УИД №36RS0034-01-2021-000756-59 Дело № 2-328/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 08 апреля 2021г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Рязанцевой А.В.,
при секретаре – Гришиной Т.П.,
с участием представителя истца – Агаркова В.И., действующего на основании доверенности 36 АВ 3062864 от 20.02.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубаревой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области о взыскании не полностью выплаченных компенсаций,
УСТАНОВИЛ:
Зубарева Е.В., уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области (МИ ФНС № 14) о взыскании недоплаченных выплат и компенсаций при увольнении с государственной гражданской службы Российской Федерации, а также компенсации морального вреда в размере 5000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указала, что она с 2017 года проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области (далее МИ ФНС № 4) в различных должностях. С 18.06.2019г. занимала должность главного специалиста-эксперта правового отдела. Согласно приказу УФНС России по Воронежской области № 02-05-05/106@ от 17.08.2020г. МИ ФНС № 4 с 30.11.2020 была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции № 14 по Воронежской области, которая является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФНС № 4. На основании Приказа МИ ФНС № 4 № 02-31/60 от 23.11.2020 она уволенас27.11.2020 с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем ей была начислена, причитающаяся в связи с увольнением, вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе, и предусмотренная компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 85 876,40 руб., из расчета месячного содержания 21 469,10руб., денежное содержание на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год, в размере 23 671,20 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 2120,43руб., что подтверждено справкой 2-НДФЛ за 2020 год. При получении выплат в связи с увольнением, истцу стало известно, что они произведены не в полном объеме. Помимо этого, ей не в полном объеме произвеливыплаты в качестве компенсации за неотбытый отпуск в 2020год. Исходя из расчетов, произведенных истцом, при расчете месячного содержания ответчиком не учтены рекомендации Минфина РФ от 15.07.2014 (письмо № 14-04-05/34482), о необходимости учитывать суммы средств, выплаченных государственным гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, при исчислении денежного содержания (на период нахождения в отпуске) для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих. Данное обстоятельство привело к занижению компенсации в размере четырехмесячного содержания и неверному расчету сумм компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания, также при исчислении выплат отпускных за 2020 год. Общая сумма недоплаченных денежных средств составила 113 831,29 руб.. В связи с тем, что в добровольном порядке эти суммы не были выплачены истцу, Зубарева Е.В. обратилась в суд с данным иском, в котором просит взыскать, с учетом уточнения требований, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области в ее пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год – 23 671,20 руб.; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы – 82 838,08руб.; задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, начисленной при увольнении с государственной гражданской службы – 2120,43руб.; денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат на день подачи заявления в размере 1669,61 руб., а после вынесения решения суда по существу, обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 01.12.2020 по день фактического расчета, в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время, ключевой ставки Банка России. Также просила истец взыскать в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда, который она оценивает в 5000,00 руб.
Истец Зубарева Е.В., будучи извещенная надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без её участия, обеспечила явку своего представителя (л.д. 74, 75).
Представитель истца – Агарков В.И., действующий на основании доверенности № 36 АВ 3062864 от 20.02.2021г. (л.д.53), в судебном заседании исковые требования Зубаревой Е.В., с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме. Доводы представителя истца, относительно заявленных требований, соответствуют полностью тем, которые изложены в исковых заявлениях (л.д. 5-13, 65-66, 82-83). При этом в судебном заседании представитель истца указал, что Зубаревой Е.В. при расчете месячного денежного содержание не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, что привело в занижению размера денежного содержания истца и неправильному расчету сумм компенсаций в размере четырехкратного денежного содержания, а также при исчислении выплат отпускных за 2020 год. Данные выводы сделаны на том основании, что из начисленных и полученных истцом выплат материального стимулирования, разовых премий удерживался НДФЛ; страховые взносы на пенсионное, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности, иные страховые взносы, которые перечислялись в соответствующие бюджеты Российской Федерации. Несмотря на то, что данные выплаты финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, это не является основанием полагать, что данные средства не являются доходом. Они выплачивались регулярно, и, по мнению истца, должны входить в фонд оплаты труда государственного гражданского служащего и учитываться при расчете денежного содержания. Также Агарков В.И. в судебном заседании поддержал требования истца о компенсации ей морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, в размере 5000,00 руб., поскольку при увольнении Зубарева Е.В. испытывала переживания, в связи с нарушением ее трудовых и имущественных прав, а именно: сокращение с должности, недоплата денежных средств ответчиком, его бездействие по выплате сумм в полном объеме. По мнению представителя истца, заявленная сумма в 5000,00 руб. соответствует тем нравственным страданиям, которые понесла истец.
Ответчик - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила, причину неявки не сообщила (л.д. 73). В адресованном суду заявлении начальник МИ ФНС № 14 по Воронежской области Щеглов А.А. просил отказать истцу в удовлетворении уточненных исковых требований; рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 58).
В своих возражениях ответчик указал, что порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562. В нем отражен исчерпывающий перечень составляющих, учитываемых при расчете месячного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной службы. Ссылаясь на п.2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 90н от 17.10.2007 «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», действие которого, на период возникновения спорных правоотношений, не отменено, представитель ответчика убежден, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. При увольнении истца с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией МФНС России № 4 по Воронежской области, изменением структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и выплате денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учтены всё. При этом, необходимо руководствоваться установленными вышеуказанными Правилами, составляющими денежное содержание. Иного порядка расчета денежного содержания от Федеральной Налоговой Службы не поступало. Ответчик руководствовался в своих действиях исключительно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562, а не положениями письма Министерства финансов России от 15.07.2014. В своем отзыве на иск ответчик указал, что им проверен расчет, представленный истцом. Если учитывать сумму дополнительного материального стимулирования в расчете компенсации за отпуск при увольнении, расчет дополнительного отпуска за выслугу лет за 2020 год, расчет дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2020 год, то произведенный истцом расчет является верным, в том числе, и произведенный расчет неустойки. Также в возражениях на иск ответчиквозражал против взыскания компенсации морального вреда, поскольку материалами дела не подтверждено, что недополученные суммы ограничили истца в правах и привели к нравственным страданиям, переживаниям.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к выводу, что исковые требования Зубаревой Е.В. подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 18.03.2019г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 в Воронежской области (МИ ФНС № 4), в лице руководителя, и Зубаревой Е.В. заключили служебный контракт № на прохождение последней государственной гражданской службы Российской Федерации по должности специалиста 1 разряда правового отдела МИ ФНС № 4 Воронежской области (л.д. 19-23).
Истцом представлено дополнение к служебному контракту (№ от <Дата обезличена>.) (л.д. 24-25), а также приказ № от <Дата обезличена>. о переводе Зубаревой Е.В. на должность главного специалиста – эксперта правового отдела, с изменением размера ежемесячного денежного содержания (л.д. 26-27).
Как следует из приказа УФНС по Воронежской области от 17.08.2020 №02-05-05/106@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» (п.4) МИ ФНС № 4 по Воронежской области реорганизовано путем присоединения к налоговой службе № 14 по Воронежской области. Приказом установлено, что МИ ФНС № 14 по Воронежской области является правопреемником МИ ФНС № 4 по Воронежской области (л.д. 42-49).
В связи с предстоящей реорганизацией МИ ФНС № 4 по Воронежской области инспекции Федеральной Налоговой службой Российской Федерации было направлено письмо о проведении организационно-штатных мероприятий реорганизуемых территориальных органов ФНС России. В данном письме указано, что при сокращении должностей государственной гражданской службы с последующим расторжением служебного контракта и увольнения гражданских служащих в соответствии с п.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», гражданским служащим произвести выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (ч.3.1 Федерального закона № 79-ФЗ). При увольнении работника по п.2 ст. 81 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ), осуществить выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также среднего месячного заработка (не свыше двух месяцев со дня увольнения) на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ) (л.д. 40-41).
Исходя из записей в трудовой книжке истца, Зубарева Е.В. на основании приказа № 02-31/60 от 23.11.2020г. уволена с государственной службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 36-38).
Фактически истцу выплачено при увольнении четырехмесячное денежное содержание в размере 85 876,40руб., из расчета месячного содержания 21469,10руб., что не отрицалось ответчиком и подтверждается справкой 2-НДФЛ и соответствующими расчетами (л.д. 29, 30).
В рассматриваемый период Зубаревой Е.В. производились выплаты средств материального стимулирования и премий за 2019 год, за 2020 год, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д 31-34, 35).
На основании Приказов Минфина РФ «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", а также аналогичных приказов, издаваемых руководителем ФНС России по Воронежской области,осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих МИ ФНС России по Воронежской области № 4, в том числе Зубаревой Е.В..
Факт получения материального стимулирования истцом в 2019, 2020 годах подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д. 31-34). Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также при расчете компенсаций при увольнении Зубаревой Е.В., в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно частям 1 и 7 статьи 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Исходя из изложенного, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в Российской Федерации устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (Закон № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).
Также согласно ч. 10 ст. 50 вышеуказанного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6, указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных, в том числе, пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему, на дату расторжения с ним служебного контракта, размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ст. 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Закона № 79-ФЗ).
Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также, в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно №302-12 и №347-7, которыми в 2015 и 2016 предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, руководствуясь указанными выше положениями нормативно-правовых актов различного уровня, следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Зубаревой Е.В., материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с реорганизацией федерального государственного органа и сокращении должности федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Законом№ 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015, № 347-7 от 23.04.2016 и № 228-7 от 23.02.2017).
Указанное письмо Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, согласно которому, на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 № 5905-17, средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС РФ от 10.07.2008 № 02-08/07-2248П.
Согласно служебному контракту, заключенному работодателем с Янченко Л.А. гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
Зубарева Е.В. являлась получателем материального стимулирования, также ей выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС, что не нашло опровержения в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Закона № 79-ФЗфонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Зубаревой Е.В., в соответствии с приказами руководителя территориального налогового органа, по день увольнения материальное стимулирование, должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Доводы представителя ответчика о том, что дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а, следовательно, не должно учитываться при расчете вышеуказанных выплат, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета, включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Учитывая, что начало отпуска Зубаревой Е.В. за 2020 год – 22.06.2020г., недоплата составила – 23 671,20 руб., положенный срок выплаты 19.06.2020.
Размер денежной компенсации за задержку выплат истцу составил, на дату вынесения решения суда, – 5201,58 руб., что подтверждается расчетом на л.д. 84 (приложение № 3).
Проверяя расчёт сумм денежной компенсации за задержку выплат, представленный Зубаревой Е.В., с учетом их уточнения, суд полагает, что расчет истца является арифметически верным (л.д. 82,83). Следует отметить, что данный расчет, с точки зрения вычислений, не оспорен и ответчиком.
На основании ч.3 ст.196 ТК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Зубаревой Е.В. денежной компенсации за задержку недоплаченных сумм в размере заявленных истцом требовании.
При этом Зубарева Е.В. имеет право на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем, ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.
Резюмируя изложенное, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, представленного сторонами, в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания недоплаченных денежных выплат в заявленной редакции.
Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в заявленном размере, а именно: 5000 рублей, который по убеждению суда является обоснованный и достаточный, не подлежащий уменьшению или увеличению.
Руководствуясь ст. ст. 56,194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Зубаревой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области о взыскании не полностью выплаченных компенсаций удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области в пользу Зубаревой Елены Владимировны
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 23671 рубль 20 копеек,
- задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере 82838 рублей 08 копеек,
- задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, начисленной при увольнении с государственной гражданской службы, в размере 2120 рублей 43 копейки,
- денежную компенсацию за задержку указанных выше выплат, по состоянию на 08.04.2021 года, в размере 5201 рубль 58 копеек,
- компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек,
а всего 118831 (сто восемнадцать тысяч восемьсот тридцать один) рубль 29 копеек.
Обязать ответчика произвести расчет и выплату указанных выше сумм, с учетом начисляемых процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 09.04.2021 года по день фактического расчета с Зубаревой Еленой Владимировной, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд, через Россошанский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья А.В.Рязанцева
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021.
УИД №36RS0034-01-2021-000756-59 Дело № 2-328/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 08 апреля 2021г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Рязанцевой А.В.,
при секретаре – Гришиной Т.П.,
с участием представителя истца – Агаркова В.И., действующего на основании доверенности 36 АВ 3062864 от 20.02.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубаревой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области о взыскании не полностью выплаченных компенсаций,
УСТАНОВИЛ:
Зубарева Е.В., уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области (МИ ФНС № 14) о взыскании недоплаченных выплат и компенсаций при увольнении с государственной гражданской службы Российской Федерации, а также компенсации морального вреда в размере 5000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указала, что она с 2017 года проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области (далее МИ ФНС № 4) в различных должностях. С 18.06.2019г. занимала должность главного специалиста-эксперта правового отдела. Согласно приказу УФНС России по Воронежской области № 02-05-05/106@ от 17.08.2020г. МИ ФНС № 4 с 30.11.2020 была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции № 14 по Воронежской области, которая является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИ ФНС № 4. На основании Приказа МИ ФНС № 4 № 02-31/60 от 23.11.2020 она уволенас27.11.2020 с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем ей была начислена, причитающаяся в связи с увольнением, вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе, и предусмотренная компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 85 876,40 руб., из расчета месячного содержания 21 469,10руб., денежное содержание на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год, в размере 23 671,20 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 2120,43руб., что подтверждено справкой 2-НДФЛ за 2020 год. При получении выплат в связи с увольнением, истцу стало известно, что они произведены не в полном объеме. Помимо этого, ей не в полном объеме произвеливыплаты в качестве компенсации за неотбытый отпуск в 2020год. Исходя из расчетов, произведенных истцом, при расчете месячного содержания ответчиком не учтены рекомендации Минфина РФ от 15.07.2014 (письмо № 14-04-05/34482), о необходимости учитывать суммы средств, выплаченных государственным гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, при исчислении денежного содержания (на период нахождения в отпуске) для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих. Данное обстоятельство привело к занижению компенсации в размере четырехмесячного содержания и неверному расчету сумм компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания, также при исчислении выплат отпускных за 2020 год. Общая сумма недоплаченных денежных средств составила 113 831,29 руб.. В связи с тем, что в добровольном порядке эти суммы не были выплачены истцу, Зубарева Е.В. обратилась в суд с данным иском, в котором просит взыскать, с учетом уточнения требований, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области в ее пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год – 23 671,20 руб.; задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы – 82 838,08руб.; задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, начисленной при увольнении с государственной гражданской службы – 2120,43руб.; денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат на день подачи заявления в размере 1669,61 руб., а после вынесения решения суда по существу, обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с 01.12.2020 по день фактического расчета, в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время, ключевой ставки Банка России. Также просила истец взыскать в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда, который она оценивает в 5000,00 руб.
Истец Зубарева Е.В., будучи извещенная надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без её участия, обеспечила явку своего представителя (л.д. 74, 75).
Представитель истца – Агарков В.И., действующий на основании доверенности № 36 АВ 3062864 от 20.02.2021г. (л.д.53), в судебном заседании исковые требования Зубаревой Е.В., с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме. Доводы представителя истца, относительно заявленных требований, соответствуют полностью тем, которые изложены в исковых заявлениях (л.д. 5-13, 65-66, 82-83). При этом в судебном заседании представитель истца указал, что Зубаревой Е.В. при расчете месячного денежного содержание не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, что привело в занижению размера денежного содержания истца и неправильному расчету сумм компенсаций в размере четырехкратного денежного содержания, а также при исчислении выплат отпускных за 2020 год. Данные выводы сделаны на том основании, что из начисленных и полученных истцом выплат материального стимулирования, разовых премий удерживался НДФЛ; страховые взносы на пенсионное, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности, иные страховые взносы, которые перечислялись в соответствующие бюджеты Российской Федерации. Несмотря на то, что данные выплаты финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, это не является основанием полагать, что данные средства не являются доходом. Они выплачивались регулярно, и, по мнению истца, должны входить в фонд оплаты труда государственного гражданского служащего и учитываться при расчете денежного содержания. Также Агарков В.И. в судебном заседании поддержал требования истца о компенсации ей морального вреда, причиненного незаконными действиями ответчика, в размере 5000,00 руб., поскольку при увольнении Зубарева Е.В. испытывала переживания, в связи с нарушением ее трудовых и имущественных прав, а именно: сокращение с должности, недоплата денежных средств ответчиком, его бездействие по выплате сумм в полном объеме. По мнению представителя истца, заявленная сумма в 5000,00 руб. соответствует тем нравственным страданиям, которые понесла истец.
Ответчик - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила, причину неявки не сообщила (л.д. 73). В адресованном суду заявлении начальник МИ ФНС № 14 по Воронежской области Щеглов А.А. просил отказать истцу в удовлетворении уточненных исковых требований; рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 58).
В своих возражениях ответчик указал, что порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562. В нем отражен исчерпывающий перечень составляющих, учитываемых при расчете месячного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной службы. Ссылаясь на п.2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 90н от 17.10.2007 «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы», действие которого, на период возникновения спорных правоотношений, не отменено, представитель ответчика убежден, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. При увольнении истца с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией МФНС России № 4 по Воронежской области, изменением структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и выплате денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учтены всё. При этом, необходимо руководствоваться установленными вышеуказанными Правилами, составляющими денежное содержание. Иного порядка расчета денежного содержания от Федеральной Налоговой Службы не поступало. Ответчик руководствовался в своих действиях исключительно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562, а не положениями письма Министерства финансов России от 15.07.2014. В своем отзыве на иск ответчик указал, что им проверен расчет, представленный истцом. Если учитывать сумму дополнительного материального стимулирования в расчете компенсации за отпуск при увольнении, расчет дополнительного отпуска за выслугу лет за 2020 год, расчет дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2020 год, то произведенный истцом расчет является верным, в том числе, и произведенный расчет неустойки. Также в возражениях на иск ответчиквозражал против взыскания компенсации морального вреда, поскольку материалами дела не подтверждено, что недополученные суммы ограничили истца в правах и привели к нравственным страданиям, переживаниям.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к выводу, что исковые требования Зубаревой Е.В. подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 18.03.2019г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 в Воронежской области (МИ ФНС № 4), в лице руководителя, и Зубаревой Е.В. заключили служебный контракт № на прохождение последней государственной гражданской службы Российской Федерации по должности специалиста 1 разряда правового отдела МИ ФНС № 4 Воронежской области (л.д. 19-23).
Истцом представлено дополнение к служебному контракту (№ от <Дата обезличена>.) (л.д. 24-25), а также приказ № от <Дата обезличена>. о переводе Зубаревой Е.В. на должность главного специалиста – эксперта правового отдела, с изменением размера ежемесячного денежного содержания (л.д. 26-27).
Как следует из приказа УФНС по Воронежской области от 17.08.2020 №02-05-05/106@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» (п.4) МИ ФНС № 4 по Воронежской области реорганизовано путем присоединения к налоговой службе № 14 по Воронежской области. Приказом установлено, что МИ ФНС № 14 по Воронежской области является правопреемником МИ ФНС № 4 по Воронежской области (л.д. 42-49).
В связи с предстоящей реорганизацией МИ ФНС № 4 по Воронежской области инспекции Федеральной Налоговой службой Российской Федерации было направлено письмо о проведении организационно-штатных мероприятий реорганизуемых территориальных органов ФНС России. В данном письме указано, что при сокращении должностей государственной гражданской службы с последующим расторжением служебного контракта и увольнения гражданских служащих в соответствии с п.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», гражданским служащим произвести выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (ч.3.1 Федерального закона № 79-ФЗ). При увольнении работника по п.2 ст. 81 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ), осуществить выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также среднего месячного заработка (не свыше двух месяцев со дня увольнения) на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ) (л.д. 40-41).
Исходя из записей в трудовой книжке истца, Зубарева Е.В. на основании приказа № 02-31/60 от 23.11.2020г. уволена с государственной службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 36-38).
Фактически истцу выплачено при увольнении четырехмесячное денежное содержание в размере 85 876,40руб., из расчета месячного содержания 21469,10руб., что не отрицалось ответчиком и подтверждается справкой 2-НДФЛ и соответствующими расчетами (л.д. 29, 30).
В рассматриваемый период Зубаревой Е.В. производились выплаты средств материального стимулирования и премий за 2019 год, за 2020 год, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д 31-34, 35).
На основании Приказов Минфина РФ «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", а также аналогичных приказов, издаваемых руководителем ФНС России по Воронежской области,осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих МИ ФНС России по Воронежской области № 4, в том числе Зубаревой Е.В..
Факт получения материального стимулирования истцом в 2019, 2020 годах подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д. 31-34). Данные выплаты ответчиком не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также при расчете компенсаций при увольнении Зубаревой Е.В., в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно частям 1 и 7 статьи 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Исходя из изложенного, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в Российской Федерации устанавливает ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (Закон № 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В свою очередь, денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).
Также согласно ч. 10 ст. 50 вышеуказанного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6, указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных, в том числе, пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему, на дату расторжения с ним служебного контракта, размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ст. 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Закона № 79-ФЗ).
Кроме того, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также, в том числе за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п.п. 8,9 Указа Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 года № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно №302-12 и №347-7, которыми в 2015 и 2016 предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, руководствуясь указанными выше положениями нормативно-правовых актов различного уровня, следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Зубаревой Е.В., материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, а также компенсаций при увольнении в связи с реорганизацией федерального государственного органа и сокращении должности федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Законом№ 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015, № 347-7 от 23.04.2016 и № 228-7 от 23.02.2017).
Указанное письмо Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, согласно которому, на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
Также в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 № 5905-17, средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС РФ от 10.07.2008 № 02-08/07-2248П.
Согласно служебному контракту, заключенному работодателем с Янченко Л.А. гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
Зубарева Е.В. являлась получателем материального стимулирования, также ей выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС, что не нашло опровержения в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Закона № 79-ФЗфонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Зубаревой Е.В., в соответствии с приказами руководителя территориального налогового органа, по день увольнения материальное стимулирование, должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Доводы представителя ответчика о том, что дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а, следовательно, не должно учитываться при расчете вышеуказанных выплат, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несёт ответственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Такая ответственность предусмотрена ст. 236 ТК РФ в виде денежной компенсации, представляющей собой уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета, включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Учитывая, что начало отпуска Зубаревой Е.В. за 2020 год – 22.06.2020г., недоплата составила – 23 671,20 руб., положенный срок выплаты 19.06.2020.
Размер денежной компенсации за задержку выплат истцу составил, на дату вынесения решения суда, – 5201,58 руб., что подтверждается расчетом на л.д. 84 (приложение № 3).
Проверяя расчёт сумм денежной компенсации за задержку выплат, представленный Зубаревой Е.В., с учетом их уточнения, суд полагает, что расчет истца является арифметически верным (л.д. 82,83). Следует отметить, что данный расчет, с точки зрения вычислений, не оспорен и ответчиком.
На основании ч.3 ст.196 ТК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Зубаревой Е.В. денежной компенсации за задержку недоплаченных сумм в размере заявленных истцом требовании.
При этом Зубарева Е.В. имеет право на дальнейшее взыскание компенсации по день фактической выплаты спорных сумм.
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Как следует из ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку суммы материального стимулирования были необоснованно работодателем исключены из расчета денежного содержания при расчете сумм отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплатах при увольнении в связи с сокращением должности, нарушение трудовых прав истца не вызывает сомнения, в связи с чем, ответчик причинил истцу нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение установленных законом сумм в полном объеме.
Резюмируя изложенное, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, представленного сторонами, в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания недоплаченных денежных выплат в заявленной редакции.
Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в заявленном размере, а именно: 5000 рублей, который по убеждению суда является обоснованный и достаточный, не подлежащий уменьшению или увеличению.
Руководствуясь ст. ст. 56,194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Зубаревой Елены Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области о взыскании не полностью выплаченных компенсаций удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области в пользу Зубаревой Елены Владимировны
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 23671 рубль 20 копеек,
- задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в размере 82838 рублей 08 копеек,
- задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, начисленной при увольнении с государственной гражданской службы, в размере 2120 рублей 43 копейки,
- денежную компенсацию за задержку указанных выше выплат, по состоянию на 08.04.2021 года, в размере 5201 рубль 58 копеек,
- компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек,
а всего 118831 (сто восемнадцать тысяч восемьсот тридцать один) рубль 29 копеек.
Обязать ответчика произвести расчет и выплату указанных выше сумм, с учетом начисляемых процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 09.04.2021 года по день фактического расчета с Зубаревой Еленой Владимировной, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд, через Россошанский районный суд Воронежской области, в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья А.В.Рязанцева
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021.