Судья Попова А.В. Дело № 33-10823/2022 (2-1991/2022)
25RS0004-01-2021-001734-73
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 декабря 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе
председательствующего судьи Шульга С.В.
судей Веригиной И.Н., Вишневской С.С.
при секретаре Брыжеватой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левцовой Марии Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю о взыскании невыплаченных сумм отпускных, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю на решение Советского районного суда г. Владивостока от 17.06.2022, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения представителя Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю Виговской С.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Левцова М.А. обратилась в суд с иском, указав, что с 02.03.2015 проходила государственную службу в Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю в должности ....
Приказом от 09.12.2021 № 04-02/369 служебный контракт с ней расторгнут 14.12.2021, она уволена с государственной гражданской службы по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе государственного гражданского служащего.
При увольнении ей выплатили компенсацию за 20 дней неиспользованного отпуска в размере 42 082,40 рублей.
Выплаченная сумма была исчислена от заработной платы без учета сумм материального стимулирования за период, предшествующий дате увольнения, что привело к уменьшению выплат.
Также суммы материального стимулирования не были учтены при выплате отпускных за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году.
Действиями работодателя, нарушающими ее трудовые права, ей причинен моральный вред.
Просила взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 27 399,76 рублей, отпускные выплаты за 2021 год в размере 53 031,40 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом поставлено решение, которым исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана компенсация за неиспользованный отпуск в размере 27 399,76 рублей, отпускные выплаты за 2021 год в размере 53 031,40 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
С постановленным решением не согласился ответчик Межрайонная ИФНС России № 12 по Приморскому краю, подав апелляционную жалобу в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. Полагает, что при увольнении истцу выплаты произведены в полном объеме, оснований для взыскания дополнительных сумм отсутствуют. Поскольку материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете. Таким образом, суммы, выплаченные истцу в счет материального стимулирования, не подлежали учету при определении размера компенсации за неиспользованный отпуск, а также отпускных выплат. Полагает завышенным взысканный судом размер компенсации морального вреда.
В возражениях на апелляционную жалобу истцом указано на несостоятельность ее доводов, а также на законность и обоснованность оспариваемого судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02.03.2015 истец была принята на государственную службу в Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю на должность ....
На основании приказа от 09.12.2021 № 04-02/369 служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещения должности государственной гражданской службы с 14.12.2021 по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе государственного гражданского служащего).
При увольнении истцу была выплачена компенсация за 20 дней неиспользованного отпуска.
Вместе с тем, истец полагала, что указанная выплата, а также отпускные выплаты за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году ей произведена не в полном объеме, в связи с чем, обратилась с настоящим иском в суд.
Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно части 2 и части 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
В силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
В соответствии с пунктом 9 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а материальное стимулирование выплачено истицу в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, суд обоснованно исходил из того, что выплаченное в соответствии с названными выше приказами материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка истца, как для компенсации неиспользованного отпуска, так и отпускных выплат.
Руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения трудовых прав истца, степень нравственных и физических страданий истца, степень вины работодателя, с учетом требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований дать иную оценку указанным выводам не имеется.
Утверждения ответчика об обратном судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, в то время, как расчет, взысканных сумм стороной ответчика не опровергнут, контррасчёт не предоставлен.
Доводы жалобы о завышенном размере взысканной судом компенсации морального вреда судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку суд первой инстанции, исходя из обстоятельств дела, с учетом разумности и справедливости, установил размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, оснований для компенсации морального вреда в меньшем размере и изменения решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Само по себе несогласие апеллянта с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 17.06.2022 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.12.2022.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░