Решение по делу № 2-3187/2018 от 05.03.2018

дело № 2-3187/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2018 года

Республика Коми                                     город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Щелканова М.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

с участием:

прокурора Филиппова М.В.,

представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Борисова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании организовать освещение,

установил:

Прокурор города Сыктывкара в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании оборудовать участок автомобильной дороги, пролегающий по ул. Пузиновского г. Сыктывкара, от Октябрьского проспекта до улицы Юшкина, уличным освещением в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.

В обоснование искового заявления указано, что в результате проведенной проверки установлены нарушения на участке автомобильной дороги, прилегающей по ул. Пузиновской г. Сыктывкара, а именно, отсутствует уличное освещение. Передвижение граждан по указанному участку неосвещенной дороги, с учетом отсутствия тротуара, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. Указанные недостатки являются нарушением требований ГОСТа Р52766-2007 «Элементы обустройства».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УМВД по г. Сыктывкару, МКП «Жилкомсервис», ПАО «МРСК Северо-Запад» «Комиэнерго», ФГБУ «ФКП Росреестра».

В судебном заседании прокурор Филиппов М.В. на иске настаивал.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» по доверенности Борисов В.Г. возражал против удовлетворения иска.

Представители третьих лиц не явились, о слушании извещены.

Суд, выслушав стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 5 ч. ст. 16 ФЗ от 06.10.2013г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности, что закреплено в статьях Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Статья 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» закрепляет право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2008 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Требования по освещению улиц в ночное время предусмотрены "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Нормативным правовым актом, устанавливающим требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров и остановочных площадок является ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

Согласно акта обследования ОГИБДД УМВД по г. Сыктывкару от 07.02.2017 установлено, что по улице Пузиновского г. Сыктывкара отсутствует стационарное наружное освещение. Указанные недостатки являются нарушением требований ГОСТа Р 52766-2007 «Элементы обустройства», которым предусмотрено обустройство стационарного электрического освещения в населенных пунктах.

ГОСТ Р 50597-97 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Пунктом 4.6 ГОСТ Р 50597-97 предусмотрено, что дороги и улицы должны иметь наружное освещение.

Данные меры предусмотрены законодателем с целью повышения гарантии безопасности всех участников дорожного движения и находятся в прямой взаимосвязи с нормами ст. ст. 20, 41 Конституции РФ.

Рассматриваемый участок автомобильной дороги территориально располагается в границах МО ГО «Сыктывкар». При этом ни органом местного самоуправления, ни ООО «...» меры по обеспечению уличного освещения указанного участка не принимаются.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 13.10.2006 № 10/3598 «О предоставлении земельного участка в собственность» на основании Договора купли-продажи № ... от ** ** ** ОАО «...» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ..., в составе земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования.

Правилами землепользования и застройки МО ГО "Сыктывкар", утвержденными решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 30.04.2010 N 31/04-560, весь земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. отнесен к территориальной зоне Ж-3, основным видом разрешенного использования в которой является, в том числе «Индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками».

ОАО «...» реорганизовано в форме преобразования в ООО «...».

В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» утвержден проект планировки территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по ... разработанный ООО «...».

ООО «...» осуществил землеустроительные работы по межеванию земельного участка путем его разделения на самостоятельные земельные участки для индивидуального жилищного строительства, которые отчуждены в собственность физических лиц, и земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., посредством которого обеспечивается доступ к иным образованным земельным участкам.

В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, т.е. обязанность по содержанию дороги, пролегающей по указанным участкам автомобильных дорог г. Сыктывкара возложена на органы местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар», как на исполнительный орган местного самоуправления.

Согласно п. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

На основании заявления ООО «...» от 06.09.2017 о внесении в ЕГРП записи о прекращении права в соответствии с п. 1.1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, с 12.09.2017 правообладателем земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. является администрация МО ГО «Сыктывкар».

На основании решения администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2016 № 07/2016-95 «О присвоении наименования улицам в Октябрьском районе г. Сыктывкара» улицам присвоены следующие наименования: ул. Юшкина, ул. Пузиновского, проезд Энтузиастов, Дубравный проезд, Листопадный проезд, Живописный проезд.

Посредством земельного участка кадастровым номером ... площадью ... кв.м., находящегося в собственности МО ГО «Сыктывкар», обеспечивается доступ, в том числе к земельным участкам, расположенным по улице Пузиновского, что следует из выписки из электронной карты города и фрагмента кадастрового плана территории, представленного ФГБУ «ФКП Росреестра», а следовательно, осуществление мероприятий по уличному освещению спорного участка, должно быть возложено именно на орган местного самоуправления.

Ссылка администрации МО ГО «Сыктывкар» на то, что земельный участок, который прокурор требует обеспечить уличным освещением, не отнесен к категории дорог либо улиц, отклоняется судом, поскольку данный земельный участок находится в муниципальной собственности, посредством него обеспечивается доступ к индивидуальным жилым домам. Неисполнение ответчиком обязанности по приданию юридического статуса земельному участку и невключение его в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц местного значения муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утв. постановлением главы администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 31.12.2008 N 12/5228, не исключает обязанность администрации МО ГО «Сыктывкар» по обеспечению данного участка уличным освещением.

Поскольку выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, создают предпосылки для роста числа дорожно-транспортных происшествий, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора к администрации МО ГО «Сыктывкар» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Уличное освещение должно соответствовать действующим нормативным правовым актам в данном сфере на момент исполнения решения суда.

Суд предложил прокурору представить выписку из электронной карты города, отражающую часть земельного участка, в отношении которой заявлено требование об обеспечении уличного освещения, поскольку привязка к местности, указанная в исковом заявлении, не позволяет точно определить границы.

Данная выкопировка представлена. Из данной выкопировки следует, что спорным является участок дороги, проходящий по ул. Пузиновского (обозначен красным цветом) от Октябрьского проспекта до конца участка № ..., кадастровый номер которого согласно кадастровой карте - ...

С учетом объема работ суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании организовать освещение удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» организовать работы по оборудованию уличного освещения улицы Пузинского г. Сыктывкара от Октябрьского проспекта до конца земельного участка с кадастровым номером ... в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                 М.В. Щелканов

2-3187/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сыктывкара в инт. неопределенного круга лиц
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
ОГИБДД УМВД России по РК
МКП Жилкомсервис
филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по РК
ООО «Пригородный»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее