Решение по делу № 2-3141/2015 от 06.10.2015

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.                              <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> области в составе:

председательствующего Сандровского В.Л.,

при секретаре Поддыбниковой К.О.,

с участием представителя ответчика – Скибиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботиной Т. В. к Государственному казённому учреждению <адрес> области – Управление социальной защиты населения по <адрес> району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации,

У С Т А Н О В И Л :

Субботина Т.В. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ОАО «ТрансКредитБанк» был заключён кредитный договор на приобретение готового жилья. В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы», утверждённой постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ , она имеет право на предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному для приобретения жилья. В соответствии с решением ответчика были приняты к компенсации расходы по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно справке ответчика у последнего имеется перед ней задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, размер которой составляет <данные изъяты>. Просит суд возложить на ГКУ АО – УСЗН по <адрес> району обязанность осуществить указанную выше выплату в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель ответчика – Скибина А.Ю., действующая на основании доверенности, заявленный иск не признала, поддержав письменные возражения на иск, существо которых сводится к тому, что обязательства на социальное обеспечение населения, в том числе в рамках реализации государственных программ, подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год; причиной непредставления социальной выплаты является отсутствие необходимого финансирования; просит в удовлетворении заявленного иска отказать.

Истец Субботина Т.В. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте его проведения, просила о рассмотении дела без её участия, на заявленном требовании настаивала.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Министерства социальной защиты населения <адрес> области, Министерства финансов <адрес> области, Правительства <адрес> области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений против заявленного иска не представили.

    В силу положений статьи 167 ГПК РФ, а также с учётом мнения представителя ответчика, суд определил рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

    В соответствии с п. 5 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

    Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведённой в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6, 7 Положения гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казённое учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям , к настоящему Положению.

Согласно п. 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения <адрес> области путём перечисления денежных средств на банковский счёт гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счёта для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения на текущий год.

Таким образом, на государственное казённое учреждение <адрес> области – управление социальной защиты населения по <адрес> району возложены функции по приёму заявлений для участия в подпрограмме и перечислению денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между Субботиной Т.В. с одной стороны и ОАО «ТрансКредитБанк» с другой стороны был заключён кредитный договор , по условиям которого заёмщику был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> на приобретение готового жилья – квартиры <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в государственное учреждение <адрес> области - управление социальной защиты населения по <адрес> району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» (утв. Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Решением государственного казённого учреждения <адрес> области – управление социальной защиты населения по <адрес> району от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору, заключённому истцом, приняты к компенсации.

За период с ДД.ММ.ГГГГ Субботиной Т.В. начислена компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Выплата компенсации части расходов по уплате процентов не произведена по причине отсутствия финансирования Министерством социальной защиты населения <адрес> области.

Вышеприведённые обстоятельства стороной ответчика не оспаривались, подтверждаются материалами дела, являются доказанными и дополнительной проверки не требуют.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путём компенсации расходов по уплате процентов по кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы (утв. постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретения жилья на территории <адрес> области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Субботина Т.В. соответствует условиям действия государственной программы, введённой с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области» государственная программа <адрес> области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы».

Из материалов дела также следует, что истец в установленные законодательством сроки подтверждала своё намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы.

Отсутствие выплаты денежных средств в спорный период обусловлено недостаточным финансированием мероприятий из бюджета <адрес> области.

Между тем, Конституция РФ провозглашая Р. Ф. правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие, признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ устанавливает, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, статья 17, статья 39).

В силу приведённых конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 2 и 18 Конституции РФ), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21 часть 1 Конституции РФ) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области» запланированные программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья.

Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложения жилья и предложения ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобрётенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16.12.1997 года № 20-П, от 24.05.2001 года № 8-П, от 19.06.2002 года № 11-П, от 23.04.2004 года № 9-П, определение от 04.12.2003 года № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшихся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чьё толкование понятия «имущество» (содержащегося в ст. 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австралии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решение по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении РФ.

Как разъяснено в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», применение судами Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст. 46 Конвенции, статьи 1 ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержаться в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведённые принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Субботина Т.В. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранила указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного заседания не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> области на ДД.ММ.ГГГГ годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идёт речь в данном случае, является расходным обязательством <адрес> области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счёт средств областного бюджета.

С учётом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на ГКУ АО – УСЗН по <адрес> району обязанность осуществить за счёт средств областного бюджета компенсацию истцу части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Иск Субботиной Т. В. к Государственному казённому учреждению <адрес> области – Управление социальной защиты населения по <адрес> району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации – удовлетворить.

Возложить на Государственное казённое учреждение <адрес> области – Управление социальной защиты населения по <адрес> району обязанность осуществить за счёт средств областного бюджета выплату Субботиной Т. В. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                     В.Л. Сандровский

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-3141/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Субботина Т.В.
Ответчики
ГКУ АО - управление социальной защиты населения Амурской области по г. Белогорску и Белогорскому району
Другие
Министерство финансов Амурской области
Правительство Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Белогорский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
belogorskiygs.amr.sudrf.ru
06.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2015Передача материалов судье
09.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2015Подготовка дела (собеседование)
29.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2015Судебное заседание
03.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее