Судья: Быченко С.И. Дело № 33а-11218/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» июля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Нестеровой Е.А.,
судей: Утемишевой А.Р., Худяковой И.Н.,
при секретаре Дроздовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Стржалковского В.И. к ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по г. Ростову-на-Дону о признании незаконным заключение ГУ МВД России по Ростовской области от 03 августа 2018г. о прекращении гражданства Российской Федерации и об обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации, по апелляционной жалобе Стржалковского В.И. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Утемишевой А.Р., судебная коллегия по административным делам
установила:
Стржалковский В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Ростовской области, УМВД России по г. Ростову-на-Дону о признании незаконным решения УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от 03 августа 2018 г. о прекращении гражданства Российской Федерации и обязании УВМ ГУ МВД России по Ростовской области выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что он является уроженцем г. Павлоград, Днепропетровской области Украина. С 1994 года проживает на территории Российской Федерации, куда его привезла его мать. По достижению шестнадцатилетнего возраста в 1996 году им был получен паспорт РСФСР, в настоящее время имеет паспорт гражданина Российской Федерации *** выданный отделом УФМС России по Ростовской области в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону. По мнению административного истца, он никогда не нарушал требований законодательства в сфере миграционного учета и установления гражданства Российской Федерации, так как все это время является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации.
С 29 ноября 2006 г. на иждивении Стржалковского В.И. находится мать, ***, административный истец несет все расходы, связанные с ее проживанием, лечением и питанием на территории Российской Федерации.
Кроме того, за время проживания на территории Российской Федерации он привлекался к уголовной ответственности, проходил проверку ФСБ Российской Федерации подлинность выданных документов и законность установления гражданства не вызывала.
В 2018 году административный истец обратился в отдел УФМС России по Ростовской области в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону с целью замены паспорта гражданина Российской Федерации, однако, ему ответили отказом, мотивируя это тем, что им незаконным способом получено гражданство Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, а также им было получено решение УВМ ГУ МВД России по Ростовской области о прекращении гражданства Российской Федерации, которое он считает незаконным и необоснованным, поскольку факт использования подложных документов или заведомо ложных сведений при получении гражданства Российской Федерации в судебном порядке установлен не был и не может быть установлен.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 апреля 2019 г. административное исковое заявление Стржалковского В.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Стржалковский В.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Стржалковский В.И. ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», п. 14 приказа МВД Российской Федерации от 15.09.1997 N 605 (ред. от 07.12.2006) «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации», для получения паспорта гражданин представляет заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П. В мотивировочной части судом первой инстанции указано, что 04.11.1997г. истец был документирован паспортом гражданина СССР образца 1974 года, при этом форма №1 о выдаче паспорта в картотеке ОВМ ОП №7 У МВД по г.Ростову-на-Дону отсутствует. Данные обстоятельства свидетельствуют о небрежности в работе соответствующими должностными лицами с документацией и отсутствием надлежащего контроля за ее сохранностью, и не свидетельствует о нарушении установленного порядка выдача паспорта.
Также заявитель жалобы указывает, что при получении паспорта в 2007 году от него не потребовали никаких документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации, таким образом, признав принадлежность Стржалковского В.И. к гражданству Российской Федерации. Получение паспорта в 2007 году было осуществлено истцом из мест лишения свободы через администрацию исправительного учреждения, что исключает какие-либо действия со стороны Стржалковского В.И. по представлению недостоверных или ложных сведений или документов. Кроме того, при получении удостоверения личности моряка все документы истца проходили успешную проверку в соответствующих органах (в том числе в органах федеральной службы безопасности - Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 628 (ред. от 15.11.2016) «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки»), в ином случае согласование при выдаче удостоверения личности моряка не произошло бы, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением, указывает на неправомерность вывода суда о законности обжалуемого решения ГУ МВД России по Ростовской области.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Стржалковский В.И. и его представитель Подройкин Н.Н., доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Представители ГУ МВД России по Ростовской области – Бородина А.В. и УМВД России по г.Ростову-на-Дону – Псрдиян А.Х. в судебное заседание явились, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца Стржалковского В.И. и его представителя Подройкина Н.Н., представителей ГУ МВД России по Ростовской области – Бородиной А.В., УМВД России по г.Ростову-на-Дону- Псрдиян А.Х. судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В силу п. «а» ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон «О гражданстве») гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 данного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 32 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Статьей 10 Закона о гражданстве установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» предписано впредь до принятия соответствующего федерального закона ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Названным Указом Правительству Российской Федерации дано поручение утвердить до 1 июня 1997 года образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Во исполнение Указа, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, а также описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 указанного Постановления паспорт, выданный в нарушение установленного порядка подлежит изъятию Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
В соответствии с пунктом 51 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы.
На основании п. 15.10 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 19.03.2008 года № 64 в случае возникновения сомнений в обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.Проверка осуществляется по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой ст. 4 и ст. 42 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти.
Согласно ст. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325, после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной УВМ ГУ МВД России по Ростовской области проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации Скрутенко А.Н. утверждено заключение № 627 от 03 августа 2018, согласно которому паспорт гражданина Российской Федерации серии ***, оформленный 02.10.2007 ОУФМС России по Ростовской области в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону признан выданным в нарушение установленного законом порядка, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации.
Из содержания заключения от 03 августа 2018 № 627 следует, что перечисленные выше выводы обусловлены отсутствием на момент вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» документального подтверждения постоянного проживания Стржалковского В.И. на территории России; на момент вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданства Российской Федерации Стржалковский В.И. не имел, в установленном порядке не приобретал, в соответствии со ст.5 указанного Федерального закона гражданином Российской Федерации не является.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» одним из условий приобретения гражданства Российской Федерации является проживание иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.
Административный истец Стржалковский В.И., *** года рождения, уроженец г. Павлоград Днепропетровской области (Украина) был документирован паспортом СССР 04.11.1997 образца 1974 года серии ***.
02.10.2007года Стржалковский В.И. документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии *** ОУФМС России по Ростовской области в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону в связи с утратой паспорта образца 1974 года серии ***
В заявлении о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации по форме № 1П серии ***
- в графе 7 «место пребывания» указано «***»:
- в графе № 8 «состоял ранее в гражданстве иностранного государства, когда принят в российское гражданство» отсутствуют отметки о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Основание выдачи паспорта указано «в связи с утратой».
Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД Ростовской области Стржалковский В.И. значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: *** с 21.04.1998.
Согласно учетам ИЦ ГУ МВД России по Ростовской области Стржалковский В.И. осужден 13.12.2001, 14.12.2006, 24.11.2008, 02.11.2011, 04.06.2015.
Согласно информационным учетам центрального банка данных учета иностранных граждан сведения о принадлежности Стржалковского В.И. к гражданству иностранного государства, приобретении (выходе из) гражданства Российской Федерации отсутствуют.
Согласно учетам ОВГ Управления, ОВМ ОП №5, ОП № 7 УМВД России по г. Ростову-на-Дону Стржалковский В.И. с заявлением о приобретении (определении) наличия гражданства Российской Федерации на территории Ростовской области не обращался, материал о приобретении гражданства Российской Федерации последнего отсутствует.
В соответствии с положением части 7 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, действующих на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно действовавшим до 01.07.2002 года нормам статей 12, 25 Закона Российской Федерации № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство России приобретается: в результате его признания; по рождению; в порядке его регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; путем выбора гражданства; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Вывод суда первой инстанции о том, что основания для признания Стржалковского В.И. гражданином Российской Федерации по рождению отсутствуют, является правильным. В установленном законом порядке с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации не обращался, решение о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении него не принималось.
Во исполнение Федерального закона № 62-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Указанным Положением установлен порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации (о наличии гражданства Российской Федерации - пункты 51-52).
Пунктом 51 Положения установлено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4-и статьи 42 Федерального закона № 62-ФЗ.
В соответствии с пунктом 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Заключение ГУ МВД России по Ростовской области от 03.08.2018 № 627 вынесено уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства, является законным и обоснованным.
Правомерным является вывод суда о том, что ссылка административного истца на ст. 22 Федерального закона №62-ФЗ несостоятельна, поскольку в рамках проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации проверяется соблюдение процедуры, а не решается вопрос о лишении гражданства Российской Федерации.
Стржалковский В.И. в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации не приобретал, решение о приеме последнего в гражданство не выносилось, в связи с чем, Стржалковский В.И. не является гражданином Российской Федерации.
Оспариваемые решения и действия административного ответчика вынесены им в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, прав и законных интересов административного истца не нарушают – в силу следующего.
Оспариваемое Заключение ГУ МВД России по Ростовской области от 03 августа 2018г. № 627 вынесено уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства, является законным и обоснованным. В настоящее время указанное заключение не отменено.
Административный истец в установленном законом порядке гражданство Российской Федерации не приобретал, решение о приеме последнего в гражданство не выносилось, в связи с чем, административный орган законно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания Стржалковского В.И. гражданином Российской Федерации, о документировании последнего паспортом гражданина Российской Федерации в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции оценил собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировал установленные по делу обстоятельства и основания принятия оспариваемого решения и пришел к выводу о том, что установленный порядок приобретения гражданства Российской Федерации Стржалковским В.И. соблюден не был. Факт приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не подтвержден.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности заключения УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от 03 августа 2018г.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о не установлении по делу совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стржалковского В.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: