Решение по делу № 2а-311/2021 от 14.05.2021

Адм. дело № 2а-311/2021

УИД 68RS0017-01-2021-000400-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Дмитриевка 10 июня 2021 года

Никифоровский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Денисова С.В.,

при секретаре Медведевой О.Б.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Никифоровского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Никифоровскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением запретов и ограничений от 22.01.2021 об отсутствии нарушений в действиях главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. законодательства о противодействии коррупции и об отсутствии интересов при исполнении им должностных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Никифоровского района Тамбовской области обратился в суд с административным иском, поименованным во вводной части настоящего решения, которым просит признать незаконным решение (протокол) комиссии Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области по контролю за соблюдением запретов, ограничений, за исполнением обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, лицами, замещающими муниципальные должности (далее по тексту Комиссии) от 22.01.2021 об отсутствии в действиях главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. нарушений законодательства о противодействии коррупции и об отсутствии конфликта интересов при исполнении им должностных обязанностей.

Обязать Никифоровский районный Совет народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области вновь рассмотреть на Комиссии вопроса о наличии либо об отсутствии в действиях главы района Голенкова Е.В. конфликта интересов при назначении на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Голенкову И.В. и принять меры, направленные на всестороннее рассмотрение с учетом требований законодательства о противодействии коррупции.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Никифоровского района Тамбовской области проведена проверка по обращениям Кокорева А.В. и Четыриной О.В. по вопросам законности деятельности Комиссии.

Указанной Комиссией 22.01.2021 г. по представлению прокуратуры Никифоровского района от 28.12.2020г. на заседании рассмотрен вопрос наличия конфликта интересов в действиях главы Никифоровского района Голенкова Е.В., при назначении с 08.10.2020 и замещении должности директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Голенковой И.В., являющейся бывшей супругой главы района. Как следует из материалов проверки, решением мирового судьи от 07.09.2020 брак главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. с его супругой Голенковой И.В. расторгнут Данное решение суда вступило в законную силу 08.10.2020. В то же время, постановлением администрации Никифоровского района Тамбовской области от 02.10.2020 № 448 на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с 08.10.2020 назначена Голенкова И.В.

15.10.2020 в адрес Никифоровского районного Совета народных депутатов поступило обращение Кокорева А.В. и Четыриной О.В. с требованием проверки правомерности действий главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. по факту назначения Голенковой И.В. на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

В связи с отсутствием принятого нормативно-правового акта, регулирующего порядок деятельности Комиссии, распоряжением Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области № 10-р от 22.10.2020, создана временная комиссия по рассмотрению вышеуказанного обращения Кокорева А.В. и Четыриной О.В., в состав которой вошли председатель Никифоровского районного Совета народных депутатов, депутат Ярославского сельского Совета народных депутатов и депутат Никифоровского районного Совета народных депутатов.

По результатам заседания 06.11.2020 вышеуказанной комиссией принято решение, что в действиях главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. по факту назначения Голенковой И.В. на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» наличие конфликта интересов не находит подтверждения.

При наличии указанных выводов, Комиссией не дана оценка фактам наличия у главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова и директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Голенковой И.В. в совместной общедолевой собственности жилого помещения и земельного участка, на которых они продолжают проживать совместно, что подразумевает ведение совместного хозяйства.

Комиссией не дана оценка факту издания администрацией Никифоровского района Тамбовской области постановления о назначении на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Голенковой И.В., до вступления в законную силу решения суда о расторжении брака между Голенковым Е.В. и Голенковой И.В.

Кроме того, Комиссией не устанавливался факт наличия финансовой независимости Голенкова Е.В. и Голенковой И.В., сведения о движении денежных средств на счетах не истребовались. Фактически деятельность Комиссии ограничилась получением объяснения от главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. и обстоятельства дела не устанавливались и исследованы не были.

Впоследствии, 22.01.2021 г. по представлению прокуратуры Никифоровского района от 28.12.2020г. на заседании рассмотрен вопрос наличия конфликта интересов в действиях главы Никифоровского района Голенкова Е.В., при назначении с 08.10.2020 и замещении должности директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Голенковой И.В., являющейся бывшей супругой главы района. При этом Комиссия, руководствовалась положением, утвержденным решением Никифоровского районного Совета народных депутатов от 26.11.2020 № 275 (далее - Положение о комиссии № 275). Согласно п. 3 Положения о комиссии № 275 состав комиссии по контролю формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Пунктом 4 Положения о комиссии № 275 предусмотрено, что при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии по контролю, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии по контролю, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии по контролю не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса. Однако, согласно приложению № 2 к вышеуказанному решению Совета народных депутатов в состав комиссии вошли: Григин А.М. - председатель Никифоровского районного Совета народных депутатов; Ведищев А.Т. -председатель постоянной депутатской комиссии по депутатской этике и вопросам местного самоуправления, вместе с тем является директором МБУ ДО «Никифоровская детская школа искусств» (далее - МБУ ДО «Никифоровская ДШИ»); Дегтярев Г.А. - начальник отдела организационной и правовой работы районного Совета народных депутатов; Денисова С.В. - управляющая делами администрации Никифоровского района; Конобеев В.В. - депутат Никифоровского районного Совета народных депутатов.

Согласно Устава МБУ ДО «Никифоровская ДШИ» утвержденного постановлением администрации района от 24.11.2015 № 670 функции и полномочия учредителя и собственника имущества школы осуществляет администрация Никифоровского района Тамбовской области.

Также п. 3.3 вышеуказанного Устава предусмотрено, что директор МБУ ДО «Никифоровская ДШИ» назначается на должность и освобождается от должности учредителем. Таким образом, усматривается непосредственная подчиненность члена комиссии Ведищева А.Т. главе администрации Никифоровского района Тамбовской области.

Кроме того, из личных дел сотрудников администрации установлено, что начальником отдела ЗАГС администрации района является Дедова С.В., (до замужества Дегтярева) которая является близкой родственницей (дочерью) члену вышеуказанной комиссии Дегтяреву Г.А.

Также зять члена комиссии (Дедов А.В.), является начальником отдела культуры, по делам молодежи, физической культуры и архивного дела администрации Никифоровского района, что также подчиняется главе администрации района.

Вышеуказанные лица, за исключением -Денисовой С.В., самоотводов не заявляли, что противоречит ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ согласно которой под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В связи с вышеизложенным ставиться под сомнение объективность принятого комиссией решения в отношении главы администрации Никифоровского района.

Кроме того, при изучении деятельности Комиссии установлено, что она ограничилась получением объяснения от главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В., обстоятельства дела не устанавливались и исследованы не были. Соответствующие запросы и информация, предусмотренные п.5 Положения, утвержденного решением от 26.11.2020 № 275, не направлялись и не получались.

В связи с чем, выводы Комиссии об отсутствии в действиях главы района Голенкова Е.В. конфликта интересов приняты преждевременно. Данное обстоятельство указывает на бездействие представительного органа местного самоуправления в части исполнения обязательных требований законодательства о противодействии коррупции, подлежит признанию незаконным.

Прокуратурой района 03.03.2021 № 02-06-02-2021 в адрес председателя Никифоровского районного Совета народных депутатов направлялась информация о необходимости возобновления работы комиссии.

Однако 14.04.2021 № 51 прокуратурой района получен ответ председателя комиссии Григина А.М. о том, что принято решение о нецелесообразности возобновления проверки в отношении главы района Голенкова Е.В.

Таким образом, непринятие районным Советом народных депутатов Никифоровского района мер направленных на получение исчерпывающих документов и их полного исследования повлекло нарушение основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации установленных Федеральным законом от 25.12.2018 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также свидетельствует об отсутствии реализации Советом народных депутатов поселения обязанности по противодействию коррупции.

Не соблюдение законодательства о противодействии коррупции, а также непринятия должных мер для установления всех обстоятельств при рассмотрении вопроса о наличии конфликта интересов главы района Голенкова Е.В. при назначении на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» бывшую супругу Голенкову И.В. нарушает права и законные интересы граждан, которые претендовали или могли претендовать на должность директора НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Заместитель прокурора Никифоровского района Тамбовской области Трунов И.Н. в предварительном судебном заседании полагал, что административное исковое заявление направлено в суд с соблюдением процессуальных сроков, поскольку прокурором Никифоровского района, в порядке досудебного урегулирования возникшего вопроса, 03.03.2021 на имя председателя Никифоровского районного Совета народных депутатов Григина А.М. направлялась информация с предложением возобновить работу комиссии по контролю за соблюдением запретов, ограничений, за исполнением обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, лицами, замещающими муниципальные должности. Ответ по результатам рассмотрения указанной информации получен прокуратурой района 14 апреля 2021 года.

Председатель Никифоровского районного Совета народных депутатов Григин А.М., одновременно являясь председателем комиссии Никифоровского районного Совета народных депутатов Тамбовской области по контролю за соблюдением запретов, ограничений, за исполнением обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, лицами, замещающими муниципальные должности, полагает, что прокурором Никифоровского района пропущен срок обращения с административным иском в суд без уважительных причин, в связи с чем в удовлетворении иска должно быть отказано.

Заинтересованные лица по делу - глава Никифоровского района Тамбовской области Голенков Е.В., члены Комиссии - Ведищев А.Т., Дегтярев Г.А., Денисова С.В., Конобеев В.В., главный специалист – эксперт отдела правоприменительной деятельности и контроля управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Тамбовской области Пацуло М.В., директор НРМКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Голенкова И.В. в предварительное судебное заседание не явились, предоставив в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, одновременно указывая на возражения относительно восстановления срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Заинтересованное лицо Кокорев А.В. будучи извещенным надлежащим образом, в предварительное судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Заинтересованное лицо Четырина О.В. полагала, что срок обращения в суд с административным с исковым заявлением прокурором соблюден, так как с их стороны осуществлялся досудебный порядок решения вопроса.

В силу ч.2 ст. 138 КАС РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела касающиеся установления обстоятельств соблюдения срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела, в частности протокола заседания Комиссии от 22 января 2021 года, следует, что на данном заседании рассматривалось представление прокурора Никифоровского района о действиях главы района Голенкова Е.В. На заседании Комиссии присутствовали кроме её членов, также приглашенные лица, в том числе прокурор Никифоровского района Тамбовской области Дроков С.А., который высказал свою позицию, что в рассматриваемом случае присутствует конфликт интересов.

По результатам заседания Комиссии, 22.01.2021 принято решение о том, что Голенковым Е.В., главой Никифоровского района, как лицом, замещающим муниципальную должность, соблюдаются ограничения и обязанности, установленные частями 2,3 и 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции», никаких нарушений им не допущено, а также при исполнении им должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует. Данное решение является предметом обжалования в рамках настоящего дела.

С учетом того, что административный истец присутствовал непосредственно на заседании Комиссии, то есть ему изначально было известно о состоявшемся решении, в контексте со ст. 219 КАС РФ, трехмесячный срок обращения в суд с административным иском истек 22 апреля 2021 года. При этом КАС РФ не предусматривает прерывание или приостановление указанного срока.

Первичное административное исковое заявление прокурора Никифоровского района, датированное 11.05.2021, поступило и зарегистрировано в Никифоровском районном суде 14.05.2021 года. Следовательно, административный иск подан в суд с пропуском установленного законом срока.

Обращение прокурора Никифоровского района Тамбовской области с информацией на имя председателя районного Совета народных депутатов с предложением возобновить работу Комиссии, которое было рассмотрено в рамках трехмесячного срока, не может расцениваться как уважительная причина пропуска срока обращения в суд, поскольку не выходит за его пределы.

По мнению суда, с момента получения прокуратурой района ответа 14.04.2021 года, у административного истца было достаточно времени (до 21.04.2021) для подготовки и направления административного иска в суд. Каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения в суд, не установлено.

В Постановлении КСРФ от17марта 2010г. №6-П разъяснено, что реализация права на судебную защиту не должна приводить к необоснованному восстановлению пропущенного процессуального срока и тем самым- к нарушению принципа правовой определенности, что предполагает наличие соответствующих гарантий. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.

В соответствии с частями 5 и 7 статьи 219 КАС РФ несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений: вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016года №2599-О и от 28 февраля 2017года №360-О).

По предложению суда, какие-либо дополнительные доказательства, в контексте с п.2 ч.9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, в подтверждение соблюдения административным истцом сроков обращения в суд, не представлены. После разъяснения права заявлять ходатайство о восстановлении пропущенного срока, данным правом административный истец не воспользовался.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 138, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском отказать.

Административное исковое заявление прокурора Никифоровского района Тамбовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Никифоровскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением запретов и ограничений от 22.01.2021 об отсутствии нарушений в действиях главы Никифоровского района Тамбовской области Голенкова Е.В. законодательства о противодействии коррупции и об отсутствии интересов при исполнении им должностных обязанностей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Никифоровский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Денисов С.В.

2а-311/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Никифоровского района Тамбовской области
Ответчики
Никифоровский районный Совет народных депутатов
Комиссия по противодействии коррупции админстрации Никифоровского района Тамбовской области
Другие
Четырина Ольга Владимировна
Денисова Светлана Вячеславовна
Голенков Егвений Владимирович
Ведищев Александр Тимофеевич
Пацуло Марина Викторовна
Дегтярев Геннадий Александрович
Кокорев Андрей Валерьевич
Конобеев Владимир Владимирович
Голенкова Ирина Владимировна
Григин Александр Михайлович - Председатель районного Совета народных депутатов
Суд
Никифоровский районный суд Тамбовской области
Судья
Денисов С.В
Дело на сайте суда
nikiforovsky.tmb.sudrf.ru
14.05.2021Регистрация административного искового заявления
14.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2021Предварительное судебное заседание
10.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее