Решение по делу № 2-349/2023 (2-3020/2022;) от 27.12.2022

КОПИЯ

Дело № 2-349/2023

УИД 42RS0002-01-2022-004865-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Белово Кемеровская область-Кузбасс 22 марта 2023 г.

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Васильевой Е.М.,

при секретаре Бурухиной Е.В.,

с участием представителя истца - пом. прокурора г. Белово Халековой О.А.,

представителя ответчика - Бабенкова К.В.,

представителя третьего лица Пригаровой Е.В. – Любича Д.Г.,

представителя третьего лица Рахимова Р.С. – Алексеевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белово в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «город Белово» к администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Белово обратился в суд в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «город Белово» с иском к администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий.

Заявленные исковые требования с учетом их уточнения мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при распоряжении и использовании земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальным имуществом. В том числе было установлено, что органом местного самоуправления допускается незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на ряд объектов недвижимого имущества, соответственно допускаются нарушения требований гражданского законодательства.

Установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ч.ч. 1, 6, 7 ст. 1, ст.ст. 8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на территории Беловского городского округа имеются бесхозяйные объекты, объекты муниципальной собственности, находящиеся в фактическом пользовании муниципального образования, в отношении которых не проведены кадастровые работы, соответственно, не произведено оформление права собственности.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного должностными лицами МУ «КЗР и МИ города Белово» обследования земельного участка, расположенного по <адрес> ), установлено, что на участке за зданием многоквартирного дома по ул. ***** располагается объект капитального строительства – двухэтажное кирпичное здание. На 1 этаже имеются ворота-рольставни, отдельный вход. Согласно сведениям публичной кадастровой карты данный объект не стоит на кадастровом учете, площадь не уточнена. Сведения о предоставлении земельного участка под данный объект в МУ «КЗР и МИ города Белово» отсутствуют. Усматриваются признаки нарушения норм земельного законодательства ст.ст. 25, 26 ЗК РФ, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст. 7.1 КРФ об АП. К акту приложены фототаблица, фрагмент публичной кадастровой карты. Таким образом, органом местного самоуправления выявлен бесхозяйный объект.

Как установлено в ходе проведения проверки, до настоящего времени органом местного самоуправления бесхозяйный объект недвижимости - нежилое двухэтажное здание, расположенное по <адрес>, на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на него не зарегистрировано.

Из ответа Управления по земельным ресурсам и муниципальному имуществу Администрации Беловского городского округа в прокуратуру города от 13.12.2022 следует, что в целях регистрации права муниципальной собственности необходимо проведение кадастровых работ. Для этого требуется финансирование.

Таким образом, установлен факт длительного бездействия ответчика по исполнению обязанности по постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности.

Непринятие мер по регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, фактически находящегося в муниципальной собственности, влечет нарушение законодательства о государственной регистрации недвижимости, не обеспечивает полноту и достоверность сведений единого государственного реестра недвижимости, влечет возможность незаконного использования и распоряжения этим имуществом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8Устава муниципального образования Беловского городского округа «Город Белово», утвержденного Постановлением Совета народных депутатов г. Белово от 30.06.2005 № 33/88, к вопросам местного значения Беловского городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Белово. В соответствии со ст. 48 Устава муниципального образования Беловского городского округа «город Белово», определяющей компетенцию Администрации Беловского городского округа в области экономики, финансов и управления муниципальным имуществом, к компетенции Администрации Беловского городского округа относится, в том числе ведение реестра муниципального имущества; формирование муниципальной собственности путем строительства, приобретения объектов собственности за счет средств бюджета города Белово, а также безвозмездного приема из других форм собственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Устава Беловского городского округа в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Непосредственно реализация полномочий по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальным имуществом в соответствии с Уставом учреждения от 21.11.2005 осуществляется МУ «КЗР и МИ города Белово».

Просит в соответствии со ст. 206 ГПК РФ в срок до 01.06.2023 обязать Администрацию Беловского городского округа совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости - нежилое двухэтажное здание, расположенное по <адрес>; по истечении года с момента постановки на кадастровый учет объекта недвижимости – нежилого двухэтажного здания, расположенного по <адрес>, обязать Администрацию Беловского городского округа совершить действия по регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое двухэтажное здание, расположенное по <адрес>

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 31.01.2023 к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Пригарова Е.Г., Рахимов Р.С., Сердцев А.В., Лошак К.Д. (л.д. 96-98).

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 113 ГПК РФ в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Беловского городского суда Кемеровской области (http://belovskygor.kmr.sudrf.ru/).

Представитель истца – помощник прокурора г. Белово Халекова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика – Администрации Беловского городского округа – Бабенков К.В. (по доверенности от 18.10.2022 № 1/4775-8, выданной сроком по 31.12.2023, л.д. 25) в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что объект, расположенный по <адрес>, по мнению истца, является бесхозяйным только по тому основанию, что не стоит на кадастровом учете и не имеет собственника. Но данный объект существовал и ранее, производилась его реконструкция; он служит для хранения инвентаря и для отопления основного дома, расположенного по <адрес>. В ходе обследования было установлено, что в спорном объекте имеется котел, уголь, дрова. В подвале спорного объекта проходят коммуникации под землей, по которым поступает тепло в основной дом. Собственники у этого здания есть, хотя они и не зарегистрировали свое право. В фактическом пользовании муниципального образования данный объект не находится. В 2022 г. администрация пыталась спорный объект поставить на кадастровый учет как бесхозяйный. Для этого нужно было совершить определенные работы, в связи с чем был заключен муниципальный контракт, который впоследствии расторгли, поскольку доступа к зданию нет.

Третьи лица Пригарова Е.Г. и Рахимов Р.С. в суд не явились, извещались заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам (адресная справка от 01.02.2023, л.д. 100), судебные повестки вернулись в адрес суда с отметкой почты об истечении срока хранения, что в силу положений ст. ст. 113, 116, 118 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим извещением.

Третьи лица Лошак К.Д., Сердцев А.В., представитель третьего лица – МУ «КЗР и МИ города Белово» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств/возражений/пояснений по существу исковых требований не представили.

Представитель третьего лица Пригаровой Е.Г. – Любич Д.Г. (по нотариальной доверенности от 25.11.2020, выданной сроком на 35 лет, л.д. 105) в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что спорный объект недвижимости является не самостоятельным, а вспомогательным объектом инфраструктуры, который используется собственниками многоквартирного дома в целях обеспечения жизнедеятельности самого многоквартирного дома. Согласно представленным в материалы дела документам он существовал ранее, был отражен в техническом паспорте 1989 г. и являлся группой объектов в виде хозяйственных строений, в которых жители многоквартирного дома хранили хозяйственный инвентарь, уголь, так как данный дом с печным отоплением. На основании протокола внеочередного собрания собственники многоквартирного дома в 2020 г. приняли решение о проведении работ по его реконструкции за счет средств собственника Пригаровой Е.Г. Хозяйственно-распорядительные действия по владению и пользованию данным объектом, по его содержанию осуществляются собственником многоквартирного дома - Пригаровой Е.Г. в интересах всех собственников многоквартирного дома. В отношении данного объекта следует применить положения ст. 135 ГК РФ о вспомогательной вещи, которая следует судьбе основного строения, неразрывно связана с ним. Данный объект используется для отопления многоквартирного дома и его горячего водоснабжения. Само по себе отсутствие права собственности не является основанием для того, чтобы рассматривать данный объект как бесхозяйный. Принцип бесхозяйности включает в себя не только отсутствие регистрации права собственности, но и отсутствие правовых действий по владению, пользованию, по реализации прав собственника на имущество. В настоящее время предпринимаются меры по постановке объекта на кадастровый учет. Доводы истца о том, что спорный объект находится в фактическом пользовании муниципального образования, что права на него ни за кем никем не зарегистрированы является несостоятельным. Отдельная регистрация права на указанное строение не требуется, права на него определяются в том же объеме и последовательности прав, что и на многоквартирный дом, по принципу общего имущества многоквартирного дома. Отсутствуют юридические основания для признания данного объекта бесхозяйным. При таких обстоятельствах требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Рахимова Р.С. – Алексеева С.И. (по нотариальной доверенности от 29.07.2022, выданной сроком на 30 лет, л.д. 157) возражения представителя Пригаровой Е.Г. - Любича Д.Г. поддержала.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса и, выслушав помощника прокурора Халекову О.А., представителя ответчика Бабенкова К.В., представителей третьих лиц Любича Д.Г. и Алексееву С.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Постановлением Совета народных депутатов г. Белово от 30.06.2005 № 33/88 принят Устав муниципального образования Беловского городского округа «Город Белово», согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 которого к вопросам местного значения Беловского городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Белово. При этом Администрация Беловского городского округа формирует муниципальную собственность путем строительства, приобретения объектов собственности за счет средств бюджета города Белово, а также безвозмездного приема из других форм собственности (ст. 48 Устава).

Согласно положениям ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3). Права всех собственников защищаются равным образом (п. 4).

В ст. 215 ГК РФ закреплено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п. 2).

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2).

В соответствии с положениями ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (п. 1). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч. 3). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ч. 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7).

В ст. 13 Федерального закона № 218 установлено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218).

Согласно положениям ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).

Действующим процессуальным законодательством предусмотрена возможность признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (глава 33 ГПК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее по тексту – Порядок), согласно которому на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (№ 218).

Согласно п. 4 Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом (№ 218) к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Согласно п. п. 5, 6 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городского округа о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, находящейся на территории этого муниципального образования. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в силу приведенных норм материального права, для принятия вещи в собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

В судебном заседании установлено, что 24.05.2022 МУ «КЗР и МИ города Белово» было проведено обследование земельного участка, расположенного по <адрес> <адрес> (кадастровый ). По результатам обследования составлен акт № 241, согласно которому на данном участке за зданием многоквартирного <адрес>, располагается объект капитального строительства – двухэтажное кирпичное здание. На 1 этаже имеются ворота-рольставни, отдельный вход. Согласно сведениям публичной кадастровой карты данный объект не стоит на кадастровом учете, площадь не уточнена. Сведения о предоставлении земельного участка под данный объект в МУ «КЗР и МИ города Белово» отсутствуют. Таким образом, органом местного самоуправления выявлен бесхозяйный объект (л.д. 13-16).

Аналогичные сведения отражены и в акте обследования № 164 от 20.03.2023.

Из ответа Управления по земельным ресурсам и муниципальному имуществу Администрации Беловского городского округа от 13.12.2022 № 7-12-2022 в адрес заместителя прокурора города Белово СНГ следует, что уполномоченным органом принимаются меры к последующему оформлению прав на данный объект, а именно, направлены запросы в регистрирующие органы о наличии зарегистрированных прав на него и земельный участок под ним, на которые получены отрицательные ответы. Кадастровые работы и постановка на учет указанного объекта запланированы на 2023 г. (л.д. 11, 12).

22.07.2022 между Муниципальным образованием «Беловский городской округ» в лице УЗРМИ АБГО (Заказчик) и ООО «КОКЦ» (Исполнитель) был заключен муниципальный контракт № МК-75/22-У, по которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить кадастровые работы по изготовлению технического плана для постановки на кадастровый учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного согласно техническому заданию (приложение № 1), срок выполнения работ – 30 календарных дней со дня заключения контракта, место выполнения работ – <адрес>, на север от земельного участка с кадастровым , источник финансирования – бюджет Беловского городского округа (л.д. 30-35).

Впоследствии (25.10.2022) ООО «КОКЦ» обратилось в адрес УЗРМИ АБГО с предложением о расторжении муниципального контракта в связи с невозможностью выполнения оговоренных в нем работ, поскольку Заказчиком не предоставлен доступ для обследования объекта, срок выполнения работ по контракту составлял 30 дней с даты подписания последнего и на момент данного обращения уже истек (л.д. 37).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу с достоверностью установлено и не оспаривается участниками процесса, что за многоквартирным домом по <адрес> <адрес>, с кадастровым (л.д. 45-57) расположено нежилое двухэтажное кирпичное здание.

Расположенный по указанному адресу земельный участок имеет площадь 453+/-7 кв.м., кадастровый (л.д. 40-44).

Из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН от 27.01.2023 следует, что многоквартирный дом, расположенный по <адрес> <адрес>, с кадастровым , состоит из 9 помещений, собственниками которых являются: квартиры №№ – Пригарова Е.Г., нежилое помещение (парикмахерская) и квартиры № – Рахимов Р.С., квартира – Сердцев А.В. и Лошак К.Д. (л.д. 45-94).

Согласно представленному техническому паспорту, составленному 29.03.1988, на многоквартирный дом по <адрес> <адрес>, годом его постройки является 1950 г. Дом имеет печное отопление. На плане земельного участка отмечены, кроме многоквартирного дома иные объекты под №№ 1, 3-6 (стайки), № 2 (гараж) (л.д. 106-111).

На внеочередном общем собрании, проведенном 01.06.2020, собственниками помещений в многоквартирном доме по <адрес>, в целях обеспечения их нужд в содержании общего имущества, в том числе вспомогательного строения, обеспечения многоквартирного дома централизованной системой горячего водоснабжения и отопления, производства реконструкции вспомогательного имущества, относящегося к многоквартирному дому (стаек-сараев), для создании на их основе помещения для размещения отопительного котла, места для хранения угля и инвентаря, прокладки инженерных систем отопления для многоквартирного дома, было принято решение о предоставлении Пригаровой Е.Г. права от имени собственников многоквартирного дома на поиск подрядной организации для выполнения указанных работ, заключение договора подряда на их проведение, проведение оплаты, приемки результатов выполненных работ и совершение всех иных необходимых действий для восстановления технического состояния хозяйственного строения, обеспечения нужд многоквартирного дома горячей водой и отоплением; установлен лимит на проведение указанных работ.

15.06.2020 между Пригаровой Е.Г. (Заказчик) и ООО «ТСК Техстрой» (Подрядчик) был заключен договор подряда № 1 на выполнение работ по реконструкции нежилого здания, согласно которому Подрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить по заданию Заказчика реконструкцию нежилого здания, расположенного по <адрес>, и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Объект реконструкции представляет собой капитальное строение, состоящее из нескольких хозяйственных построек: стайка площадью 10,2 кв.м., гараж площадью 12,4 кв.м., стайка площадью 8,5 кв.м., стайка площадью 6,8 кв.м., стайка площадью 107,5 кв.м. Строительные работы выполняются на земельном участке по <адрес>. Цена договора составляет 5 347 069,86 руб.

Указанные работы были выполнены ООО «ТСК Техстрой» согласно представленным актам приемки-передачи и оплачены заказчиком.

Из отчета о техническом состоянии несущих конструкций, конструктивных, планировочных решений и определении статуса нежилого здания, расположенного по адресу<адрес>, выполненного ООО «Сибстройпроект» 15.11-22, видно, что нежилое здание является объектом капитального строительства, относится к вспомогательным, так как служит для обслуживания основного объекта недвижимого имущества – девятиквартирного двухэтажного жилого дома. Годом постройки здания является 2020 г. Данное здание выполняет своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости (система отопления, хранение материалов, обслуживание основного объекта). Эти объекты (здание и жилой дом) связаны между собой технологически и эксплуатационно, функциональная составляющая данного здания заключается именно в обслуживании основного здания. Несущие конструкции нежилого здания - хозяйственной постройки на момент обследования находятся в исправном состоянии и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Конструктивные и планировочные решения, принятые при строительстве нежилого здания, соответствуют всем строительным, противопожарным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам, не затрагивают интересы третьих лиц (л.д. 112-126).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: заместителя начальника УЗРМИ АБГО, начальника юридического отдела МУ «КЗР и МИ города Белово», главного инженера МБУ «УКС», была организована и проведена выездная проверка объекта, расположенного по <адрес>, по ее результатам составлен акт, согласно которому в ходе проверки были осмотрены инженерные сети теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных по указанному адресу. Выявлено, что во дворе дома расположено нежилое здание, в котором установлен бытовой угольный котел Красноярского завода с приемным угольным бункером «Вскз еко-270». В соседних помещениях здания находится место для хранения угля и инвентаря, а также смонтирован индивидуальный тепловой пункт (ИТП) с автоматизированным контролем температуры. Подающая и обратная магистраль от котла через ИТП по подземному трубопроводу диаметром 57 мм обеспечивает теплоснабжением двухэтажное здание по <адрес>. На 1-ом этаже нагревательными приборами служат сварные регистры из трубы O - 57мм, на 2-ом этаже нагревательные приборы - биметаллические радиаторы. Горячее водоснабжение осуществляется при помощи водоводяного нагревателя, расположенного в ИТП.

Указанные факты подтверждаются также представленным фотоматериалом.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор г. Белово в качестве его оснований указывает на длительное непринятие ответчиком – Администрацией Беловского городского округа мер по постановке бесхозяйного объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного за многоквартирным домом по <адрес> <адрес>, на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на него.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу было установлено, что нежилое здание, расположенное за многоквартирным домом по <адрес>, является вспомогательной хозяйственной постройкой, используемой в целях обслуживания самого многоквартирного дома. Ранее (начиная с 1988 г.) на месте данной постройки также располагалась хозяйственная постройка (стайка). Собственники помещений многоквартирного дома по <адрес> - Пригарова Е.Г., Рахимов Р.С., Сердцев А.В. и Лошак К.Д. используют данное строение для обеспечения многоквартирного дома централизованной системой горячего водоснабжения и отопления (в нем находятся бытовой угольный котел, место для хранения угля и инвентаря, индивидуальный тепловой пункт автоматизированным контролем температуры, с помощью которого по подземному трубопроводу осуществляется теплоснабжение жилого дома). Также они несут бремя содержания данного имущества (следят за его состоянием, производят ремонт), что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Кроме того, как пояснил представитель третьего лица Пригаровой Е.Г. – Любич Д.Г., в настоящее время предпринимаются меры по постановке данного объекта на государственный кадастровый учет.

Таким образом, установлено, что спорный объект находится в фактическом владении лиц, осуществляющих правомочия собственника, и в отношении него существуют правопритязания. При таком положении спорный объект недвижимости не обладает признаками бесхозяйной вещи, следовательно, у ответчика не возникла обязанность по постановке его на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурору г. Белово необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Белово в защиту интересов муниципального образования «Беловский городской округ «город Белово» к администрации Беловского городского округа о понуждении к совершению действий отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья (подпись) Е.М. Васильева

Мотивированное решение составлено 29.03.2023.

КОПИЯ

2-349/2023 (2-3020/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Белово
Ответчики
Администрация Беловского городского округа
Другие
Алексеева Снежана Игоревна
Сердцев Алексей Витальевич
Лошак Кирилл Дмитриевич
МУ "КЗРиМИ г.Белово"
Любич Дмитрий Григорьевич
Рахимов Ринат Салихжанович
Пригарова Елена Григорьевна
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Васильева Е.М.
Дело на странице суда
belovskygor.kmr.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2023Подготовка дела (собеседование)
12.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2023Предварительное судебное заседание
14.02.2023Подготовка дела (собеседование)
14.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее