Дело № 2-2/2021 (№ 33-1443/2021) судья Москалев Ю.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ20 апреля 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Беляк А.С.,
судей Долгинцевой Т.Е., Коровиной Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Галушкиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе Батарина А.Б. и Ермолаевой И.А.
на решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 03 февраля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, ООО «Тверьспецавтохозяйство», Батарину А.Б., Ермолаевой И.А. о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Батарина А.Б., Ермолаеву И.А. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области между <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № (координаты <данные изъяты>).
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области:
- в 800 метрах на юго-запад от <адрес>, координаты свалки №;
- в районе <адрес>, координаты свалки №.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области:
- в районе д<адрес>, координаты свалки №;
- в районе <адрес>, координаты свалки №.
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства отказать.
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора о проведении работ по ликвидации свалки, расположенной на территории Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области с правой стороны автодороги 28К-0974 «Рамешки-Максатиха» по направлению в Максатиху при въезде в <адрес> отказать».
Судебная коллегия
установила:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, ООО «Тверьспецавтохозяйство», Батарину А.Б., Ермолаевой И.А. о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора ООО «Тверьспецавтохозяйство» и органов местного самоуправления Максатихинского района Тверской области при обращении с отходами на территории Максатихинского района Тверской области, в результате которой установлено, что ООО «ТСАХ» и органами местного самоуправления Максатихинского района Тверской области работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории района надлежащим образом не организована, мероприятия в области охраны окружающей среды и благоустройства должным образом не проводятся.
Согласно информации ООО «ТСАХ», по состоянию на декабрь 2019 года на территории Максатихинского района расположено 10 несанкционированных свалок.
10 декабря 2019 года прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого региональным оператором планировалась активизация работы в данном направлении.
По состоянию на 19 мая 2020 года свалки на территории Максатихинского района Тверской области не ликвидированы.
С учетом неоднократных уточнений заявленных требований прокурор просил обязать ООО «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области произвести работы по ликвидации свалок, расположенных на территории Зареченского сельского поселения: с правой стороны автодороги 28К-0974 «Рамешки-Максатиха» по направлению в Максатиху при въезде в <адрес>; в 800 м. на юго-запад от д<адрес>, координаты свалки №, №; в районе <адрес>, координаты свалки №; обязать ООО «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области произвести работы по ликвидации свалок: в районе <адрес>, координаты свалки №; в районе <адрес>, координаты свалки №; обязать ООО «Тверьспецавтохозяйство», Батарина А.Б., Ермолаеву И.А. произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области между <адрес> и <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №координаты №).
В судебном заседании Тверской межрайонный природоохранный прокурор Сердюков В.А. уточненные исковые требования поддержал, просил обязать ответчиков произвести работы по ликвидации свалок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Беляков А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных к сельскому поселению.
Ответчик Батарин А.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что он является сособственником земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Максатихинский район, между <адрес> О наличии свалки на его земельном участке стало известно в ноябре 2020 года. Он подал в органы полиции заявление с просьбой провести проверку и установить лиц, которые выбрасывают строительный мусор на земельном участке, находящимся в его собственности.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулина Е.А. просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Ответчик Ермолаева И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила возражения, в которых сообщила, что использует принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № надлежащим образом, к административной ответственности за ненадлежащее использование участка не привлекалась, свалку не осуществляла и не давала разрешения на её размещение.
Представитель Зареченского сельского поселения Максатихинского района в судебное заседание не прибыл, заместитель главы поселения просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, ранее глава муниципального образования Зянкявичус А.А. в возражениях просила в удовлетворении исковых требований к поселению отказать.
Иные участники судебного процесса, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, суд о причинах неявки не известили, уважительных причинах неявки не представили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Батарин А.Б. и Ермолаева И.А. просят отменить решение суда в части возложения на них обязанности произвести работы по ликвидации свалки, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку истцом не доказан факт наличия свалки на данном земельном участке. Ответчики используют принадлежащий им на праве собственности земельный участок надлежащим образом. К административной ответственности за ненадлежащее использование вышеуказанного земельного участка не привлекались. Акт об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 06 ноября 2020 года не может являться допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку данный акт составлен в отсутствие ответчиков, не уведомленных о составлении данного акта.
И.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на законность и обоснованность принятого по делу судебного решения и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в обжалуемой части в пределах доводов жалобы и возражений на нее ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав пояснения Батарина А.Б. и его представителя Виноградовой О.Н., поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры Жаровой Н.В., поддержавшей возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Как установлено судом первой инстанции, на территории Зареченского и Малышевского сельских поселений Максатихинского района расположены свалки твердых коммунальных отходов, одна из которых находится между <адрес> и <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, собственниками которого являются Батарин А.Б. и Ермолаева И.А.
Данное обстоятельство подтверждается повторным актом осмотра территории об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 06 ноября 2020 года (том 1 л.д. 183-186).
Возлагая на Батарина А.Б. и Ермолаеву И.А. обязанность по ликвидации свалки, расположенной на указанном земельном участке, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, осуществлять мероприятия по охране земель, а в соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их соответствующими нормам действующего законодательства и основанными на собранных по делу доказательствах, которым в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не проверяет его правильность в силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ. Оснований для проверки законности решения суда в не обжалуемой части и выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Утверждение апеллянтов о недоказанности нахождения на земельном участке несанкционированной свалки опровергается повторным актом осмотра территории об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) от 06 ноября 2020 года. Оснований для признания данного акта недопустимым доказательством, в том числе по причине отсутствия Батарина А.Б. и Ермолаевой И.А. при его составлении, не усматривается.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в суде первой инстанции Батарин А.Б. факт наличия свалки на его земельном участке не оспаривал, указывал, что о наличии свалки на его земельном участке стало известно в ноябре 2020 года, он подавал в органы полиции заявление с просьбой провести проверку и установить лиц, которые выбрасывают строительный мусор на земельном участке, находящемся в его собственности.
Не свидетельствует о незаконности решения и довод жалобы о том, что к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка ответчики не привлекались, поскольку данное обстоятельство не освобождает их от обязанности по защите принадлежащего им земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления.
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражений на нее, считает, что решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 03 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Батарина А.Б. и Ермолаевой И.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи