№ 2-279/20
36RS0003-01-2019-004558-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года Левобережный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жарковской О.И.
при секретаре Окуневой К.А.
с участием:
представителя истца по доверенности Мазепина Е.В.
представителя ответчика Ерошенко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мазепина О.А. к казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи, признании права на денежную компенсацию на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) и обязании произвести денежную компенсацию,
установил:
Истец Мазепина О.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» (далее – КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>») указав, что она является матерью четверых несовершеннолетних детей – Мазепин Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мазепин К.Е.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мазепина Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мазепина П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При этом Мазепин Г.Е. и Мазепин К.Е. являются учениками МБОУ СОШ № <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец через Филиал АУ «МФЦ» в <адрес> обратилась за денежной компенсацией на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи, представив следующие документы: свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке, паспорт истца и паспорт супруга истца, свидетельства о регистрации всех детей по месту жительства, заявление о денежной компенсации, документы, подтверждающие доходы семьи за три месяца, предшествующие обращению (копию трудовой книжки истца, копию свидетельства о регистрации супруга истца в качестве индивидуального предпринимателя и декларацию о доходах УСН), удостоверение многодетной семьи, справки об учете детей в общеобразовательном учреждении.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу было отказано в назначении денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи по тем основаниям, что истцом не были представлены документы, предусмотренные налоговым законодательством РФ в зависимости от избранной индивидуальным предпринимателем системы налогообложения.
Ранее истец за получением указанной денежной компенсации не обращалась.
Ссылаясь на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» и Порядок предоставления меры социальной поддержки многодетным малообеспеченным семьям и приемным семьям в виде денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) для каждого обучающегося ребенка, утвержденный приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/н, истец считает данный отказ в назначении денежной компенсации незаконным.
Просила признать незаконным отказ КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» в назначении денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи, признать незаконным решение об отказе в назначении денежной выплаты КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №;
признать за истцом Мазепина О.А. право на получение денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на обучающегося ребенка Мазепин Г.Е.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и на обучающегося ребенка Мазепин К.Е.;
обязать КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» произвести истцу денежную компенсацию на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на обучающегося ребенка Мазепин Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 2500 рублей и на обучающегося ребенка Мазепин К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 2500 рублей в течение трех дней с момента вступления в силу решения суда.
Истец Мазепина О.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению, представленному в материалы дела, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает ( л.д. 133).
Представитель истца по доверенности Мазепин Е.В. (л.д. 54) в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» по доверенности Ерошенко О.В. ( л.д. 40), в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что оспариваемый отказ является законным, поскольку истцом не были представлены документы в полном объеме; кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась с заявлением, представила полный пакет документов, в настоящее время заявление рассмотрено и по нему принято положительное решение.
На основании протокольного определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Департамент социальной защиты населения <адрес> (л.д.41).
Представитель третьего лица, Департамента социальной защиты населения <адрес>, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменные возражения на иск, в которых указал, что истцом не был представлен полный пакет документов, согласно действующему законодательству, поэтому отказ в назначении денежной компенсации является законным, основанный на нормах действующего законодательства. Обращает внимание суда, что налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения не может использоваться при определении дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения; налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах (л.д.48-52, 130).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, истец Мазепина О.А. является многодетной матерью, имеет четверых несовершеннолетних детей: Мазепин Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мазепин К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мазепина Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мазепина П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ею получено удостоверение многодетной семьи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,12,13,14,33).
Истец Мазепина О.А. и ее несовершеннолетние дети постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.16-17,23,24,25,26).
Несовершеннолетний Мазепин К.Е. является учащимся МБОУ «СОШ № <адрес>» 3 «Д» класса очной формы обучения (л.д.27,28).
Несовершеннолетний Мазепин Г.Е. является учащимся МБОУ «СОШ № <адрес>» 6 «Б» класса очной формы обучения (л.д.29,30).
Супругом истца и отцом несовершеннолетних детей является Мазепин Е.В. (представитель истца) ( л.д. 15), который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и пользуется упрощенной системой налогообложения (л.д.19,20-21,22).
Согласно копии трудовой книжки на имя истца Мазепиной О.А. ( до заключения брака фамилия Половинкина), она прекратила трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 31-32).
ДД.ММ.ГГГГ истец через филиал АУ «МФЦ» в <адрес> обратилась за денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи, представив для назначения данных выплат документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт гражданина РФ, справку об учебе ребенка, справку о составе семьи, удостоверение многодетной семьи, СНИЛС матери и документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи ( л.д. 10).
Как было установлено судом, в качестве документов, подтверждающих доходы каждого члена семьи, истцом были представлены: копия трудовой книжки истца, копия свидетельства о регистрации супруга истца в качестве ИП и налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.
При этом, другие документы подтверждающие доходы супруга истца, в частности, книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей за 2019 год, выписки по операциям на счете и сведения о банковских счетах налогоплательщика, представлены не были.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» Мазепиной О.А. было отказано в назначении денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многодетной малообеспеченной семьи и приемной семьи в связи с отсутствием документов, предусмотренных налоговым законодательством РФ, предоставлением заявителем документов, содержащих недостоверные или неполные сведения ( л.д. 9, 71-118).
Судом не установлено нарушений в действиях ответчика.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ОЗ "О социальной поддержке граждан в <адрес>" (в ред. закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ОЗ) многодетным малоимущим семьям в <адрес> предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: денежная выплата в размере 2500 рублей на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) для каждого обучающегося ребенка. Денежная выплата предоставляется один раз в два года.
Согласно ст. 45 названного Закона к малоимущим многодетным семьям, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой относятся многодетные семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в <адрес>, установленной в соответствии с <адрес> "О прожиточном минимуме в <адрес>", и в которых хотя бы один из родителей, приемных родителей, усыновителей, опекун (попечитель) является гражданином Российской Федерации, проживающим на территории <адрес> (в ред. законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ОЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ОЗ).
Условия и порядок назначения и выплаты денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» установлены приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/н «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки многодетным малообеспеченным семьям и приемным семьям в виде денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) для каждого обучающегося ребенка (далее - Порядок).
Согласно п.1.1. Порядка право на предоставление денежных выплат на проезд и питание учащихся имеют малообеспеченные многодетные семьи, среднедушевой доход которых ниже установленного в <адрес> прожиточного минимума, и в которых хотя бы один из родителей, приемных родителей, усыновителей, опекун (попечитель) является гражданином Российской Федерации, проживающим на территории <адрес>, а также приемные семьи независимо от совокупного дохода семьи.
В соответствии с п.2.2. Порядка предоставление денежной выплаты на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) для каждого обучающегося ребенка назначается казенным учреждением <адрес>. При обращении заявитель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также представляет:
а) заявление о предоставлении мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для многодетных малообеспеченных семей и приемных семей по форме, утвержденной приказом департамента социальной защиты <адрес>;
(пп. "а" в ред. приказа ДСЗ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 54/н)
б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность второго родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), являющегося членом семьи заявителя;
в) свидетельства о рождении (усыновлении) детей и их копии; свидетельства о рождении ребенка, выданные консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства и их копии, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
документ и его копию, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге ДД.ММ.ГГГГ;
документ и его копию, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
документ и его копию, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске ДД.ММ.ГГГГ;
г) документы и сведения, подтверждающие доходы заявителя и каждого члена его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за предоставлением денежных выплат на проезд и питание учащихся (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение; мер социальной поддержки населения <адрес>, получаемых в КУ ВО "УСЗН" районов; пособий по безработице и иных выплат, получаемых в органах занятости населения <адрес>), - для определения величины среднедушевого дохода многодетной малообеспеченной семьи;
д) справку об учебе ребенка (детей), выданную образовательной организацией, содержащую следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество учащегося;
2) наименование образовательной организации;
3) пользование (непользование) подвозом автобуса данной образовательной организации;
4) использование внутригородского, пригородного, внутрирайонного пассажирского транспорта;
5) предоставление бесплатного сбалансированного горячего питания (завтрак, обед);
6) каникулярные периоды;
7) дата начала и окончания учебного года;
е) справку об учебе и размере стипендии на совершеннолетнего ребенка в возрасте до 23 лет, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации, выданную образовательной организацией;
ж) удостоверение многодетной семьи (для многодетных семей);
з) договор (копию) договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (для приемных семей).
Из вышеуказанных норм следует, что для назначения социальной выплаты необходимо предоставить сведения о доходах семьи для расчета среднедушевого дохода; предоставление неполного пакета документов, указанных в п.п.2.2. Порядка является основанием для принятия КУВО УСЗН района решения об отказе в назначении вышеуказанной выплаты.
Исчисление среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 110, согласно п. 4.1 которого доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении пособия.
Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении пособия с приложением необходимых документов, подтверждающих доходы, кроме доходов, перечисленных в подпункте "е", в абзацах девятом - тринадцатом подпункта "ж" пункта настоящего Порядка (п. 5.3).
Как следует из материалов дела, в подтверждение размера полученных доходов Мазепиной О.А. была предоставлена трудовая книжка на ее имя, согласно которой она прекратила трудовую деятельность с 30.04.2007г. (л.д.31-32). В подтверждение отсутствия доходов у супруга, имеющего статус индивидуального предпринимателя и применяющего упрощенную систему налогообложения, Мазепиной О.А. в орган социальной защиты была предоставлена налоговая декларация по налогу за 2019 год (л.д. 20-21).
Вместе с тем, суд полагает, что налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не может служить документом, подтверждающим фактические доходы.
Согласно п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков, в том числе индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
В соответствии с п. 5 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1 Указания Центрального банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
На основании абз. 20 Письма Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 03-11-10/1925 для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).
Как следует из материалов дела и не оспорено стороной истца, такие документы Мазепиной О.А. при первичном обращении за указанной социальной выплатой представлены не были.
Непредставление документов, указанных в пункте 2.2 Порядка явилось основанием для принятия КУ ВО «Управление социальной защиты населения» решения об отказе в назначении денежной компенсации.
В ходе судебного разбирательства стороной истца в материалы дела были представлены следующие документы о доходах супруга истца, являющегося индивидуальным предпринимателем: сведения о банковских счетах налогоплательщика на имя супруга истца Мазепина Е.В., с датой формирования ДД.ММ.ГГГГ; выписка по операциям на счете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; налоговая декларация за 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ; книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2019 год ( л.д. 57-65), которые подтверждают отсутствие дохода от предпринимательской деятельности.
Между тем, сам факт предоставления данных документов суду в процессе рассмотрения спора, не свидетельствует о неправомерности действий ответчика, так как при первичном обращении КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» данные документы не были предоставлены истцом.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, поскольку истцом при обращении в орган социальной защиты не было представлено документов, свидетельствующих о фактически полученном доходе от предпринимательской деятельности супруга Мазепина Е.В. за три предшествующих обращению месяца, либо об отсутствии таких доходов, в частности первичные документы, книга учета доходов и расходов, то определить среднедушевой доход семьи заявителя не представилось возможным, в связи с чем оснований для признания незаконным решения об отказе в назначении денежной выплаты КУ ВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № у суда не имеется.
Ввиду того, что право на получение денежной компенсации определяется на день обращения за ее назначением со всеми необходимыми документами, а в данном случае истцом при обращении в органы социальной защиты не был представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 2.2. Порядка, следует вывод, что законных оснований для признания за истцом права на получение денежной компенсации и как следствие обязании ответчика произвести выплату денежной компенсации, у суда не имеется.
Кроме того, суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ истец Мазепина О.А. повторно обратилась в КУВО «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением для назначения денежной выплаты с приложением необходимых документов, по которому принято положительное решение. Таким образом, на момент вынесения решения суда уже имеется решение о назначении истцу денежной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ за № на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) в отношении детей: Мазепин К.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Мазепин Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере 3 245,40 руб. на каждого ребенка ( л.д. 146-152).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Мазепина О.А. к казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в назначении денежной компенсации на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) на каждого обучающегося ребенка из многочисленной малообеспеченной семьи, признании права на денежную компенсацию на приобретение одежды обучающихся (школьной формы) и обязании произвести денежную компенсацию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Решение принято в окончательной форме 11 июня 2020 года.
Судья О.И.Жарковская