Судья: Попов В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-11173
(номер дела в суде первой инстанции – 2-504/2019)
30 сентября 2019 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ромасловской И.М. и Ивановой Е.Н.,
при секретаре – Ананьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 4 июля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах Мячина А.В., ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Мячину А.В., ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель- Черкасского района, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, отвечающее санитарным и техническим требованиям.»,
доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной жалобы истца – Мячина А.В., заключение прокурора – Устиновой Т.А., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области, в интересах Мячина А.В., обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения к ответчику - администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области в обоснование своих требований указав, что прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области по обращению Мячина А.В., проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях. Проверкой выявлены нарушения законодательства о защите жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в деятельности администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ Мячин А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области. Мячин А.В. жилых помещений в собственности не имеет, о чем свидетельствуют соответствующие справки Кинель-Черкасского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить Мячину Александру Викторовичу, 28 марта 2000 года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кинель-Черкасского района, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – администрация м.р. Кинель-Черкасский Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение с учетом доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 981 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99 Жилищного кодекса РФ).
В силу требований ст. 1091 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области»).
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях: родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 6 настоящего Закона. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с ними договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном постановлением Правительства Самарской области. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не ставиться в зависимость от своевременности предоставления соответствующих субвенций органам местного самоуправления и от наличия у органов местного самоуправления специализированного жилого фонда.
Из материалов дела видно, что истец - Мячин А.В., ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> (л.д. 23), является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, его родители умерли (л.д. 24, 25).
ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения заместителя руководителя Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района истец - Мячин А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области (л.д. 14).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что истец - Мячин А.В. окончил учебное заведение, жилого помещения в собственности не имеет, о чем свидетельствуют соответствующие уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости таких сведений (л.д. 12, 29).
Также судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме - возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения (в границах соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее учетной нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что категория граждан, к которой относиться истец, будет обеспечиваться жилыми помещениями по мере поступления средств и об отсутствии у ответчика свободного муниципального жилого фонда, поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства, предусматривающих обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями из муниципального жилого фонда лиц данной категории, не предусматривают исполнение государством данной обязанности, в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета Самарской области.
Также несостоятельными находит судебная коллегия и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они сводятся к доводам изложенным в обосновании непризнания иска и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 4 июля 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -