Председательствующий: Жидкова М.Л. № 33-2856/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Чернышевой И.В., Павловой Е.В.,
при секретаре Чуркиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 06 февраля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России заключить государственный контракт с лицензированной организацией на проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению казармы, учебного корпуса инв. № 8/1-2; музей-клуба, инв. № 1-2 и здания Тира инв. № 10 в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
После проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению казармы, учебного корпуса инв. № 8/1-2; музей-клуба, инв. № 1-2 и здания Тира инв. № 10 в срок не позднее одного года обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России провести реставрационные работы в казарме, учебном корпусе (инв. № 8/1-2); музей-клубе (инв. № 1-2) и здании тира (инв. № 10) путем заключения соответствующего государственного контракта.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России провести капитальный ремонт (реконструкцию) кирпичной стены ограждения с юго-западной стороны столовой без номера путем заключения соответствующего государственного контракта, в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Омского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны России о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения, указав, что в ходе проведённой военной прокуратурой Омского гарнизона проверки исполнения должностными лицами Федерального Государственного Казенного Общеобразовательного Учреждения «Омский кадетский военный корпус» Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: военный городок № 8, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, д. 26, требований законодательства о сохранности федеральной собственности при содержании и обслуживании казарменно-жилищного фонда военного городка установлено, что учебный корпус казармы, «Музей-клуб», здание «Тира», кирпичная стена ограждения с юго-западной стороны столовой без номера имеют степень повреждения и физического износа горизонтальных конструкций объекта, оценивается как III категория (неудовлетворительное состояние). Техническое состояние несущих конструкций зданий оценивается как «ограниченно работоспособное состояние». Прекращена эксплуатация в зданиях «Тира», «Музей-клуб», проведена немедленная эвакуация людей. Состояние здания «Тира» и кирпичной стены столовой оценивается как аварийное. Требуются капитальные восстановительные работы. Здание казармы является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения, и собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. В связи с непринятием (бездействием) ответчиками мер по организации и проведению капитального ремонта зданий, нарушают права и законные интересы неопределенного круга (воспитанников и работников ФГОУ «ОКВК» МО РФ, а также периодически прибывающих лиц в учебном заведении) на благоприятные условия проживания и обучения.
С учетом уточнений просил обязать ответчиков заключить государственный контракт с лицензированной организацией на проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению казармы, учебного корпуса; музей-клуба, и здания Тира, в 3-х месячный срок со дня со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России провести реставрационные работы в казарме, учебном корпусе; музей-клубе и здании тира путем заключения соответствующего государственного контракта, в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России провести капитальный ремонт (реконструкцию) кирпичной стены ограждения с юго-западной стороны столовой без номера путем заключения соответствующего государственного контракта, в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник военного прокурора Омского гарнизона Малышко И.В., представитель третьего лица Министерства культуры Омской области Чугай Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента строительства Минобороны России, третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители третьего лица ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Батулькин С.Ю., Лосенков В.Н. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы приводит доводы о нарушении судом норм процессуального права, выразившееся в непривлечении к участию в деле в качестве соответчика по делу ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, вопрос о правах и обязанностях которого был разрешен. Учитывая, что обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества, исходя из целей создания ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на праве оперативного управления за которым закреплены объекты недвижимости, и должно выступать, в рамках рассматриваемого гражданского дела надлежащим ответчиком. Указывает, организация работ по капитальному ремонту может быть осуществлена Министерством обороны Российской Федерации только за счет средств федерального бюджета путем заключения государственного контракта в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации на указанные цели в соответствии с классификацией расходов по сводной бюджетной смете на соответствующий финансовый год. Заключение государственного контракта на проведение капитального ремонта не относится к числу контрактов, заключение которых в силу закона является обязательным, в связи с чем полагает понуждение Министерства обороны Российской Федерации к заключению соответствующего государственного контракта противоречащим требованиям действующего законодательства. Установление шестимесячного срока для проведения капитального ремонта не соответствует требованиям действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Омского гарнизона, Министерство культуры Омской области выражают согласие с решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными.
Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения помощника военного прокурора Омского гарнизона Малышко И.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61 «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что здания и сооружения военного городка № 8 расположены по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Ленина, д. 26, на территории которого располагается ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Министерства обороны РФ.
Согласно сведениям ЕГРН и свидетельств о праве собственности имущество военного городка № 8 в г. Омске, ул. Ленина, д. 26, находится в государственной собственности Российской Федерации и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации во владение, пользование и распоряжение. На праве оперативного управления указанное имущество передано ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус».
Приказом Минобороны России от 14.05.2014 № 300 утверждено Положение о Департаменте строительства Минобороны России, пунктом 7 которого определены основные задачи Департамента, такие как осуществление перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, покупку жилых помещений, территориальное планирование и планировку территорий.
Таким образом, на Департамент строительства Минобороны России возложена обязанность по организации работы на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, в данном случае на осуществление инструментального обследования.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здание и сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате в том числе разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей и разрушения всего здания, сооружения или их части.
В ходе надзорных мероприятий при проверке технического состояния зданий казармы (инв. № 8/1-2), музей-клуба (инв. № 1-2), тира (инв. № 10) и кирпичной стены ограждения с юго-западной стороны столовой без номера ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Министерства обороны РФ на территории 8 военного городка г. Омска установлены степень повреждения и физического износа конструкций сооружений, выявлены многочисленные нарушения действующих норм. По данным прокурорской проверки с 12.11.2018 прекращены эксплуатация объектов здания «Музей-клуб» (инв. №1-2), здания «Тира» (инв. № 10), проведена немедленная эвакуация людей.
Согласно заключениям обследования технического состояния здания, вибродинамические испытания от 05.10.2018, 22.10.2018, составленным филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу Министерства обороны РФ, степень повреждения и физического износа горизонтальных конструкций здания №8/1-2 (казарма, учебный корпус и клуб) в целом составил 55 %.
В период с 04.12.2017 по 29.12.2017 Министерством проведена плановая проверка в отношении ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» и объекта культурного наследия, по результатам проверки был составлен акт и выдано предписание № 51 от 28.12.2017, согласно которому ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» было необходимо в срок до 01.12.2018 провести следующие мероприятия:
- выполнить ремонт кровли объекта культурного наследия;
- разработать проект реставрационных работ помещений и ремонтно-реставрационных работ фасадов объекта культурного наследия;
- провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и акт государственной историко-культурной экспертизы в Министерстве культуры Омской области.
В целях проверки исполнения предписания Министерства культуры Омской области в период с 17.12.2018 по 21.12.2018 Министерством проведена внеплановая проверка в отношении ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации». По результатам представителями Министерства культуры Омской области выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания.
20.12.2018 ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» выдано новое предписание, согласно которому ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» необходимо в срок до 01.12.2020 провести следующие работы:
- выполнить ремонт кровли объекта культурного наследия;
- разработать проект реставрационных работ помещений и ремонтно-реставрационных работ фасадов объекта культурного наследия;
- провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и акт государственной историко-культурной экспертизы в Министерстве культуры Омской области.
Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, ремонтные работы в указанных зданиях и сооружение не проведены, часть объектов продолжает эксплуатироваться при наличии признаков аварийности, что создает угрозу их жизни и здоровью людей.
Доказательств, опровергающих названные обстоятельства, стороной ответчика в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы не заявлялось.
На основании представленных в материалы дела писем и обращений, в том числе адресованных Министерству обороны РФ, суд установил, что со стороны представителей ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» неоднократно предпринимались меры для организации работы по включению зданий «Омского кадетского военного корпуса» в план капитального ремонта.
Между тем работы по реставрации и реконструкции спорных объектов, расположенных в военном городке № 8 г. Омска, ул. Ленина, д. 26, не были проведены, что не оспаривалось стороной ответчиков.
Оценив в совокупности представленные доказательства, установив, что здания казармы (инв. № 8/1-2), музей-клуба (инв. № 1-2), тира (инв. № 10) и кирпичной стены ограждения с юго-западной стороны столовой без номера ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» Министерства обороны РФ на территории 8 военного городка г. Омска имеют признаки износа, аварийности, имеются угрозы возникновения чрезвычайных происшествий, травмирования людей, бездействие ответчиков по устранению выявленных нарушений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований в части понуждения Министерства обороны РФ, Департамента строительства Минобороны России организовать работу по заключению государственного контракта на проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению казармы, музей-клуба и здания Тира, проведению реставрационных работ указанных зданий и капитального ремонта (реконструкцию) кирпичной стены ограждения с юго-западной стороны столовой.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они надлежащим образом мотивированы, соответствуют подлежащему применению законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Техническое состояние зданий не обеспечивает безопасное пребывание в них людей.
Все спорные объекты имеют признаки аварийности, нуждаются в проведении инструментального обследования специализированной организацией и требуют реставрационных работ и капитального ремонта.
Указанные обстоятельства и выводы в апелляционной жалобе не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу не могут быть признаны состоятельными. Податель жалобы указывает, что обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества, исходя из целей, для которых создано ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на праве оперативного управления за которым закреплены указанные объекты недвижимости, и должно выступать в рамках гражданского дела надлежащим ответчиком.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, утвержденному Министром обороны РФ 25.05.2012, учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчинено Департаменту имущественных отношений Минобороны России (п. 11 Устава).
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Департамент имущественных отношений и его территориальные органы не являются получателями лимитов бюджетных средств и субсидий на цели капитального ремонта.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.05.2018 № 1092-р «Об определении отдельных федеральных государственных унитарных предприятий единственными исполнителями осуществляемых Минобороны России в 2018 - 2019 годах закупок работ по капитальному ремонту объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации» организатором закупок работ по капитальному ремонту объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации является Минобороны России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 272-р ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Таким образом, учитывая особенности осуществления правомочий собственникаимущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, является Министерство обороны Российской Федерации.
Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанностей по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, реставрационных работ, капитального ремонта (реконструкции) в зависимости от результатов инструментального обследования путем заключения соответствующих государственных контрактов соответствует требованиям действующего законодательства.
Резолютивная часть решения содержит указание на совершение указанных действий в соответствии с установленной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедурой.
Доводы жалобы о несоответствии требованиям действующего законодательства установление судом шестимесячного срока для проведения капитального ремонта подлежат отклонению, поскольку установленные сроки исполнения решения суда отвечает требованиям обязательности своевременного исполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной истца в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 06 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: