Дело № 3а-523/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 30 ноября 2020 года
Воронежский областной суд в составе председательствующего судьи Лесничевской Е.В.,
при секретаре Высоцкой Е.А.,
с участием прокурора Катцина А.А.,
административного истца Новикова К.Б.,
представителей административного ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Кожевниковой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению
Новикова Константина Борисовича, действующего в интересах несовершеннолетнего Новикова Арсения Константиновича, о признании нормативного правового акта в части недействующим,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына Новикова А.К., 29.05.2012 года рождения, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указывает, что у него на иждивении находится ребенок-инвалид. По достижению его сыном 8-летнего возраста ребенку было проведено обследование. По заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Воронежской области ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» рекомендовано продолжить обучение по программам дошкольного образования с целью адаптации к школьному обучению. В связи с тем, что ребенок проходит дошкольное обучение на дому, административный истец обратился в КУ ВО «УСЗН Верхнехавского района» за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому (далее – Порядок), утвержденному приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 22.11.2017 № 70/н. Решением от 10.09.2020 № 214 на основании пункт 1.2 Порядка в выплате указанной компенсации было отказано в связи с достижением ребенком 8-летнего возраста.
Административный истец полагает, что положения пункта 1.2 Порядка не соответствуют статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статье 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в той части, в которой в безусловном порядке связывают выплату ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов с достижением 8-летнего возраста, без учета возможности в силу состояния здоровья, особенностей психолого-психиатрического развития ребенка-инвалида приступить к обучению по программам начального общего образования в 8-летнем возрасте. Положения статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не связывают получение начального общего образования достижением 8-летнего возраста, прием детей в общеобразовательную организацию возможно и в более позднем возрасте. Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемым положением существенно ущемлены права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка-инвалида, который лишен мер социальной поддержки.
Просит признать недействующими и не подлежащими применению положения пункта 1.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденного приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 22.11.2017 № 70/н.
В судебном заседании административный истец Новиков К.Б. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном иске (л.д. 64-68).
Представители административного ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности ФИО7 и ФИО8 возражали против удовлетворения иска, считая оспариваемый нормативный правовой акт вынесенным в пределах компетенции и с соблюдением законодательства, имеющего большую юридическую силу (л.д. 64-68).
Прокурор ФИО9 полагал необходимым в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим, если он не соответствует закону или иным правовым актам.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольного образования, доступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункты «е» и «ж» части 1 статьи 72) общие вопросы воспитания, образования; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (часть 2 статьи 19 Федерального закона № 181-ФЗ).
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования (часть 3 статьи 19 Федерального закона № 181-ФЗ).
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения (часть 8 статьи 19 Федерального закона № 181-ФЗ).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 19 Федерального закона № 181-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Закона об образовании).
Частью 5 статьи 41 Закона об образовании предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 41 Закона об образовании).
Из приведенных нормативных положений следует, что одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого, включая инвалидов и детей-инвалидов, на бесплатное получение дошкольного образования.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец Новиков К.Б. является отцом несовершеннолетнего Новикова А.К., 29.05.2012 года рождения (л.д. 12).
Согласно справки Бюро медико-социальной экспертизы № 19 от 01.04.2018 несовершеннолетний Новиков А.К. относится к категории «ребенок-инвалид» (л.д. 18).
В соответствии с медицинским заключением № 25 от 28.08.2020 БУЗ Воронежской области «Верхнехавская районная больница» Новикову А.К. рекомендовано индивидуальное обучение на дому (л.д. 86).
04.09.2020 Новиков К.Б. обратился в КУВО «УСЗН Верхнехавского района» с заявлением о предоставлении ему ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому (л.д. 79-80).
Решением от 10.09.2020 № 214 КУВО «УСЗН Верхнехавского района» Новикову К.Б. отказано в назначении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому на ребенка Новикова А.К. на основании статьи 51 Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», о чем Новикову К.Б. направлено соответствующее уведомление от 10.09.2020 № 87 (л.д. 22, 99).
Административный истец, полагая, что к нему применен оспариваемый нормативный правовой акт и он является субъектом правоотношений, регулируемых пунктом 1.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденного приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 22.11.2017 № 70/н, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
На территории Воронежской области меры социальной поддержки и порядок их предоставления родителям, имеющим детей-инвалидов, определяются в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (далее – Закон Воронежской области № 103-ОЗ).
Право на меры социальной поддержки имеют родители (законные представители) детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому (статья 51 Закона Воронежской области № 103-ОЗ). Родителям (законным представителям) детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому, выплачивается ежемесячная денежная компенсация затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому в размере 7 800 рублей на каждого ребенка-инвалида, обучающегося по основным общеобразовательным программам на дому (статья 52 Закона Воронежской области № 103-ОЗ). Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти Воронежской области в сфере защиты населения (статья 53 Закона Воронежской области № 103-ФЗ).
Статьей 2 Закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят: 1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области; 2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.
Постановлением Правительства Воронежской области от 23.12.2013 № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области (далее – департамент).
Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах (пункт 1.1 Положения).
Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.
В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 22.11.2017 № 70/н утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому (л.д. 23-32).
Статья 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый приказ был опубликован 12.12.2017 в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» и 13.12.2017 на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого Порядка федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 64 Закона об образовании дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (часть 1). Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (часть 2).
Частью 1 статьи 67 Закона об образовании установлено, что получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Одной из мер социальной поддержки детей-инвалидов, обучение которых по основным общеобразовательным программам организовано на дому, и их родителей (законных представителей) является компенсация затрат родителям (законным представителям) детей-инвалидов на их обучение, размер и порядок выплаты которой устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 оспариваемого Порядка, право на получение указанной компенсации имеет проживающий на территории Воронежской области один из родителей (законный представитель) ребенка-инвалида, не посещающего государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные организации в Воронежской области и осваивающего основные общеобразовательные программы на дому (далее соответственно - получатель, ребенок-инвалид).
В силу абзаца 1 пункта 1.2 Порядка компенсация на ребенка-инвалида дошкольного возраста назначается с 1-го числа месяца обращения заявителя за ее назначением, но не ранее дня возникновения права на ее выплату, до 1-го числа месяца начала посещения образовательной организации либо по месяц достижения ребенком восьмилетнего возраста.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определены следующие возрастные категории: младенческий возраст (2 месяца – 1 год), ранний возраст (1 год – 3 года), дошкольный возраст (3 года – 8 лет).
По смыслу приведенных положений Порядка в их взаимосвязи с положениями федерального законодательства, выплата денежной компенсации затрат на обучение ребенка-инвалида предусмотрена для родителей (законных представителей) ребенка-инвалида дошкольного возраста.
Таким образом, оспариваемый п. 1.2 Порядка, содержащий конкретные требования к возрасту ребенка-инвалида, до достижения которого предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, не вводит нового или дополнительного правового регулирования и не ограничивает право детей-инвалидов на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, по сравнению с объемом прав, гарантированных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Каких-либо предписаний, входящих в противоречие с названными нормами законов, абзац 1 пункта 1.2 Порядка не содержит.
Кроме того, следует учесть, что конкретный круг лиц, которым предоставляется компенсация, федеральный законодатель не определил; полномочия по его определению предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из того, что предоставление компенсации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, которые и должны определить круг лиц, которым предоставляется компенсация, в том числе с учетом финансовых возможностей своих бюджетов, а также принципа адресности и критерия нуждаемости.
Давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о том, что Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 22.11.2017 № 70/н, в оспариваемой части не противоречит положениям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого положения Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушения прав и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Новикову Константину Борисовичу в удовлетворении административного иска о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 1.2 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации затрат на организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденного приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 22.11.2017 № 70/н, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Лесничевская
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.