Решение по делу № 33-317/2020 от 16.03.2020

Судья Мучкинов М.Н. № 33-317/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-3326/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 июня 2020 г. г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Цакировой О.В.,

судей Лиджиева С.В. и Сидоренко Н.А.

при секретаре Акшибаевой В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Бембеева О.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе представителя ответчика Адьянова М.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2019 г.

Заслушав доклад судьи Сидоренко Н.А. об обстоятельствах дела, объяснения истца Бембеева О.Б. и его представителя Шалбурова Е.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

у с т а н о в и л а:

Бембеев О.Б. обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, мотивируя следующим. В период с «…» по «…» года он замещал государственную должность Республики Калмыкия – «…» Республики Калмыкия. В настоящее время он является пенсионером и получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия. Пенсия за выслугу лет была назначена ему решением Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 21 августа 2012 г. в размере «…» руб. 09 коп в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия». Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, вышеуказанный закон признан недействующим. С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена. Во исполнение указанных судебных актов 18 ноября 2016 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял Закон № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия. 6 июня 2019 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Однако его действие распространяются лишь на правоотношения, возникшие с 1 июля 2019 года. Следовательно, законодатель не предусмотрел выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия, которые реализовали свое право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия». В настоящее время в Республике Калмыкия отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. В соответствии с принципом, согласно которому объем социальных гарантий не должен уменьшаться, он имеет право на получение невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года, исчисленных согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы».

Просил взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с учетом уточнений невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 г. в размере «…» за счет средств бюджета Республики Калмыкия и уплаченную им государственную пошлину в размере 14800 руб. 63 коп.

В судебном заседании истец Бембеев О.Б. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменные возражения на иск. Не оспаривая право истца на получение пенсии за выслугу лет, в обоснование возражений против удовлетворения иска сослался на отсутствие закона и механизма выплаты такой пенсии.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2019 года исковые требования Бембеева О.Б. удовлетворены частично. Взысканы с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Бембеева О.Б. невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере «…» руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия, расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 635,29 руб.

В апелляционной жалобе представителя ответчика Адьянова М.Н. ставится вопрос об отмене решения суда. Ссылаясь на правовую позицию, выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года № 108-О-О, указывает, что в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые – впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим. Суд первой инстанции, ссылаясь на возможность применения аналогии закона по данному делу, неправомерно произвел расчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы». Произведя перерасчет пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции фактически выполнил функции Министерства социального развития, труда и занятости республики. Принятие неправомерного решения суда привело к подмене функций органов законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия.

В соответствии с частью 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснение истца и его представителя, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что закон, предусматривавший установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости отменен, а механизм соответствующего возмещения региональным законодателем не предусмотрен. Суд пришел к выводу о необходимости применения аналогии закона и взыскал в пользу истца с ответчика невыплаченные суммы пенсии за выслугу лет, определенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы».

С такими выводами суда первой инстанции следует согласиться ввиду их соответствия нормам материального и процессуального законов и фактическим обстоятельствам дела.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Бембеев О.Б. в период с «…» года замещал государственную должность Республики Калмыкия – «…» Республики Калмыкия.

Решением Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 21 августа 2012 года Бембееву О.Б. назначена пенсия за выслугу лет с 1 августа 2012 года в размере «…». С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (часть 2 статьи 39).

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно пункту 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные правовые предписания содержатся в части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным служащим, который закрепляет право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан регулируются, в частности, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию о том, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.

По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона (пункт 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа исключительно за счет собственных средств.

Установление пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», должен учитывать положения данного Указа.

В Республике Калмыкия законодателем был принят Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкии».

Статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З предусматривалось право лица, замещавшего государственные должности Республики Калмыкия, на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет указанному лицу устанавливалась в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости или по инвалидности и пенсии за выслугу лет составляла при замещении государственной должности свыше трех лет - 75 процентов их ежемесячного денежного вознаграждения.

Согласно части 5 статьи 6 Закона Республики Калмыкия от 12 мая 2009 года № 94-IV-З «О лицах, замещающих государственные должности Республики Калмыкия» лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия, имеет право на пенсию за выслугу лет на основании и в порядке, установленном законом Республики Калмыкия.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г., признан недействующим Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З (в редакции Закона от 14 мая 2015 г.) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» со дня вступления решения в законную силу.

Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. признан утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».

9 июня 2018 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон № 291-V-З «О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия», которым предусмотрено предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Закон распространялся на правоотношения, возникшие с 27 июля 2016 г.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 года указанный Закон, регулировавший правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, признан недействующим и утратил силу со дня вступления решения суда в законную силу.

Отменив действие Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, Республика Калмыкия не предусмотрела надлежащий механизм соответствующего возмещения.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не был принят нормативный правовой акт Республики Калмыкия, определяющий порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности.

Между тем, отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, само по себе не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права.

Довод о том, что суд необоснованно применил аналогию закона к возникшим правоотношениям, признается судебной коллегии несостоятельным.

Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон, и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В силу частей 1, 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление правосудия.

В данном случае спор возник в связи с отсутствием соответствующего правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия.

Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что суд фактически установил для истца условия предоставления права на пенсию, без учета положений закона об установлении таких выплат за счет средств субъекта Российской Федерации и при этом фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия, то они необоснованны.

Согласно статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Применение судом по настоящему делу аналогии закона и вынесение решения о взыскании в пользу Бембеева О.Б. невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет полностью согласуется с вышеуказанной нормой статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

О применении иного механизма определения размера дополнительного пенсионного обеспечения ответчиком не было заявлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2019 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Адьянова М.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий Цакирова О.В.

Судьи Лиджиев С.В.

Сидоренко Н.А.

33-317/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Бембеев О.Б.
Ответчики
Минсоцразвития РК
Другие
Шалбуров Е.А.
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Сидоренко Наталья Александровна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
17.03.2020Передача дела судье
30.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Производство по делу возобновлено
16.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее