Решение по делу № 33-4590/2015 от 08.10.2015

Дербентский районный суд РД судья Э.А. Исмаилова

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 марта 2016 года по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хаваева А.Г. и Хираева Ш.М., при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> к администрации МР «<адрес>» и МКОУ «У.» (далее МКОУ «У.») о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по антитеррористической защищенности учебного заведения, незаконным и обязании администрации МР «<адрес>» профинансировать расходы по антитеррористической защищенности и МКОУ «У.», по мере финансирования из бюджета, установления системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова, по апелляционной жалобе представителя администрации МР «<адрес>» ФИО6 на решение Дербентского районного суда РД от <дата>, которым требования прокурора удовлетворены и постановлено: - «Признать незаконным бездействие МКОУ «У.» и администрации МР «<адрес>» по непринятию мер по антитеррористической защищенности образовательной организации.

Обязать администрацию МР «<адрес>» профинансировать расходы, связанные с антитеррористической защищенностью учреждения, а именно на установку кнопки экстренного вызова (тревожной кнопки) и системы видеонаблюдения в МКОУ «У.».

Обязать МКОУ «У.» по мере финансирования из бюджета установить систему видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова».

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К.,объясненияпрокурора ФИО5, полагавшего решение суда законным и обоснованным,судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд к администрации МР «<адрес>» и МКОУ «У.» с указанным иском, указывая, что при проверке исполнения законодательства о противодействии терроризму в МКОУ «У.» выявлено отсутствие системы видеонаблюдения и тревожной кнопки. Образовательное учреждение обязано соблюдать законодательство в части создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, оборудования помещений. В этой связи, обязанность по устранению нарушений законодательства возлагается на школу. В связи с тем, что учредителем школы является администрация МР «<адрес>» и финансовое обеспечение осуществляется через местный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.

Считая, что несоблюдение требований по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинения существенного материального ущерба образовательному учреждению, прокурор обратился в суд.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель администрации МР «<адрес>» ФИО6 В поданной им апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного акта, как постановленного с нарушениями норм материального и процессуального права, в частности в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судом не принято во внимание то, что устранение указанных в решении суда недостатков необходимо будет произвести в 2015 году, что повлечет дополнительные расходы для местного бюджета. Средства на реализацию решения суда будут предусмотрены в бюджете 2016 года, соответственно и исполнение будет возможным с указанного срока.

В возражениях на доводы апелляционной жалобы помощник прокурора <адрес> ФИО7 полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

На дату разрешения спора действовали соответствующие нормы ГПК РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение суда отвечает указанным требованиям.

В соответствии со ст.ст. 2 и 42 Конституции России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и других нормативно-правовых актов и исходил из того, что исполнение требований правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку образовательное учреждение не имеет кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения, денежные средства на их установку учреждению не выделены, тогда как это необходимо в силу правовых норм, что ответчиками в суде не оспаривались, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска. Выводы суда об этом мотивированы, основаны на законе, материалах дела и оценке доказательств, данной в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).

Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования (из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования (пункт 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).

По ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Учредителем образовательного учреждения является администрация МР «<адрес>».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что выявленные нарушения в ходе прокурорской проверки свидетельствуют об антитеррористической незащищенности образовательного учреждения, что в условиях высокого уровня террористической активности представляет повышенную опасность для несовершеннолетних учащихся и персонала учебного учреждения. Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.

Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на устранение допущенных нарушений с прогнозированием их устранения в 2016 году не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах правовых оснований к отмене решения суда не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МР «<адрес>» ФИО6 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4590/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гасанов Г.Г.
Прок. г.Д.
Ответчики
Умарбеков Т.У.
МКОУ "Уллутеркеменская СОШ", адм. МР "Дербентский район"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Гасанова Джарият Гаджикурбановна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.11.2015Судебное заседание
01.12.2015Судебное заседание
01.03.2016Судебное заседание
03.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2016Передано в экспедицию
01.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее