Дело № 2а-1315/2020
18RS0009-01-2020-002070-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Безушко В.М., при секретаре Полушкине А.К., с участием прокурора – ст. помощника Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В., представителя административного истца – Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике – Бердышевой А.В., административного ответчика Рахимова Н.С., представителя административного ответчика Кашпуллина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике о продлении срока пребывания гражданина Республики Узбекистан Рахимова Набиджана Сабировича, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике,
у с т а н о в и л:
Гражданин Республики Узбекистан Рахимов Набиджан Сабирович, <дата> рождения, уроженец Узбекской ССР, осужден 27.08.2018 г. Первомайским районным судом г. Ижевска Удмуртской Республики по п. «б» ч. 3 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы, освобожден по отбытии срока наказания из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике 14.05.2020 г. В соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» МВД по Удмуртской Республике вынесено заключение об установлении личности Рахимова Н.С. 07.06.2019 г. Министерством юстиции Российской Федерации в отношении гражданина Республики Узбекистан Рахимова Н.С. принято распоряжение № 3030-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, 02.07.2019 г. осужденный ознакомлен с данным распоряжением. Информация об обжаловании вышеуказанного распоряжения в адрес МВД по Удмуртской Республике, не поступала. Результаты проверок личности Рахимова Н.С. показали следующее: по учетам Департамента консульской службы МИД России и АС «Гражданство» приобретшим гражданство Российской Федерации, не значится; по учетам автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан СПО «Мигрант-1» Рахимов Н.С. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, с ходатайством по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке, не обращался; по учетам отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по Удмуртской Республике зарегистрированным (снятым с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания) не значится; по учетам ГИАЦ МВД России судим. МВД по Удмуртской Республике принято решение о депортации гражданина Республики Узбекистан Рахимова Набиджана Сабировича, <дата> г.р. Решение о депортации не обжаловано. Решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 14.05.2020 г. Рахимов Н.С. помещен в ЦВСИГ МВД по Удмуртской Республике до исполнения решения о депортации сроком до 24 час. 00 мин. 11.08.2020 г. Генеральным консульством Республики Узбекистан в Казани 30.06.2020г. Рахимову Н.С. оформлено свидетельство № 428417 на возвращение в Республику Узбекистан сроком действия до 30.09.2020 г. В связи с отсутствием регулярного авиасообщения между РФ и Республикой Узбекистан, МВД по УР принимаются следующие меры для возвращения Рахимова Н.С. в Республику Узбекистан, а именно, направлены обращения в Генеральное консульство Республики Узбекистан в г. Казани, Посольство Республики Узбекистан в г. Москве, ГУВМ МВД России о согласовании выезда Рахимова Н.С. чартерным рейсом. В связи с проведением мероприятий, связанных с согласованием выезда административного ответчика в Республику Узбекистан и приобретением авиабилета, организацией служебной командировки сопровождающим лицам за пределы УР для исполнения решение о депортации, административный истец обратился с вышеуказанными требованиями в суд.
Представитель административного истца – Бердышева А.В., выступающая на основании доверенности и диплома о высшем образовании (доверенность и диплом в деле), в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просит его удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в минувшую пятницу предпринимали меры к депортации Рахимова, но сняли с рейса, поскольку не хватило мест. Международное авиасообщение закрыто, но по согласованию с консульством, выделяется определенное количество мест для лиц, подлежащих депортации для возвращения на родину. Работа по согласованию выезда Рахимова ведется. Решением Воткинского районного суда от 14.05.2020г. административный ответчик помещен в ЦВСИГ МВД по УР сроком до 24.00 час. 11.08.2020г. В отношении Рахимова Н.С. выдано свидетельство о возвращении в Республику Узбекистан, срок действия которого до 30.09.2020г. В настоящее время направлены запросы в Генеральное консульство Республики Узбекистан о согласовании выезда Рахимова Н.С., поскольку осталось только согласовать выезд. Просит продлить срок содержания Рахимова Н.С. до 08.11.2020г.
Административный ответчик – Рахимов Н.С. в судебном заседании пояснил, что административный иск не признает, письменные возражения на административный иск поддерживает. Признает, что решением Воткинского районного суда от 14.05.2020г. помещен в ЦВСИГ МВД по УР сроком до 24.00 час. 11.08.2020г. Признает, что имеется распоряжение Минюста России от 07.06.2019г. и решение о депортации Рахимова Н.С. Имеет двоих детей, место проживание, где может проживать до депортации, по первому вызову готов явиться в миграционную службу.
Представитель административного ответчика – Кашпуллин Р.А., выступающий на основании устного заявления и диплома о высшем образовании (диплом в деле), в судебном заседании требования и доводы, изложенные в административном иске, не признал, письменные возражения на административный иск поддержал. Считает, что Рахимов Н.С. находится в ЦВСИГ МВД по УР незаконно. В соответствии с Указом Президента РФ № 274 решения о депортации не принимаются.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению со сроком продления 30.09.2020г., исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
- согласно приказу МВД России по УР № 578 от 15 августа 2016 г. утверждено положение о Центре временного содержания иностранных граждан МВД по УР;
- согласно Положению о Центре временного содержания иностранных граждан МВД по УР, п. 1 Центр временного содержания иностранных граждан МВД по УР предназначен для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии и является обособленным структурным подразделением МВД по УР;
- согласно приказу МВД России по Удмуртской Республике от 17.11.2017 г. № 852, внесены изменения в положение о Центре временного содержания иностранных граждан МВД по УР, дополнен п. 1.3 абзацем третьим следующего содержания: «Место нахождения структурного подразделения (почтовый адрес): Удмуртская Республика, <*****>, <*****> <*****>»;
- согласно приказа МВД России по УР № 53 от 05 февраля 2020 г., утверждено положение об Управлении по вопросам миграции МВД по УР;
- согласно положения об Управлении по вопросам миграции МВД по УР к приказу № 53 от 05.02.2020 п. 10.4 Управление осуществляет федеральный государственный контроль и оказание государственных услуг в сфере миграции;
- согласно приказу № 707 от 12 октября 2016 г. «Об организации осуществления МВД по Удмуртской Республике функций и полномочий в сфере миграции» утвержден перечень должностных лиц МВД по Удмуртской Республике, уполномоченных рассматривать вопросы и принимать решение в сфере миграции (приложение), в соответствии с п. 1 которого заместитель министра внутренних дел по Удмуртской Республике – начальник полиции принимает решения в сфере миграции, в том числе, и по вопросам помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации (реадмиссии), в специальное учреждение, предназначенное для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, на срок, не превышающий сорока восьми часов;
- согласно распоряжению №3030-рн от 07.06.2019 г. «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Рахимова Набиджан Сабировича признано нежелательным. С данным распоряжением Рахимов Н.С. ознакомлен 02.07.2019г.;
- 17.04.2020г. МВД по УР принято решение о депортации гражданина Республики Узбекистан Рахимова Н.С., с указанным решением Рахимов Н.С. ознакомлен 14.05.2020г.;
- согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 29.04.2019 г. инспектором по ОП отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по УР рассмотрен материал об установлении личности Рахимова Н.С., <дата>, установлено, что Рахимов Н.С., <дата> года рождения, уроженец Узбекской ССР, осужден 27.08.2018 г. Первомайским районным судом г. Ижевска УР по п. «б» ч. 3, ст. 228.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы, будет освобожден из ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР по отбытию срока наказания. В материалах личного дела осужденного имеется паспорт гражданина СССР образца 1974 года серии <***> №*** выдан <дата> отделением милиции ОВД Андижанского горисполкома. В результате проверки личности Рахимова Н.С. установлено по учетам автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан и либо без гражданства временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации СПО «Мигрант-1» разрешение на временное проживание в Российской Федерации либо вид на жительство не оформлялось, приобретшим гражданство Российской Федерации не значиться. Имеются сведения о въезде в РФ гражданина Республики Узбекистан Рахимова Н.С., <дата> года рождения через КПП «Сагарчин» по национальному паспорту гражданина Республики Узбекистан серии CL №*** сроком действия с 19.05.2010 (в период пребывания на территории России паспорт утрачен). Учитывая изложенное, личность Рахимова Н.С. подтверждается приговором Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27.08.2018; проверками по учетам, находящимися в распоряжении Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике; паспортом гражданина СССР образца 1974 года; распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, В связи с чем, личность Рахимова Н.С. считать установленной;
- согласно запросу Управления по вопросам миграции МВД по УР от 15.04.2020 г. № 11/5/3936 в генеральное консульство Республики Узбекистан в г. Казани, в Третий департамент стран СНГ (3 ДСНГ) МИД РФ руководство УВМ МВД по Удмуртской Республике просит документировать Рахимова Н.С. свидетельством на возвращение в Республику Узбекистан. В связи с тем, что Рахимов Н.С. остался без средств к существованию и у российской стороны отсутствует возможность оплатить консульский сбор за выдачу свидетельства на возвращение, просят оформить проездной документ без уплаты консульского сбора с учетом срока освобождения осужденного;
- согласно справке УВМ МВД по УР от 24.04.2020 г № 11/5-3846 Рахимов Н.С., <дата> года рождения, по учетам Департамента консульской службы МИД России и АИС «Гражданство» ФМС России приобретшим гражданство Российской Федерации не значится. По учетам автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан СПО «Мигрант-1» Рахимов Н.С. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, с ходатайством по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации не обращался; по учетам отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по УР зарегистрированным (снятым с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания) не значится; по учетам ГИАЦ МВД России судим;
- согласно решению от 17.04.2020 г. МВД по Удмуртской Республике о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в ЦВСИГ МВД по УР постановлено: поместить гражданина Узбекской ССР Рахимов Н.С., <дата> года рождения, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике на срок до 48 часов с 14.05.2019 г., с целью направления материалов в Воткинский районный суд Удмуртской Республики, с которым Рахимов Н.С. ознакомлен 14.05.2020;
- согласно справке от 14.05.2020 г. №*** ФИО1 освобожден из мест лишения свободы ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР по отбытию срока наказания – 14.05.2020 г.;
- решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 14.05.2020 Рахимов Н.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике (далее – специальное учреждение) сроком до 24 час. 00 мин. 11.08.2020 г. Решение суда вступило в законную силу 29.05.2020 г.;
- 30.06.2020г. Генеральным консульством Республики Узбекистан в Казани Рахимову Н.С. оформлено свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан №***, срок действия которого до 30.09.2020г.;
- согласно уведомлению Рахимов Н.С. получил на руки копию административного искового заявления в Воткинский районный суд Удмуртской Республики о продлении срока содержания в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике, а также приложенные к нему копии документов 03.08.2020г.;
- согласно запроса МВД по УР №11/5200 от 18.03.2020г. Генеральному консулу Республики Узбекистан в Казани, просят согласовать передачу узбекской стороне через Государственную границу РФ КПП «Казань» Рахимова Н.С.;
- согласно запроса в адрес Посольства Республики Узбекистан в РФ от 21.07.2020г. МВД по УР просят согласовать передачу узбекской стороне через Государственную границу РФ Рахимова Н.С.;
-согласно запроса МВД России от 21.07.2020г. в адрес Министров внутренних дел по республикам, с целью формирования списков иностранных граждан, содержащихся в центрах временного содержания и подлежащих депортации, просит направить в ГУВМ МВД России списки указанной категории лиц;
- согласно сообщения МВД по УР в адрес начальника ГУВМ МВД России от 21.07.2020г. направлены списки иностранных граждан, в том числе Рахимов Н.С.
Указанные обстоятельства дела подтверждены исследованными письменными доказательствами.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее – территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) (ч. 1 ст. 266 КАС РФ).
Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении подано уполномоченным лицом – МВД по Удмуртской Республике, являющимся территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, в суд по месту нахождения специального учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации такое решение может быть принято Минюстом России.
На основании ст. 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", положениями ст. 2 которого установлено, что депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. В целях данного Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Исходя из положений п. 9, п. 9.4, п. 10, п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 данной статьи).
Так, в своем Определении от 25 сентября 2014 года N 1830-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающий, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Как установлено в судебном заседании, гражданин Республики Узбекистан Рахимов Н.С., 15.05.1965 года рождения, уроженец Узбекской ССР, отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР, назначенное приговором Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 августа 2018 г., которым был осужден по п. «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы. Освобожден по отбытию срока наказания 14.05.2020 г.
В судебном заседании установлено, что 07.06.2019 Министерством юстиции Российской Федерации на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" вынесено распоряжение N 3030-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Рахимова Н.С., подлежащего освобождению из мест лишения свободы. В связи с чем, 17.04.2020 года МВД по Удмуртской Республике в отношении Рахимова Н.С. вынесено решение о депортации.
В судебном заседании установлено, что 14.05.2020г. решением Воткинского районного суда УР Рахимов Н.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике сроком до 24 час. 00 мин. 11.08.2020г. Решение суда вступило в законную силу 29 мая 2020г.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, решением Воткинского районного суда УР от 14.05.2020г. установлено, что Рахимов Н.С. является гражданином Республики Узбекистан, что распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от 07.06.2019 года №3030-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации административного ответчика признано нежелательным; данное распоряжение принято в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося в местах лишения свободы. Кроме того, указанным решением установлено, что решение о депортации административного ответчика принято МВД по УР 17.04.2020 года, исполнение решения о депортации административного ответчика осуществляется после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда. Решением суда от 14.05.2020г. также установлено, что распоряжением о нежелательности пребывания (проживания) и решением о депортации административный ответчик ознакомлен, данные распоряжение и решение не отменены, не законными не признаны. Кроме того, согласно решения суда от 14.05.2020 г. Рахимов Н.С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике сроком до 24 час. 00 мин. 11.08.2020г.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда, в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела, поскольку в нем участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, а именно административный истец МВД по УР и административный ответчик Рахимов Н.С.
Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено и то, что на день рассмотрения настоящего административного иска ни распоряжение Министерства Юстиции РФ от 07.06.2019 за №3030-рн, ни решение о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации, ни вышеуказанное решение Воткинского районного суда УР о помещении административного ответчика в специальное учреждение, не отменены.
Анализируя доводы административного истца, суд находит их состоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что 30.06.2020 г. Генеральным консульством Республики Узбекистан г. Казани Рахимову Н.С. оформлено свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан сроком действия до 30.09.2020 года. В настоящее время в связи с отсутствием регулярного авиасообщения между РФ и Республикой Узбекистан, МВД по УР принимаются следующие меры для возвращения Рахимова Н.С. в Республику Узбекистан, а именно, направлены обращения в Генеральное консульство Республики Узбекистан в г. Казани, Посольство Республики Узбекистан в г. Москве, ГУВМ МВД России о согласовании выезда Рахимова Н.С. чартерным рейсом. Проводятся мероприятия, связанные с согласованием выезда административного ответчика в Республику Узбекистан и приобретением авиабилета, организацией служебной командировки сопровождающим лицам за пределы УР для исполнения решение о депортации. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик Рахимов Н.С. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для продления срока пребывания Рахимову Н.С. в специальном учреждении. Обстоятельства, препятствующие его пребыванию в специальном учреждении, судом не установлены.
Таким образом, административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.
При определении срока пребывания Рахимова Н.С. в специальном учреждении суд исходит из следующего.
Так, ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в него иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе решения о депортации.
Частью 4 статьи 35.1 названного Федерального закона предусмотрено, что содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его депортации.
При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем, чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. N 14-П).
Таким образом, помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав иностранного гражданина, подлежащего депортации.
При определении срока продления содержания Рахимова Н.С. в специальном учреждении суд учитывает, что на день рассмотрения дела по существу, Рахимов Н.С. пребывает в специальном учреждении с 14 мая 2020 года, также суд учитывает и положения части 2 статьи 269 КАС РФ об установлении разумного срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации в специальном учреждении.
Кроме того, удовлетворяя административные исковые требования, суд учитывает и личность Рахимова Н.С., в том числе и то, что административный ответчик судим за совершенное преступление на территории Российской Федерации, что, по мнению суда, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в отношении него уполномоченным лицом принято решение о нежелательности его пребывания в РФ и о его депортации, которые, как отмечалось уже выше, на день рассмотрения дела в суде не отменены.
Так, как отмечалось уже выше, 30.06.2020г. Генеральным консульством Республики Узбекистан Рахимову Н.С. оформлено свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан № 428417, срок действия которого до 30.09.2020г. В судебном заседании представитель административного истца уточнила, что необходимо согласовать выезд административного ответчика в Республику Узбекистан чартерным рейсом.
Как уже отмечалось выше, в судебном заседании установлено, что на день рассмотрения настоящего административного иска решение о депортации в отношении Рахимова Н.С. не отменено, всех необходимых достаточных документов, необходимых для выезда за пределы Российской Федерации не имеет, законные основания для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации у административного ответчика отсутствуют, срок нежелательности (проживания) в Российской Федерации не истек. Не истечет этот срок и к дате, до которой административный истец просит продлить пребывание в специальном учреждении.
В соответствии с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Согласно п. 146 Постановления ЕСПЧ от 15.10.2015, лишение свободы, в котором говорится во второй части подпункта "f" пункта 1 статьи 5, оправдано только в случае осуществления разбирательств, связанных с депортацией или высылкой.
При таких обстоятельствах, срок нахождения административного ответчика Рахимова Н.С. в специальном учреждении до 08.11.2020г., о котором просит административный истец, является завышенным, по мнению суда, срок нахождения административного ответчика Рахимова Н.С. в специальном учреждении по 30.09.2020г. является обоснованным, поскольку свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан Рахимова Н.С. уже оформлено, срок действия которого - 30.09.2020г., идет согласование по выезду Рахимова Н.С. чартерным рейсом, в связи с чем, суд находит обоснованным продлить Рахимову Н.С. срок нахождения в ЦВСИГ МВД по УР по 30.09.2020г., поскольку применение такой меры как содержание в специальном учреждении на данный срок в данном случае согласуется с положениями подпункта "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что административный ответчик доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59, 60, 61 и 84 КАС РФ, с достоверностью подтверждающих наличие оснований, исключающих возможность применения к Рахимову Н.С. такой меры, как помещение и продление срока в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан до выдворения за пределы Российской Федерации, суду не представил. Административным ответчиком не представлено суду и доказательств, отвечающих требованиям ст.ст.59, 60, 61 и 84 КАС РФ, с достоверностью подтверждающих прекращение оснований для содержания Рахимова Н.С. в специальном учреждении до исполнения решения о депортации. В связи с чем, все возражения и все доводы Рахимова Н.С., в том числе о незаконности помещения в ЦВСИГ и незаконности продления срока содержания в ЦВСИГ, а также, что может проживать по месту жительства до исполнения решения о депортации, подлежат отклонению по указанным выше основаниям.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым продлить срок нахождения Рахимову Н.С. в специальном учреждении на 52 суток по 30.09.2020 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 269 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике о продлении срока пребывания гражданина Республики Узбекистан Рахимова Набиджана Сабировича, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике, удовлетворить частично.
Продлить Рахимову Набиджану Сабировичу, <дата>, уроженцу Узбекской ССР, срок пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике, расположенном по адресу: <*****> до 24 час. 00 мин. 30 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 августа 2020 года.
Судья Безушко В.М.