Судья Нетеса С.С. Дело № 33-599/2023
Дело № 2-2285/2022
УИД 27RS0002-01-2021-000009-50
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 06 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего |
Копылова Р.В., |
судей |
Байрамаловой А.Н., Никоновой Ж.Ю., |
при секретаре |
Шипиловой Я.Ю., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о понуждении к совершению определенных действий - оборудовании зданий и сооружений войсковой части 25030-5 системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией,
по апелляционным жалобам ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 мая
2022 года.
Заслушав доклад судьи Никоновой Ж.Ю., объяснения представителя третьего лица ЖКС № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ Тимошковой А.М., судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» о понуждении к совершению определенных действий - оборудовании зданий и сооружений войсковой части 25030-5 системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Согласно исковому заявлению, 31 октября 2019 года проведенной с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора проверкой на объектах войсковой части 250030-5 выявлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, а именно: в здании управления, КПП, склада-ангара, объектах хранения отделения хранения (технических средств воспитания) военный городок № 1 «Петропавловский», здании управления, здании КПП, складах №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 отделения хранения вещевого имущества, военный городок № 3 «Образцовый», КПП, административном здании управления, складах отделения хранения (шкиперского имущества), военный городок № 5, КПП, помещении сторожевой охраны, склада № 5, административном здании отделения хранения (продовольственной службы) военный городок № 5, здании казармы (административного назначения), административном здании - здании штаба, складах №№ 6, 7, служебном административном здании, ПТОР отделения хранения (обособленное, технического имущества), военный городок № 74, здании управления отдела хранения (радиотехнического вооружения и средств связи), военный городок № 15, складах №№ 1-9, объект хранения инв. 22, помещении команды ВОХР, объектах хранения отделения хранения (радиотехнического вооружения), военный городок № 32, здании управления, здании КПП, помещении сторожевой охраны, складах №№ 2, 4, 5 территории № 1 отдела хранения (средств радиационной химической и биологической защиты), военный городок № 2 «75 участок», здании КПП, территории № 2 отела хранения (средств радиационной химической и биологической защиты), военный городок № 2 «75 участок», здании КПП, караульном помещении, объектах хранения, здании управления, складаъх №№ 1, 6 отдела хранения (бронетанкового и инженерного имущества и техники), здании управления. КПП № 2, складах закрытого хранения отдела хранения (материальных и технических средств службы горючего, г. Петропавловск-Камчатский), военный городок № 8, здании управления и пожарной команды, складе-ангаре отделения хранения (горючего, обособленное п. Завойко), военный городок № 57. В нарушение закона вышеуказанные здания и сооружения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией. В адрес командира войсковой части 25030-5 военным прокурором Петропавловск-Камчатского гарнизона неоднократно вносились представления об устранении нарушений требований противопожарной безопасности, а отделом (государственного пожарного надзора, г. Петропавловск-Камчатский) инспекции (государственного пожарного надзора по ВВО) предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В марте 2020 года военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона в войсковой части 25030-5 проведена контрольная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, которой установлено, что нарушения, связанные с не оборудованием объектов воинской части автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения, не устранены. На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просил суд возложить на Министерство обороны Российской Федерации в лице ФКУ «ОСК Восточного военного округа» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в войсковой части 25030-5, а именно: оборудовать вышеуказанные объекты исправной системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 ноября 2021 года настоящее дело передано на рассмотрение по подсудности в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «Центральное-жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, ФГКУ «261 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны РФ.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации в лице федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в войсковой части 25030-5, а именно оборудовать соответствующие объекты исправной системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
Дополнительным решением суда истцу отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
В апелляционных жалобах ответчиков, аналогичных по своему содержанию, ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Ответчики указывают, что у военного прокурора отсутствуют полномочия на заявление искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в рассматриваемом деле круг лиц является определенным. Установка пожарной системы автоматической пожарной сигнализацией, системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией осуществляется при выполнении работ капитального ремонта. Указывая в обжалуемом решении на то, какие конкретно работы и в каком объеме необходимо выполнить, суд первой инстанции руководствовался исключительно актом осмотра. Вопрос о соответствии планируемых работ строительным и иным нормам судом не выяснялся. Необходимость ведения ремонтных работ не указывает на наличие угрозы для жизни или здоровья людей. Кроме того, Министерством обороны РФ в апелляционной жалобе указано, что в связи с проведением Вооруженными Силами РФ специальной военной операции, а также непосредственным осуществлением мероприятий по восстановлению и строительству объектов военной и гражданской инфраструктур, в ходе спецоперации, установка пожарной сигнализации не может быть произведена в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона представлены письменные возражения на апелляционные жалобы, согласно которым обжалуемое решение является законным и обоснованным, судом учтены все обстоятельства в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
ЖКС № 3 филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по ТОФ также направило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционные жалобы ответчиков, в котором указало, что не является лицом, обязанным осуществить работы по капитальному ремонту объектов казарменно-жилищного фонда Министерства обороны РФ. Фактически Министерство обороны РФ осуществляет полномочия собственника вверенного ему имущества, являющегося федеральной собственностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ЖКС № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ Тимошкова А.М., поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах заявленных доводов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что дело подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что 31 октября 2019 года составлен акт проверки № 31 отделом (государственного пожарного надзора, г. Петропавловск-Камчатский) инспекции (государственного пожарного надзора по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации войсковой части 25030-5, которым установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно отсутствие исправной системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией на объектах: здания управления, КПП, склада ангара, объектов хранения отделения хранения (технических средств воспитания) военный городок № 1 «Петропавловский», здания управления, здания КПП, складов №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 отделения хранения вещевого имущества, военный городок № 3 «Образцовый», КПП, административного здания управления, складов отделения хранения (шкиперского имущества) военный городок № 5, КПП, помещения сторожевой охраны, склада № 5, административного здания отделения хранения (продовольственной службы) военный городок № 5, здания казармы (административного назначения), административного здания - здания штаба, складов №№ 6,7, служебного административного здания, ПТОР отделения хранения (обособленное, технического имущества) военный городок № 74, здания управления отдела хранения (радиотехнического вооружения и средств связи) военный городок № 15, складов №№ 1-9, объекта хранения инв. 22, помещения команды ВОХР, объектов хранения отделения хранения (радиотехнического вооружения) военный городок № 32, здания управления, здания КПП, помещения сторожевой охраны, складов №№ 2, 4, 5 территории № 1 отдела хранения (средств радиационной химической и биологической защиты) военный городок № 2 «75 участок», здания КПП, территории № 2 отдела хранения (средств радиационной химической и биологической защиты) военный городок № 2 «75 участок», здания КПП, караульного помещения, объектов хранения, здания управления, складов №№ 1, 6 отдела хранения (бронетанкового и инженерного имущества и техники), здания управления. КПП № 2, складов закрытого хранения отдела хранения (материальных и технических средств службы горючего, г. Петропавловск-Камчатский) военный городок № 8 здания управления и пожарной команды, склада-ангара отделения хранения (горючего, обособленное п. Завойко) военный городок № 57.
Актом проверки от 27 ноября 2020 г. № 32 отделом (государственного пожарного надзора, г. Петропавловск-Камчатский) инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации войсковой части 25030-5 установлено, что указанные в акте проверки от 31 октября 2019 года № 31 нарушения не устранены, направлено предписание от 27 ноября 2020 года
№ 32.
09 декабря 2020 года уведомлением № 6/178 отделом (государственного пожарного надзора, г. Петропавловск-Камчатский) инспекции (государственного пожарного надзора по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации доведена до сведения прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона информация о том, что в войсковой части 25030-5 объекты не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации (системой пожаротушения), системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией на следующих объектах:
объект хранения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Любови Шевцовой, д. 6, склад № 1, склад № 4, склад № 5, склад № 6, склад № 7, склад № 9, склад №11, автоматическая пожарная сигнализация не работоспособна;
объект хранения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Садовый переулок, д. 10, склады автоматическая пожарная сигнализация не работоспособна;
объект хранения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Океанская, д. 90/3, КПП, помещение сторожевой охраны, склады № 5 автоматическая пожарная сигнализация не работоспособна;
объект хранения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Приморская, д. 74а, склады № 1-9 автоматическая пожарная сигнализация не работоспособна.
Не устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности послужило основанием для обращения заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц с иском в суд.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежит защита прав и свобод граждан, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лиц, обратившихся за судебной защитой, а не от избранной ими формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного или гражданского судопроизводства).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат рассмотрению и разрешению судами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, данных в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36
«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В рассматриваемом случае исковое заявление предъявлено заместителем военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц с целью возложения на Министерство обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», то есть органы военного управления, обязанности по совершению определенных действий.
Принимая во внимание, что административное и гражданское судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения дела (ч. 5 ст. 2 КАС РФ, ч. 3 ст. 1 ГПК РФ), поданные ответчиками апелляционные жалобы подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, настоящее дело подлежит передаче в судебную коллегию по административным делам Камчатского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать гражданское дело по иску военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о понуждении к совершению определенных действий - оборудовании зданий и сооружений войсковой части 25030-5 системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией, по апелляционным жалобам ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 мая 2022 года, в судебную коллегию по административным делам Камчатского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи