Судья Ситдикова Н.М. УИД 16RS0040-01-2022-005532-75
Дело № 2-2322/2022
Дело № 33-6520/2023
Учет № 095г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,
при секретаре Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Варламовой Н.И. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Варламовой Н.И. к Государственному казённому учреждению Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству: <адрес> с 4 апреля 2020 года о признании незаконным решения о прекращении предоставления истцу мер социальной поддержки на оплату вышеуказанного жилого помещения и коммунальных услуг с 4 апреля 2020 года; о предоставлении истцу мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 апреля 2020 года по 1 февраля 2021 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Шукаревой А.Л., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варламова Н.И. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Зеленодольском районе о признании решения незаконным.
В обоснование иска указала, что с 12 апреля 2012 года является получателем субсидии-льготы на оплату ЖКУ по домохозяйству расположенному по адресу: <адрес> по категории «инвалид (общее заболевание)». Действие заявления от 15 октября 2019 на назначение данной субсидии было приостановлено, а с апреля 2020 года в связи с неуплатой ею, как получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и вовсе прекращено. Для погашения образовавшейся задолженности она заключила соглашение о реструктуризации долга за жилое помещение и коммунальных платежей. В адрес ответчика она неоднократно направляла заявления и обращения с целью возобновления предоставления субсидии. В связи с распространением коронавирусной инфекции личный прием граждан не осуществлялся, кроме того, ввиду плохого самочувствия истец не могла предоставить недостающие документы. В феврале 2021 года ее заявление было принято, рассмотрено и вынесено решение о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ на период с 1 февраля 2021 года по 31 июля 2021 года. Задолженность образовалась ввиду сложного материального положения, болезни и невыплаты ей пособия по временной нетрудоспособности. Истец полагает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не могло быть отказано.
На основании изложенного просила признать незаконным решение ответчика о приостановлении предоставления ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству расположенному по адресу: <адрес> 4 апреля 2020 года, признание незаконным решение о прекращении предоставления ей мер социальной поддержки на оплату вышеуказанного жилого помещения и коммунальных услуг с 4 апреля 2020 года о предоставлении истцу мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 апреля 2020 года по 1 февраля 2021 года.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Зеленодольском районе на Государственное казённое учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)».
01.09.2022 в качестве соответчика по делу было привлечено ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс».
Истица в суд е не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) Корнишина А.Ю. с иском не согласилась, просила отказать.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс» Цыганов М.Ю. с иском не согласился.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Варламова Н.И. просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств. По мнению апеллянта, суд не учел наличие уважительных причин образования у нее задолженности по оплате коммунальных услуг и беззаявительный характер представления спорной субсидии в 2020 и 2021 годах.
Ответчиком представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным. 04.04.2020 во время формирования меры социальной поддержки - субсидий по ЖКУ, было выявлено отсутствие оплаты от Варламовой Н.И. ЖКУ за март 2020 года. В связи с чем, действие заявления ....(10) от <дата> на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному домохозяйству было приостановлено с 01.03.2020. Далее, 07.04.2020 сообщением на номер телефона .... Варламовой Н.И. было направлено СМС уведомление о приостановлении выплаты субсидии на оплату ЖКУ, в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ за март 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2022 года решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2022 года оставлено без изменения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
В суд апелляционной инстанции истец не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» Шукарева А.Л. с жалобой не согласилась.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс» в суд апелляционной инстанции не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Варламова Н.И., <дата> года рождения является инвалидом третьей группы по общему заболеванию с 1 августа 2019 года, что подтверждается справкой МСЭ-2018 .... (л.д.9).
Варламовой Н.И. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 36,4 кв.м. по адресу: <адрес>, еще 3/4 доли в праве общей долевой собственности принадлежит дочери истца - ФИО10 (л.д.14-15).
15 октября 2019 года Варламова Н.И. обратилась в Отделение РЦМП Зеленодольского муниципального района с заявлением ....(10) на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству: Республики Татарстан, <адрес>. 23 октября 2019 года вынесено решение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги на период с 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года.
С 1 марта 2020 года выплата субсидии была приостановлена в связи с неуплатой получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев. Выплата субсидии не была возобновлена в связи с непогашением задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в течение месяца после получения уведомления о приостановлении.
31 марта 2020 года срок, на который была предоставлена субсидия решением от 23 октября 2019 года истёк.
12 января 2021г. Варламова Я.И. подала в отделение РЦМП Зеленодольского муниципального района по вопросу назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
26 января 2021 года вынесено решение об отказе в назначении субсидии по причине: «Наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг». На момент принятия решения у Варламовой Н.И. имелась задолженность по оплате ЖКУ. Соглашение о погашении задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги истец не представила.
29 января 2021 года Варламова Н.И. вновь обратилась в Отделение РЦМП Зеленодольского муниципального района по вопросу назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив соглашение о погашении задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги (л.д.56-57).
4 февраля 2021 года вынесено решение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 февраля 2021 года по 31 июля 2021 года (л.д.54).
Истица обратилась в суд с настоящим иском, указывая на незаконность приостановления предоставления субсидии и последующего ее прекращении в период с 1 марта 2020 года до 1 февраля 2021 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из наличия у истицы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг на дату приостановления представления субсидии.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом городского суда.
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставления субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 19 ноября 2014 г. №635, утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по представлению субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласии пункту 2.3.2 Регламента, результат предоставления государственной. услуги выдается (направляется) заявителю в соответствии с выбранным им способом получения: в письменной форме лично заявителю или иным отправлением в форме электронного документа по адресу электронной почты и (или) в личный кабинет заявителя на Едином государственном портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, либо СМС-сообщением на телефон заявителя.
В пункте 3 заявления, Варламова Н.И. дала свое согласие на получение информации, в том числе о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги по номеру телефону ...., о чем собственноручно поставила подпись.
Как следует из письменного отзыва ответчика и пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, 04.04.2020 во время формирования меры социальной поддержки - субсидий по ЖКУ, было выявлено отсутствие оплаты от Варламовой Н.И. ЖКУ за март 2020 года. В связи с чем, действие заявления ....(10) от <дата> на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному домохозяйству было приостановлено с 01.03.2020.
Далее, 07.04.2020 сообщением на номер телефона +.... Варламовой Н.И. было направлено СМС уведомление о приостановлении выплаты субсидии на оплату ЖКУ, в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ за март 2020 года.
05.05.2020 во время формирования меры социальной поддержки субсидий по ЖКУ снова выявлено отсутствие оплаты от Варламовой Н.И. ЖКУ за март, апрель 2020 года. В связи с, чем действие заявления ....(1.0) от <дата> на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному домохозяйству было прекращено. Таким образом, с 01.03.2020 выплата субсидии по заявлению от 15.10.2019 прекращена. 05.05.2020 сообщением па номер телефона +.... Варламовой Н.И. было направлено СМС-уведомление о прекращении выплаты субсидии в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ за март, апрель 2020 года.
Какое-либо решение ответчиком в форме отдельного письменного документа не выносилось. Сторона ответчика полагает, что вынесено решение в форме СМС-уведомления.
В пункте 41 Правил установлено, что гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (абзац второй пункта 41 Правил).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г." действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в отношении граждан, являющихся получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приостановлено до 1 октября 2020 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.", предусмотрено, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1703, от 31 декабря 2020 г. N 2391 действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" приостановлено до 1 апреля 2021 г.
Пунктом 42(1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "в" пункта 60 Правил).
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
Исходя из приведенных нормативных положений, а также из разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Между тем, суд первой инстанции вопреки указаниям суда кассационной инстанции не дал должной оценки доводам истца о том, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась ввиду сложного материального положения, болезни, а также представленному в дело постановлению судебного пристава- исполнителя о расчете задолженности по алиментам перед истцом за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в сумме 147780 рублей от 12 января 2021 года (л.д.59 том 1).
Как установлено судом первой инстанции по состоянию на 12 января 2021 Варламова Н.И. имела задолженность по оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 233716 рублей.
Варламова Н.И. являясь инвалидом третьей группы, по сведениям ГУ РО Фонд социального страхования РФ по РТ работает в ПАО «Таттелеком», в период с 11 марта 2020 года по 20 марта 2020 года, с 31 марта 2020 года по 9 апреля 2020 года и позднее получала пособие по временной нетрудоспособности (л.д.27-29 том 1).
Как указывает ответчик, Варламова Н.И. в течение 2-х месяцев в период до марта 2020 года не оплачивала текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, при этом была трудоустроена, сведений о том, что она в период до марта 2020 года проходила какое-либо лечение, что ей не выплачивалась заработная плата, не представлено.
Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что истец является инвалидом 3-й группы и имеет на иждивении дочь 18 лет.
Согласно письменному ответу Зеленодольского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан на запрос суда апелляционной инстанции 18.03.2015 возбуждено исполнительное производство 9539/15/16029-ИП в отношении должника ФИО1 на основании судебного приказа .... от <дата> выданного Мировым судьей судебного участка .... Зеленодольского судебного района о взыскании алиментов на содержание детей в пользу взыскателя Варламовой Н.И..
Судебным приставом-исполнителем произведен перерасчет задолженности, которая составляет с 18.03.2015 по 31.03.2020 - 563 832 рублей. Согласно постановления судебного пристава-исполнителя от 22.11.2021 задолженность по алиментам составляет 1 082 382.04 рублей.
Таким образом, задолженность по алиментам по состоянию на 31.03.2020 (563 832 рубля) значительно превышает задолженность истицы по оплате ЖКУ (233 716 рублей) по состоянию даже на 12 января 2021 года. Истица, проживая с дочерью, не получая алименты на содержание дочери, болела в марте 2020 года, фактически проживая на пособие по временной нетрудоспособности. Дочь истицы при отсутствии поступления алиментов от отца, полностью находится на иждивении истицы.
Переоценивая представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а именно наличие большой задолженности по алиментам, кратно превышающей задолженность истицы по оплате ЖКУ, болезнь истицы, являющейся инвалидом. Как указано выше, при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении иска Варламовой Н.И. к ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска. Решение ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о приостановлении с 1 марта 2020 года и о дальнейшем прекращении предоставления Варламовой Н.И. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству, расположенному по адресу: <адрес>, подлежит признанию незаконным. На данного ответчика подлежит возложение обязанности по представлению истице меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству, расположенному по адресу: <адрес>, за период с 1 марта 2020 по 1 февраля 2021 года.
В то же время решение суда в части отказа в удовлетворении иска к ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс» подлежит оставлению без изменения, поскольку данным ответчиком решение о приостановлении или прекращении представления субсидии не принималось.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Варламовой Н.И. к Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», и принять в этой части новое решение.
Исковое заявление Варламовой Н.И. к Государственному казенному учреждению Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) о признании незаконными решения о приостановлении, решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» (ИНН ..../ОГРН .... ....) о приостановлении с 1 марта 2020 года и о прекращении предоставления Варламовой Н.И. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству, расположенному по адресу: <адрес>
Обязать Государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» представить Варламовой Н.И. меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по домохозяйству, расположенному по адресу: <адрес>, за период с 1 марта 2020 по 1 февраля 2021 года.
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 8 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи