Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-1921/2015
Судья Краснова Н.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., судей Нестеровой А.А., Нестеровой Л.В., при секретаре судебного заседания Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Михайловой Ф.М. к администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными отказов в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида участника Великой Отечественной войны и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе истца Михайловой Ф.М. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 04 марта 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Михайловой Ф.М. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Михайлова Ф.М. обратилась в суд с иском к администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными отказов в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида участника Великой Отечественной войны от 22 августа 2014 года и 22 декабря 2014 года и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что она является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны М.А., проживает в жилом доме без удобств с 1971 года по адресу: <адрес>, и имеет право на меры социальной поддержки. 06 июля 2010 года Михайлова Ф.М. обратилась в администрацию Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в связи с непригодностью для проживания жилого дома. 22 августа 2014 года она получила отказ администрации. 16 декабря 2014 года в дополнение к заявлению от 06 июля 2010 года Михайлова Ф.М. написала заявление и представила техническое заключение о непригодности жилья и техпаспорт на жилой дом. 22 декабря 2014 года администрация Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики вновь отказала Михайловой Ф.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основаниями отказа в обоих случаях послужило якобы преднамеренное ухудшение ею своих жилищных условий. При этом администрация не указала, в чем это выразилось, так как она с 1971 года проживает по вышеуказанному адресу, за ней ухаживают дети и внуки, орган местного самоуправления никаких мер по уходу за ней или ремонту ее дома не принимает. Полагает, что противоправными действиями администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики нарушаются ее конституционное право на жилье и права, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании истец Михайлова Ф.М. не присутствовала, реализовав свое право на участие в деле через представителя Николаева А.Я., который требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики глава администрации Амурцев П.Н. исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом Михайловой Ф.М. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается, что судом не принято во внимание, что в заявлении Михайловой Ф.М. от 25 декабря 2014 года было указано три основания, по которым Михайлова Ф.М. должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. К ним относятся: 71 % износ жилого дома; отсутствие в доме водопровода и канализации; обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Михайлова Ф.М. более двух лет является лежачей больной, поэтому уход за ней осуществляют совместно проживающие с ней родственники. В обоснование отказа суд указал, что каких-либо уважительных причин для вселения к себе родственников Михайлова Ф.М. не привела и не подтвердила доказательствами, повлияла на жилищные условия истца, поскольку ее обеспеченность жильем стала менее учетной нормы. Суд не учел то обстоятельство, что регистрацию в доме Н.А., Д.А., О.Д. осуществил собственник A.M., а Михайлова Ф.Н. не являясь собственником жилого дома, не вправе осуществлять регистрацию в нем. Суд не дал правовой оценки техническому заключению № от 30 сентября 2014 года о непригодности жилого дома для проживания.
Выслушав объяснения представителей истца Михайловой Ф.М. адвоката Николаева А.Я. и Мускаринову З.М., поддержавших апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст.ст. 2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п. 4 ч. 1 статьи 21 предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, и Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на получение указанных мер социальной поддержки связывают не только с наличием статуса участника (вдовы участника) Великой Отечественной войны, но и с его (ее) нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Как предусмотрено пунктами 2 и 3 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая по Сарабакасинскому сельскому поселению Чебоксарского района Чувашской Республики установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилья на одного человека.
Так, действующим законодательством, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Судом установлено, что Михайлова Ф.М., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны М.А., имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что 06 июля 2010 года истец обратилась в администрацию Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом от 22 августа 2014 года истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредоставлением или предоставлением не в полном объеме документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более учетной нормы (<данные изъяты> кв.м.).
16 декабря 2014 года истец повторно обратилась в администрацию Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом от 22 декабря 2014 года истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Михайлова Ф.М. зарегистрирована и проживает в доме № <адрес>. Ранее истец являлась собственником этого дома. В настоящее время данный дом на основании договора дарения от 15 июля 2014 года на праве собственности принадлежит сыну Михайловой Ф.М. A.M. При этом, как установлено судом, право пользования истцом домом на прежних условиях предусмотрено условиями договора дарения. Указанные обстоятельства не оспариваются стороной истца. Кроме истца в доме зарегистрирован А.С.
С 04 октября 2014 года в данном доме также зарегистрированы: дочь А.С Н.А., с 25 октября 2014 года Д.А. - супруг Н.А. и О.Д. – дочь Н.А.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Михайловой Ф.М. намеренно ухудшены жилищные условия, дарение Михайловой Ф.М. 15 июля 2014 года сыну Андрееву A.M. дома № 33 по ул. Октябрьская д. Сарабакасы Чебоксарского района Чувашской Республики, а затем вселение в указанный дом членов семьи A.M. и отсутствие доказательств уважительности причин такого вселения, являются действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, что в силу ст. 53 и п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ препятствует постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, материалы дела, судебная коллегия считает верным решение суда, постановленным при правильной оценке представленных по делу доказательств, и оснований для иной их оценки у коллегии не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции было установлено, что 15 июля 2014 года Михайлова Ф.М. подарила принадлежащий ей на праве собственности дом № <адрес> своему сыну A.M., после чего в данном доме были зарегистрированы Н.А., Д.А. и О.Д. То есть имело место совершение умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении Михайловой Ф.М. другим жильем.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что Михайлова Ф.М. не является собственником дома и ее согласие при регистрации Н.А., Д.А. и О.Д. не требовалось, их переезд обусловлен необходимостью ухода за истцом, являются несостоятельными, так как выводов суда не опровергают, были предметом исследования в суде и в решении им дана надлежащая оценка. Ссылок на иные факты, оставшиеся без внимания суда, в жалобе не содержится.
Не могут быть приняты во внимание также доводы апелляционной жалобы относительно непригодности для проживания жилого дома, износ которого согласно техническому заключению № от 30 сентября 2014 года составляет 71%.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не могут быть разрешены в порядке искового производства.
В связи с этим отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома № <адрес> непригодным для проживания свидетельствует о том, что Михайлова Ф.М. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Михайловой Ф.М. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 04 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи А.А. Нестерова
Л.В. Нестерова