Дело № 2а - 1102/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 августа 2018 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.,
с участием старшего помощника КанашскогомежрайпрокурораЕгоровой Н.В.,
административного истца Захарова А.М.
представителя административного ответчика Яковлева Е.С.,
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Захарова А.М. к Отделу МВД России по г. Канашу о досрочном прекращении административного надзора,
у с т а н о в и л :
Захаров А.М. обратился в суд с административным иском о досрочном прекращении административного надзора, указав, что он приговором Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2006 г.был осужден к лишению свободы на срок 11 лет 4 месяца.
В период отбывания наказания, решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2016 г. в отношении него был установлен административный надзор сроком на три года, с установлением административных ограничений. Находясь под административным надзором, он не допустил нарушения законов, сразу же после освобождения из мест лишения свободы, трудоустроился в ГБУ <данные изъяты> на должность мастера участка, добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, к административной ответственности не привлекался. ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с Е., ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын Р.. Наличие административного надзора с установленными ограничениями препятствует ему в свободе передвижения и общения с семьей, проживающей в г. Москве, а также нормальной трудовой деятельности. В настоящее время истекло более половины установленного судом срока административного надзора. Считает, что в отношении него может быть досрочно прекращен административный надзор и сняты административные ограничения.
В судебном заседании административный истец Захаров А.М. административный иск поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика-инспектор по осуществлению административного надзора Отдела МВД России погор. Канашу Чувашской Республики Яковлев Е.С., действующий на основании доверенности, административный иск поднадзорного лица Захарова А.М не признвал и просил суд отказать в их удовлетворении, обосновывая тем, что Захаров А.М. был судим за совершение особо тяжких преступлений, в основном проживает в г. Москва, по месту регистрации приезжает только за получением маршрутного листа. За период нахождения под административным надзором, себя с какой-либо положиткельной стороны не проявил.
Прокурор - старший помощник Канашского межрайонного прокурора Егорова Н.В. также просила отказать в удовлетворении административного иска поднадзорного лица Захарова А.М. о досрочном прекращении административного надзора, указывая на то, что Захаров А.М. судим за совершение особо тяжких преступлений, доказательств свидетельствующих о том, что он встал на путь исправления, суду не представил
Потерпевшие по уголовному делу, по которому был осужден Захаров А.М. - П., Б., Ф., Е., А., В., И., К., Д., Г., Ф., А., С., В., Н., Н., С., Ш., К. иГ.уведомлены о поступлении в суд административного иска от Захарова А.М. о досрочном прекращении административного надзора. Заявлений от них о вступлении в административное дело, не поступили.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела административного надзора №, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора.
Согласно части 3 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 6, 10 Федерального закона Российской Федерации от06.04.2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 ФЗ №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, досрочное прекращение установленного в отношении поднадзорного лица административного надзора является правом, но не обязанностью суда, возникающей при соблюдении перечисленных в соответствующей норме условий.
При этом, разрешая вопрос о возможности досрочного прекращения административного надзора, следует исходить из того, что удовлетворение соответствующих требований должно отвечать целям и задачам установления административного надзора, перечисленным в статье 2 Закона об административном надзоре, согласно которой, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Приговором Верховного Суда Чувашской Республики от 27 января 2006 г. (с последующими изменениями) Захаров А.М. осужден по п. «а» ч.3 ст. 163, п. «а» ч.2 ст. 163, ч.1 ст. 163, с применением ч. 3 ст. 69 и ст. 70 УК РФ к лишению свободы сроком на 11 лет 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно справке № Захаров А.М. освобожден из мест лишения свободы 10 мая 2016 г. по отбытию наказания.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2016 г. в отношении него был установлен административный надзор на срок 3 года, а также административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения посещения мест, где происходит продажа алкоголя в розлив и запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов следующего дня, кроме случаев выхода на работу.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом МВД РФ по г. Канашу на Захарова А.М. заведено дело административного надзора №, в тот же день он поставлен на профилактический учет по месту жительства: <адрес>.
Срок административного надзора в отношении Захарова А.М. не продлевался.
Таким образом, на день обращения Захаровым А.М. с заявлением о досрочном прекращении административного надзора и на момент рассмотрения указанного заявления срок его административного надзора истек более чем наполовину.
Из пояснений Захарова А.М. следует, что он за время административного надзора трудоустроился, создал семью, полностью осознал свою вину.
Указанные им обстоятельства подтверждаются представленными в суд копией свидетельства о рождении ребенка, дополнительными соглашениями к трудовому договору.
Вместе с тем, несмотря на то, что в настоящее время истекло более половины установленного судом срока административного надзора и он не привлекался к уголовной или административной ответственности, суд не находит законных оснований для удовлетворения административного иска поднадзорного лица Захарова А.М. о досрочном прекращении административного надзора, поскольку оно является преждевременным.
При этом суд исходит из того, что Захаров А.М. отбывал наказание за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений, в том числе в составе организованной группы, в местах лишения свободы характеризовался отрицательно, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно решению Цивильского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, именно указанные обстоятельства явились основаниями для установления административного надзора в отношении Захарова А.М.
Более того, как следует из норм закона, одним из оснований для досрочного прекращения административного надзора является наличие положительной характеристики, как с места работы, так и с места жительства. Между тем, Захаров А.М. суду характеристики не представил, не имеется характеристики и в материалах надзорного дела.
Из характеристики, выданной участковым уполномоченным полиции Отдела МВД России по гор. Канашу П. следует, что поднадзорное лицо Захаров А.М. по месту регистрации не проживает, в основном проживает в <адрес>, по месту регистрации бывает изредка, приезжает только для продления маршрутного листа.
Обсуждая доводы Захарова А.М. о том, что установленные административный надзор с административными ограничениями препятствуют ему в осуществлении трудовой деятельности за пределами г. Канаш, ограничивают его права на семейную жизнь, суд приходит к следующему.
Как установлено судом в период административного надзора Захаров А.М. смог трудоустроиться и по настоящее время занимается общественно-полезным трудом, создал семью, которая проживает в г. Москва. При этом никаких препятствий, как для осуществления им трудовой деятельности, так и общения с семьей, со стороны отдела внутренних дел ему не чинится: на основании заявлений неоднократно получал разрешения должностных лиц Отдела внутренних дел на выезд за пределы г. Канаш.
По смыслу закона задачами административного надзора является предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и правонарушений. Сам по себе административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, то есть является мерой социального контроля за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, имеющей цель - предупреждение рецидивной преступности, в связи с чем не может расцениваться как ограничение права на труд, личной жизни. Установленные ограничения являются временным ограничением прав и свобод Захарова А.М. и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции Российской Федерации, международным договорам о правах человека.
С учетом совокупности выше исследованных судом обстоятельств, данных о личности Захарова А.М., общественной опасности и степени тяжести совершенных им противоправных деяний, достаточных оснований для досрочного прекращения административного надзора на данный момент не имеется.
Следовательно, не подлежат удовлетворению требования и в части отмены в отношении поднадзорного лица установленных решением суда административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 178, 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска Захарова А.М. к Отделу МВД России по г. Канашу о досрочном прекращении административного надзора, об отмене административных ограничений, установленных решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2016 года, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья В.В. Архипов
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2018 года.