брянской области (далее - План), в план было включено создание укрытия для обеспечения защиты нетранспортабельных больных и медицинского персонала ГАУЗ «Брянская городская больница № 2» вместимостью 42 человека за счет реконструкции существующего здания. В мае 2023 года план направлен на согласование в Главное управление МЧС России по Брянской области с целью направления его в последующем на согласование в МЧС России. В ходе данной работы учтено обращение главного врача ГАУЗ «Брянская городская больница № 2» А.А. Хлиманкова от 09 августа 2023 года № 1670, в план включено строительство нового объекта гражданской обороны - укрытие, вместимостью 42 человека, однако финансово-экономическое обоснование потребности в финансовых средствах на разработку проектносметной документации и строительство ЗСГО учреждением не представлено. После завершения корректировки План повторно будет направлен на согласование в МЧС России.
Выслушав представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.1 ст.9 указанного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Исходя из положений статьи 1 указанного Федерального закона под мероприятиями по гражданской обороне понимается организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
Порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее - Положение о гражданской обороне).
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Исходя из приведенных правовых норм, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, наделены полномочиями в области гражданской обороны, в том числе по созданию, сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Обязанность организаций по созданию объектов гражданской обороны и обеспечении сохранности существующих объектов гражданской обороны, поддержании их в состоянии постоянной готовности к использованию предусмотрена также пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.
В пункте 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (абзац 2 пункта 2 Порядка).
В соответствии с положениями пункта 3 Порядка укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесённой к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесённой к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения); для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесённой к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.7 Порядка).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.12 Порядка).
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п.1.2 которых определено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО – убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона о гражданской обороне под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне, понимается территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время (абзац 3 статьи 1 Закона о гражданской обороне); организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 указанного Закона).
Основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне установлены Порядком отнесения, территорий к- группам по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 1998 года № 1149.
Согласно пункту 3 Порядка отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне (пункт 4 названного Порядка).
Из изложенного следует, что на организацию, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, отнесенную к первой или второй категории по гражданской обороне, и расположенную на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, возложена обязанность по обеспечению наибольшей работающей смены защитным сооружением гражданской обороны в виде убежища
Судом установлено, что в ходе проведения внеплановых мероприятий в период времени с 18 ноября 2022 года по 25 ноября 2022 года в ГАУЗ «Брянская городская больница №2» по адресу: г. Брянск, ул. Чернышевского, д. 52-а, укрытие для нетранспортабельных больных и обслуживающего персонала расположенной на территории отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения(загрязнения) на 30 коек и 10 человек персонала не создано в нарушение требований п.2, 3, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309.
В связи с выявленными нарушениями 25.11.2022 начальником отделения ОНДПР по г. Брянску в адрес ГАУЗ «Брянская городская больница №2» вынесено предписание N 54 по устранению указанного нарушения в срок до 02 октября 2023 года.
Согласно решению по итогам рассмотрения жалобы от 07 июля 2023 года № ДОК-4220 принято решение отсрочить исполнение предписания на срок до 01 октября 2024 года.
В силу п. 3 ч. 1 Устава ГАУЗ «Брянская городская больница №2»(Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Брянской области в сфере здравоохранения.
Учреждение является государственным медицинским учреждением, основным видом деятельности которого является медицинская деятельность, осуществляемая в соответствии с полученной лицензией.
Имущество Учреждения является собственностью Брянской области и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления, используется им в соответствии с его целевым назначением, с учетом соблюдения отраслевых норм и правил.
Функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Брянской области осуществляет департамент здравоохранения Брянской области (пункт 4 Устава).
Финансирование деятельности государственного Учреждения здравоохранения осуществляется из областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Главным распорядителем средств областного бюджета, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения, является департамент здравоохранения Брянской области (Положение о департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденное Указом Губернатора Брянской области от января 2013 года № 76).
Расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно письму департамента здравоохранения Брянской области от 5 апреля 2022 года № 1-ДЗ- 3351 на территории ГАУЗ «Брянская городская больница №2» должно быть одно защитное сооружение - Укрытие, которое будет обеспечивать укрытие нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, расположенное на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) на 31 койку и 11 человек персонала.
В целях исполнения данного поручения в Учреждении на основании приказа главного врача ГАУЗ «Брянская городская больница №2» № 310 от 18 апреля 2022 года в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне», и требованиями п.7 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», а также в соответствии с требованиями письма директора департамента охранения Брянской области №1-ДЗ-3351 от 26 апреля 2022 года в связи с новым Перечнем организаций и территорий отнесенных к категориям гражданской обороне с 01 февраля 2022 года ГАУЗ «Брянская городская больница №2» выведена из группы по гражданской обороне, а территория города Брянска отнесена к группе по гражданской обороне, в помещении перехода со здания пищеблока в подвальное помещение хирургического корпуса (площадью 96 кв.м.) создать защитное сооружение гражданской обороны - «укрытие» предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от рушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. Заместителю главного врача по хирургической работе Беленькому А.Э. в случае введения особого режима ГО обеспечить временное размещение транспортабельных больных на 31 койку и 11 человек обслуживающего их медицинского персонала в данном «укрытии».
Также в адрес департамента региональной безопасности Брянской области главным врачом ГАУЗ «Брянская городская больница №2» направлено письмо от 19 октября 2023 года №2183 по вопросу предоставления финансирования на проектно- сметную документацию в размере 427 156,36 лей.
Согласно письма от 10 октября 2023 года № 4495-ДРБ департамент региональной опасности Брянской области в ходе корректировки Плана создания объектов гражданской обороны на территории Брянской области, в план включено строительство нового объекта гражданской обороны - Укрытие территории больницы, вместимостью 42 человека. Сроки создания ЗСГО 2024-2025 годы.
Из выводов Отчета по результатам технического обследования перехода из пищеблока в подвал хирургического корпуса № 36/2023-ТО от 16 апреля 2024 года подготовленного ООО БЦ "Кран" установлено, что устройство в переходе из пищеблока в подвал хирургического корпуса ГАУЗ «Брянская городская больница №2» укрытия, как защитного сооружения гражданской обороны путём проведения его капитального ремонта или реконструкции невозможно из-за невозможности обеспечения достаточной несущей способности существующих плит покрытия. Замена существующих плит покрытия перехода на настил покрытия, обладающий достаточной несущей способностью, нецелесообразна из-за необеспеченности соответствующей несущей способности стен и фундаментов перехода.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ГАУЗ «Брянская городская больница №2» не создало (не ввело в эксплуатацию) защитное сооружение гражданской обороны - «укрытие» в нарушение п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.
Между тем, принятие мер по созданию объектов гражданской обороны, в том числе укрытий, направлено на исполнение требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доводы представителей ответчиков о том, что действующим законодательством не предусмотрено создание убежищ в отсутствие планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованных с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики РФ, несостоятельны, поскольку данное обстоятельство не препятствует ответчику создать укрытие, скоординировав свои действия с иными органами исполнительной власти.
При этом суд учитывает, что отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не ставится в зависимость от наличия источников финансирования на данные цели.
Из Устава ГБУЗ "Брянская городская больница № 2" следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданное для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Брянской области в сфере здравоохранения.( п. 3) Учредителем учреждения и собственником его имущества является Брянская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Брянской области (пункт 4).
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 76, департамент является главным распорядителем средств областного бюджета, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения.( п. 3.12.1)
В соответствии с п. 3.26 Положения о Департаменте строительства по Брянской области, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 17 августа 2017 года № 139, департамент строительства по Брянской области в ходе мероприятий по гражданской обороне осуществляет участие в разработке и реализации планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений по планам расчетного года и принимает участие в создании запасов строительных материалов для строительства и дооборудования защитных сооружений.
Исковые требования прокурора направлены на выполнение ответчиками самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.
До настоящего времени нарушения не устранены.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, С учётом того, что судом установлена обязанность ответчиков создать укрытие в соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждёнными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Володарского района г. Брянска в защиту интересов неопределённого круга лиц к ГАУЗ «Брянская городская больница №2», Департаменту здравоохранения Брянской области, Департаменту строительства по Брянской.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Володарского района г.Брянска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГАУЗ «Брянская городская больница №2», департаменту здравоохранения Брянской области, департаменту строительства Брянской области о понуждению к совершению действий, удовлетворить.
Обязать ГАУЗ «Брянская городская больница №2», департамент здравоохранения Брянской области, департамент строительства Брянской области в пределах своих полномочий в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ГАУЗ «Брянская городская больница №2» по адресу: г. Брянск, ул. Чернышевского, д. 52-а защитным сооружением - "укрытием", соответствующим предъявленным требованиям и готовым к приему укрываемых.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Володарский районный суд г.Брянска со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Председательствующий судья Фещукова В.В.
Резолютивная часть решения суда оглашена 26 августа 2024 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 2 сентября 2024 г.