Судья Кириллова С.А.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
7 июля 2022 года город ЧебоксарыСудья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-36 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» (далее – ООО «Тусдорстрой») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления Кузьмина С.П. № 11-36 от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 мая 2022 года, ООО «Тусдорстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, директор ООО «Тусдорстрой» Семенов А.А. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой, ссылась на часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А., поддержавшего жалобу, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления Кузьмина С.П., прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует деяния (действия или бездействие), направленное на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.
Согласно статье 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон №174-ФЗ), заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 7 части 1 ст. 30 Закона №174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
14 октября 2021 года заместителем руководителя Росприроднадзора принято решение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Тусдорстрой» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий №.
Предметом проверки являлся контроль за соблюдением ООО «Тусдорстрой» обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении ликвидации накопленного вреда на объекте рекультивации шламонакопителя для сухих солей (инв. №) и шламоотстойника № (инв. №) <данные изъяты>».
По итогам выездной проверки был составлен акт внеплановой выездной проверки от 10 ноября 2021 года №
Как следует из материалов дела, что при проведении вышеуказанной проверки Роспотребнадзором установлено, что ООО «Тусдорстрой» на территории г.Новочебоксарска осуществляет деятельность по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реки Волга – рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № <данные изъяты>. Общество осуществляет деятельность в соответствии с Техническим заданием, приложенным к Государственному контракту от 30 июня 2020 года №, и Проектной документацией. Объекты рекультивации расположены по адресу: <адрес>, находятся на одной промышленной площадке в 750 м. на юг от реки Волга на её правом берегу, и на расстоянии 1,75 км. от русла реки Цивиль. Шламонакопитель для сухих солей (инв. №), состоящий из трех площадок №№ 5,6,7, общей площадью 12, 6712 га, и шламоотстойник № (инв. №), состоящий из двух площадок, общей площадью 10, 6383 га, включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за номерами № и 2 № в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 сентября 2014 года № (далее – Объекты рекультивации). Объекты рекультивации представляют собой емкости, замкнутые по периметру ограждающими и разделительными дамбами. Дамбы и основания емкостей водоупорные.
Основным компонентом рекультивационного слоя технического этапа рекультивации является щебень в смеси с осадком сточных вод.
Указанная Проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утверждено приказом Департамента Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу от 27 ноября 2018 года №.
Проектной документацией предусмотрен комплекс мероприятий по технической и биологической рекультивации объектов, направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реки Волга.
Реализация объекта государственной экологической экспертизы выполнена Обществом с отступлениями от Проектной документации, в частности подраздела 7 раздела 5 «Сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженернотехнического обеспечения, перечень инженернотехнических мероприятий, содержание технологических решений» (шифр <данные изъяты>), п. 9 раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (шифр <данные изъяты>).
Так, в нарушение заключения ГЭЭ при первом этапе рекультивации Объекта рекультивации использовался щебень фракции 80*120, добытый из карьеров, расположенных за пределами Чувашской Республики (ООО <данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» АО «<данные изъяты>»), что подтверждается актом освидетельствования скрытых работ от 30 июля 2021 года №, при этом Проектной документацией предусмотрено использование щебня, добытого из Северного участка Бахмутовского месторождения Чувашской Республики (Порецкий район Чувашской Республики).
В нарушение заключения ГЭЭ на Объекте рекультивации контроль предельно допустимых выбросов по аммиаку, сероводороду, фенолу, углерода оксиду, азота диоксиду в атмосферный воздух от техники, осуществляющей работу, не производится. При этом, в соответствии с требованиями Проектной документации с целью снижения негативного воздействия на атмосферный воздух, предусмотрен контроль предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от техники, задействованной при реализации Объекта ГЭЭ. Минимальная периодичность отбора проб - в соответствии с согласованной программой производственного контроля и мониторинга, составляет один раз в квартал.
В нарушение заключения ГЭЭ на Объекте рекультивации производственный контроль за состоянием подземных вод не осуществляется. При этом, с целью снижения негативного воздействия на подземные воды, Проектной документацией предусмотрен контроль за состоянием подземных вод в четырех наблюдательных скважинах №№ 1, 2, 111, 119, которые необходимо проводить до начала рекультивационных работ и в период проведения таких работ.
В нарушение пункта 6 заключения ГЭЭ оценка гидрохимических свойств подземных вод с момента создания режимной сети скважин и подготовка соответствующего информационного отчета с картографическим материалов, не проведена. По материалам Проектной документации технологический регламент, определяющий порядок применения осадков сточных вод в качестве удобрений, не разработан.
Вышеуказанные обстоятельства, выявленные при проведении внеплановой выездной проверки, учетный номер в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий № послужили основанием для вынесения старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления постановления № от 22 декабря 2021 года о привлечении ООО «Тусдорстрой» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения ООО «Тусдорстрой» вмененного административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: копией решения о проведении внеплановой выездной проверки № от 14 октября 2021 года (л.д.11-13), копией акта внеплановой выездной проверки № от 10 ноября 2021 года, копией протокола об административном правонарушении № от 10 декабря 2021 года и иными, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки доводам жалобы, постановление должностного лица и решение судьи отвечают требованиям, установленным статьями 29.10 и 30.7 КоАП РФ, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда, влекущих отмены обжалуемых актов, не допущено.
Срок давности и порядок привлечения ООО «Тусдорстрой» к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения назначенного наказания.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022) КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона № 70-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
ООО «Тусдорстрой», ИНН №, включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства c 10 мая 2017 года, является малым предприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре (данные с выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 7 июля 2022 № №), следовательно, на Общество распространяются правила, установленные статьей 4.1.2 КоАП РФ.
Согласно постановлению государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-36 от 22 декабря 2021 года, оставленному без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 мая 2022 года, размер административного штрафа за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, составил 100000 рублей – минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией данной статьи для юридических лиц.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания (на сегодняшний день оспариваемое постановление не исполнено, доказательств иного материалы дела не содержат), с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, улучшающих правовое положение общества, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до половины минимального размера, предусмотренного частью 2 стать 8.4 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемые акты в указанной части подлежат изменению.
В Федеральном законе от 26 марта 2022 № 70-ФЗ иных положений, улучшающих положение ООО «Тусдорстрой» и подлежащих применению на стадии рассмотрения жалобы на решение суда первой инстанции по постановлению должностного лица, суд второй инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-36 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
В соответствии с частью 1,2 статьи 4.1.2 КоАП РФ назначить ООО «Тусдорстрой» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальном постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волжско-Камского межрегионального управления № 11-36 от 22 декабря 2021 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 мая 2022 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тусдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора ООО «Тусдорстрой» Семенова А.А.– без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев