Дело № 12-856/2022
РЕШЕНИЕ
12 июля 2022 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самары Кривоносова Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО УК «ХХ1 ВЕК» Лосевой Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 14.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 14.04.2022 года ООО УК «ХХ1 ВЕК » признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ООО УК «ХХ1 ВЕК» обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи, поскольку выявленные нарушения устранены и собственники претензий не имеют.
Представитель ООО УК «ХХ1 ВЕК» Лосева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении, просила отменить постановление мирового судьи в части назначенного наказания, производство по делу прекратить, с объявлением устного замечания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области по доверенности Фролов А.М. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил ее оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения, как законное и обоснованное.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы поступившей жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за наступление в случае невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
В силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно указаниям части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В силу пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290 предусмотрено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов включают в себя: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, организация проведения работ по их устранению.
Согласно п. 5.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
Пунктом 5.5.6 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпор; работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В соответствии с п. 5.5.12 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки дымоходов, вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы. Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда. Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами. После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
П. 11 Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 19.03.2020) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению"), предусмотрено, что надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах обеспечивается путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Согласно пункту 12 Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 19.03.2020) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению") проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) (пункт " в "); при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (пункт "г").
Как усматривается из материалов дела, что 15.12.2021 года Государственной жилищной инспекцией Самарской области в адрес ООО УК "XXI ВЕК" выдано предписание об устранении выявленных нарушений предусмотренных п. 5.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в части устранения нарушения в работе дымохода в квартире № 42 ( наличие обратной тяги) по ул. Урицкого, д. 14 в г. Самара. Согласно предписанию от 15.12.2021 года № СЖд-101825, срок устранения выявленных нарушений – 14.01.2022 года включительно. Согласно акту проверки № Сжд-102789 от 26.01.2022 года нарушения, указанные в предписании от 15.12.2021 года № СЖд-101825 не устранены, имеется обратная тяга, о чем свидетельствует акт специализированной организации от 26.01.2022 года, согласно которому, при закрытом окне и входной двери в каналах дымохода помещений кухня/ванная имеется обратная тяга (0,7 м/с).
Данное предписание не обжаловано и незаконным не признано, сведения о продлении срока исполнения предписания со стороны заявителя жалобы отсутствуют.
В связи с неисполнением в полном объеме в срок указанного предписания, главным специалистом государственной жилищной инспекции Самарской области Пономаревой М.Н. 04.02.2022г. в отношении ООО УК «ХХ1 ВЕК» составлен протокол № СЖд-102789 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.В материалах настоящего дела об административном правонарушении имеется достаточная совокупность доказательств, свидетельствующая о виновности юридического лица ООО УК «XXI ВЕК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ. Вина ООО УК «XXI ВЕК» в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами, а именно; материалами дела об административном правонарушении: протоколом №СЖд-102789 от 04.02.2022 года, согласно которому 26.01.2022 года в 10.30 часов по адресу: г.Самара, ул. Урицкого, д. 14, ООО УК «XXI ВЕК» не выполнило или ненадлежащее выполнило в установленный срок законное предписание № СЖд-101825 от 15.12.2021 года со сроком исполнения до 14.01.2022 года органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор (контроль), в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований явившихся результатом бездействия (действия); актом проверки органом регионального государственного жилищного надзора юридического лица № СЖд-102789 от 26.01.2022 года; проведением замеров от 26.01.2022 года; предписанием № СЖд-101825 от 15.12.2021 года со сроком исполнения до 14.01.2022 года,; распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки № СЖд-102789 от 17.01.2022 года; а также показаниями допрошенных мировым судьей свидетеля Пономаревой М.Н., не верить которым у суда нет оснований.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, мировым судьей установлены. Доказательства, собранные по делу, являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности ООО УК «XXI ВЕК» в полном объеме в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.24 ст.19.5 КоАП РФ. Так, протокол об административном правонарушении СЖд-69068 от 01.03.2019г. по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Общества составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ уполномоченным на то должностным лицом. То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении № СЖд-102789 от 04.02.2022 года неверно указан номер квартиры, в которой установлены нарушения в работе дымохода, не влечет признание протокола № СЖд-102789 от 04.02.2022 года недопустимым доказательством, поскольку допрошенный мировым судьей в качестве свидетеля главный специалист государственный жилищной инспектор Пономарева М.Н. пояснила, что неверное указание в протоколе номера квартиры, является технической опиской. Ее показания не противоречат материалам дела, в частности предписанию СЖд-101825 от 15.12.2021 года, согласно которому нарушения в работе дымохода установлены в квартире № 42; акту проверки предписания № СЖд-102789 от 26.01.2022 года, согласно которому нарушения в работе дымохода установлены в квартире № 42. Таким образом, неверное указание в протоколе № СЖд-102789 от 04.02.2022 года номера квартиры, является технической ошибкой, которая не является существенной и не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения в действиях ООО УК «XXI ВЕК» и не влечет отмену постановления мирового судьи.
Доводы, изложенные в жалобе, суд расценивает, как желание избежать ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку в соответствии с п.п. 5.5.5, 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2002г. № 170, эксплуатация внутренних устройств газоснабжения домов или в отдельных квартирах и помещениях не допускается при отсутствии или нарушении тяги в дымовых и вентиляционных каналах. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В силу абзаца 2 пункта 5.5.6. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, при этом организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки дымоходов и вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом) - пункт 5.5.12.
В число работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, включено, в том числе, техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем (пункт 15 Перечня N 290).
В соответствии с пунктом 11 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в пункте 14 Правил.
Вместе с тем, ООО УК «XXI ВЕК» не представило в материалы дела доказательства того, что ими исполнялся перечисленный объем обязанностей входящий в число работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем дымоудаления в многоквартирных домах, в том числе, техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем, проверка состояния дымовых каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых каналов не реже 3 раз в год. То есть ООО УК «XXI ВЕК» не приняло мер, которые могли способствовать возникновению обратной тяги в дымоходном канале. Конкретные действия, которые необходимо совершить ООО УК «XXI ВЕК» с целью исполнения предписания и способ его исполнения должен определяться ООО УК «XXI ВЕК».
Ссылка заявителя жалобы на то, что в соответствии с действующим законодательством, пользоваться газовыми приборами необходимо при открытых окнах, суд во внимание не принимает, поскольку данная обязанность возложена непосредственно на собственника, а в силу п. 5.5.6 Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Суд также не принимает доводы заявителя жалобы о том, что в квартире имелась перепланировка, что является следствием обратной тяги, поскольку действующее законодательство не исключает право управляющей компании на принятие необходимых мер, которые направлены на приведении жилого помещения в первоначальное состояние в связи с выполненной в данном помещении перепланировкой или переустройством. Управляющая компания знала, что в данной квартире имеется перепланировка и данное обстоятельство может способствовать нарушению работы дымохода, однако никаких мер не предприняло для устранения нарушения.
Указание представителя ООО УК «XXI ВЕК» - Лосевой Е.В. на то, что предписание СЖд-101825 от 15.12.2021 года является не исполнимым, мировой судья правильно не принял во внимание, поскольку в настоящее время данное предписание исполнено, что не свидетельствует о невозможности его исполнения. Кроме того, для выяснения законности выданного предписания, необходимо иметь виду, что оно должно быть, выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы. Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности. Предписание № СЖд-101825 от 15.12.2021 года представителем ООО УК «XXI ВЕК» не обжаловалось, данных, подтверждающих, что представитель ООО УК «XXI ВЕК» уведомил орган регионального государственного жилищного надзора о невозможности выполнения предписания в установленный срок, либо обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в вышеуказанном предписании, в материалах дела не представлено. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае ООО УК «XXI ВЕК» признал законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения. В связи с изложенным, оснований для признания предписание № СЖд-101825 от 15.12.2021 года незаконным у суда не имеется.
Оснований не доверять доказательствам, собранным в ходе составления административного материала, у суда не имеется, поскольку они составлены уполномоченным должностным лицом - главным специалистом государственной жилищной инспекции, который лично не заинтересован в исходе дела, а выполнял свои лишь служебные обязанности в области государственного жилищного контроля (надзора).
Суд принимает во внимание, что в настоящее время нарушения организацией устранены по вышеуказанному адресу, однако указанное обстоятельство не может послужить основанием для освобождения общества от установленной административной ответственности, как и не может служить основанием для освобождения от наказания ввиду малозначительности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
Мировым судьей при рассмотрении данного дела были полностью и всесторонне исследованы все доказательства по делу, им дана надлежащая оценка, в связи с чем, он правомерно пришел к выводу о виновности ООО УК « ХХ1 ВЕК » в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Административное наказание ООО УК « ХХ1 ВЕК » назначено в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, с учетом совершенного административного правонарушения, с наличием смягчающего обстоятельства – устранения указанных в предписании нарушений на момент рассмотрения дела мировым судьей, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также учтено имущественное и финансовое положение юридического лица, в связи с чем мировой судья правильно снизил размер штрафа, предусмотренной санкцией данной статьи и применив ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных и материальных норм при рассмотрении дела не допущено, при этом сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 14.04.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ООО УК «ХХ1 ВЕК» не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 14.04.2022г. о привлечении ООО УК «ХХ1 ВЕК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу представителя ООО УК «ХХ1 ВЕК» Лосевой Е.В. - без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение суда апелляционной инстанции подлежат обжалованию в кассационную инстанцию в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Кривоносова Л.М.