Решение по делу № 2-135/2021 от 19.02.2021

Дело № 2-135/2021г.

УИД 52RS0054-01-2021-000089-18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чкаловск 14 апреля 2021 года

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Коротковой Н.В. при секретаре Новоселовой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта Красноярского края к Кувшинову Александру Анатольевичу о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство транспорта Красноярского края обратилось в суд с иском к Кувшинову А.А. о взыскании в доход бюджета Красноярского края 54959 руб. 24 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза.

В обосновании иска указано, что водитель Кувшинов А.А. 04.05.2019 г. следовал с грузом по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края «а/д Канск – Абан – Богучаны (58-4 км)» по маршруту: «Абан – Новосибирск» (протяженность 54 км), управляя автотранспортным средством - <данные изъяты> Собственником указанного транспортного средства является Кувшинов А.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства.

    Указанная автомобильная дорога общего пользования является объектом государственной собственности Красноярского края и закреплена на праве оперативного управления за краевым государственным казённым учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (далее - КГКУ «КрУДор»). Данное обстоятельство и протяженность маршрута следования транспортного средства ответчика подтверждаются выпиской из реестра государственной собственности Красноярского края. Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 №205-п данная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского Края.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Обязанность владельцев транспортных средств, при получении специального разрешения согласовать маршрут движения транспортного средства и возместить вред, причиняемый при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, установлена частями 1,3 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ. Предельно допустимые массы транспортных средств и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 (соответственно) к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом). В соответствии с «Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утверждённым приказом Минтранса РФ от 29.03.2018 № 119 (п.3, п.7) весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется в пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - пункты весогабаритного контроля), размещаемых в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, в целях обеспечение сохранности автомобильных дорог, уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий. Пунктом 2.3.5 Устава КГКУ «КрУДор», утверждённого приказом министерства транспорта Красноярского края № 3/112 от 27.07.2011 с учетом изменений, зарегистрированных налоговым органом 19.09.2012г., предусмотрено обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края.

    В ходе проведения совместных мероприятий на основании «Соглашение об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края», заключенного министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю 15.01.2011, проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен Акт № 25 от 04.05.2019, согласно которому зафиксировано превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства: полная масса составила 30,95 (предельно допустимая - 44), нагрузки на оси: ось №2 - 6,25 (предельно допустимая - 5), ось №3 - 6,29 (предельно допустимая - 5), ось №4 - 4,74 (предельно допустимая - 4), ось №5 - 4,69 (предельно допустимая - 4), ось №6 - 4,68 (предельно допустимая - 4).

    Таким образом, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства Российской Федерации, указанных выше, а именно допущено превышение общей массы и осевых нагрузок автотранспортного средства, что дополнительно подтверждается расчетом размера вреда; отсутствие специального разрешения.

    Факт нарушения требований законодательства подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении 24ТФ №732275 от 04.05.2019, составленным сотрудником ОГИБДД в отношении водителя Кувшинова А.А. До настоящего времени ответчик не возместил причиненный вред, вследствие чего, Министерство транспорта Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением.

    Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Указанным Постановлением введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок исчисления и взимания платы.

Согласно п. 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Согласно пункту 2 части 13 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ, определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 г. № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края».

    Расчет размера вреда, причинённого транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования края произведен в соответствии с порядком, установленным в п. 6 Правил возмещения вреда с применением предельно допустимых значений масс и осевых нагрузок транспортных средств, указанных в Приложениях 1, 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, и составляет 54959 руб. 24 коп.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в Кодексе, к иным основаниям (статья 8 ГК РФ) относятся требования законов и иных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу части 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов,.. . и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо ином законном основании.

    Учитывая изложенное, ответчик в связи с превышением полной массы и осевых нагрузок автотранспортного средства и отсутствием специального разрешения обязан возместить вред, причиненный при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края, в размере 54959,24руб. Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью края в области дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 1.1. «Положения о министерстве транспорта Красноярского края», утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п, а также в соответствии с пунктом 3.18 Положения к его компетенции отнесено осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

Согласно Закону Красноярского края от 05.12.2013 N 5-1881 «О краевом бюджете 2014 года и плановый период 2015 - 2016 годов» министерство транспорта Красноярского края входит в утвержденный перечень главных администраторов доходов краевого бюджета, в том числе в отношении поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются, доходным источником краевого бюджета, согласно утвержденной классификации (строка № 495 Приложения 2 к данному Закону).

В силу пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет. Полномочия администратора доходов бюджета в указанной части осуществляет главный администратор доходов краевого бюджета - Министерство транспорта Красноярского края. С учетом документально подтверждённых фактов совершения ответчиком противоправных действий в нарушение требований законодательства и неисполнение обязательства по возмещению вреда, причинённого автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края при перевозке тяжеловесного груза транспортным средством, дают основание для взыскания в судебном порядке причиненного вреда.

В судебное заседание представитель истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются данные. Исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Кувшинов А.А. в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Однако, судебная корреспонденция, направленная судом по известному суду адресу возвратилась в суд. Ответчик Кувшинов А.А. не сообщил об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.Согласно части 2 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Учитывая принцип диспозитивности гражданского процесса, предоставляющий сторонам возможность самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться своими процессуальными правами, а также требование эффективной судебной защиты в разумные сроки (ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), суд приходит к выводу, что неявка ответчика в судебное заседание - его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

Судебные извещения в адрес ответчика, направленные заказными письмами с уведомлением, возвращены в адрес Чкаловского районного суда Нижегородской области с отметкой "истек срок хранения", что в силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим извещением ответчика, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с согласия истца в порядка заочного производства.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пунктом 2 части 1 статьи 29 указанного Закона определено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 31 Закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

В соответствии с ч. 12 ст. 31 Закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 "О возмещении вреда причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).

Указанными правилами в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, определена плата с владельцев транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по дорогам Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 названных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125.

Приказом Министерства транспорта Красноярского края от 22.03.2019 № 8/18-Н установлены временные ограничения движения транспортных средств с грузом или без груза, с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на каждую ось: на одиночную ось – 6 тонн, двухосную тележку – 5 тонн и трехосную тележку – 4 тонны, по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края, включенным в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края, в связи с возникновением неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период, в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков, с 15.04.2019 г. по 14.05.2019г.

Проверка соблюдения владельцами транспортных средств требований к допустимым нагрузкам на оси осуществляется в ходе весового контроля.

В судебном заседании установлено, что 04.05.2019 на пункте весового контроля (Каннский ППВК), установленном на автомобильной дороге а/д Канск – Абан – Богучаны 8 км, являющейся собственностью Красноярского края, согласно выписке из реестра государственной собственности Красноярского края (Постановление Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 № 205-п, Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2021 № 90п), выявлено превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства <данные изъяты>, принадлежащего Кувшинову А.А. на праве собственности согласно свидетельства о регистрации 99 01 № 322772 (тягач), свидетельства о регистрации 99 01 № 322773 (прицеп), о чем составлен Акт № 25 от 04.05.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.

Согласно акта правонарушение выразилось в перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на вторую (допустимая - 5,00 т, фактическая – 6,25 т), на третью (допустимая - 5,00 т, фактическая - 6,29 т), на четвертую ось (допустимая - 4,00 т, фактическая - 4,74 т), на пятую (допустимая - 4,00 т, фактическая - 4,69 т), на шестую (допустимая 4,00 т, фактическая – 4,68) оси.

04.05.2019 года в отношении водителя Кувшинова А.А. инспектором ОР ДПС ГИБДД МО МВД России «Камский» составлен протокол 24 ТФ № 732275 об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.21.1 ч.11 КоАП РФ (перевозка тяжеловесного груза без специального разрешения).

Краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге, который составляет 54959 руб. 24 коп.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов" размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, применяемый в формуле и в акте индекс-дефлятор равен 2,0737.

Суд находит представленный расчет правильным, соответствующим вышеуказанным нормам действующего законодательства.

Частью 1 статьи 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возникший вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В адрес Кувшинова А.А. направлена претензия о возмещении вреда, причиненного региональной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов от 04.05.2020 № 25, с требованием в течение 10 дней произвести оплату ущерба, которая осталась без удовлетворения.

Учитывая изложенное, исковые требования Министерства транспорта Красноярского края к Кувшинову Александру Анатольевичу о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с Кувшинова А.А. подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета размере 1848 руб. 78 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства транспорта Красноярского края к Кувшинову Александру Анатольевичу о взыскании в доход бюджета Красноярского края вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза, удовлетворить.

Взыскать с Кувшинова Александра Анатольевича, <дата> года рождения, в пользу министерства транспорта Красноярского края в доход бюджета Красноярского края в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза в размере 54959 рублей 24 коп.

Взыскать с Кувшинова Александра Анатольевича государственную пошлину в размере 1848,78 рублей.

Ответчик Кувшинов Александр Анатольевич вправе подать в Чкаловский районный суд Нижегородской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.В.Короткова. Решение не вступило в законную силу.

2-135/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство транспорта Красноярского края
Ответчики
Кувшинов Александр Анатольевич
Другие
КГКУ " Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (КГКУ "КрУДор)
Суд
Чкаловский районный суд Нижегородской области
Судья
Короткова Наталья Вячеславовна
Дело на странице суда
chkalovsky.nnov.sudrf.ru
19.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Подготовка дела (собеседование)
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее