14RS0035-01-2021-022537-09
Дело № 2-11236/2021
Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г. Якутск
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Луковцева А.А., при секретаре Федоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных ФИО8, Черных ФИО7 к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истцы, обратилась с иском в суд об обязании ответчика предоставить истцам во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте города Якутска, по договору социального найма, общей площадью не менее ___ кв.м.
В судебном заседании представитель истцов Беркещук М.И. иск полностью поддержал на указанных в исковом заявлении доводах и пояснил, что истцы являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: ____, признанного аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени никаких мер по переселению истцов из ветхого жилья не предпринято, дом не пригоден для проживания, отказывается от проведения судебной экспертизы, от предоставления жилого помещения в маневренном фонде истцы отказались, иск просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Осипова М.С. с иском не согласилась и объяснила, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом не принималось, соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного не достигнуто, на учёте нуждающихся в жилых помещениях истцы не состоят, в удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ____ и 16. 04.2010 года у истцов в общей долевой собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу: ____.
На основании распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 28.06.2017 года №р года следует, что вышеуказанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу со сроком сноса.
Согласно ответа первого заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2021 года № 915-ПЗ в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» включены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми в установленном законом порядке в период времени с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Вопрос переселения жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 года, будет решаться после завершения мероприятий по реализации вышеуказанной программы.
Из Акта №08-10-138-21 визуального осмотра многоквартирного дома и жилого помещения Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 15.07.2021 года следует, что в ходе осмотра выявлено ухудшение эксплуатационных характеристик конструктивных элементов здания, находящегося по адресу: ____, приводящих к снижению недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций.
Из Акта обследования жилого помещения № 33 Межведомственной комиссии,0, от 13.06.2017 следует, что в связи с значительным физическим износом в процессе эксплуатации МКД, снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, МКД следует признать аварийным и подлежащим сносу.
Из Акта обследования ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидеомиологии в Республике Саха (Якутия) от 18.06.2021 года следует, что жилые помещения дома находятся в неудовлетворительном состоянии, физический износ здания составляет 79%.
Из заключения специалиста № 105-21-СТЭ ООО «___» имеется угроза жизни и здоровью кругу лиц, проживающих в многоквартирном доме по адресу: ____.
Согласно заключения эксперта ФБУ «Якутская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ ОТ 22.02.2017 года в многоквартирном доме по адресу: ____.имеются ухудшения несущих элементов здания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания реконструкция данного многоквартирного дома экономически не целесообразна.
Согласно справки МКУ «Департамент жилищных отношений» от 27.10.2021 года истцы зарегистрированы по адресу: ____ справок б/н, истцы по состоянию на 24.11.2021 не состоят на учете нуждающихся в жилом помещении.
Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.
Статьями 86 – 89 Жилищного кодекса РФ урегулирован порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, признанием его непригодным для проживания.
В указанном порядке другое жилое помещение предоставляется гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, в связи с чем, указанные нормы права не подлежат применению при рассмотрении спора между собственником аварийного жилого помещения и органом местного самоуправления.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен выкупаемого предоставляется собственнику только при наличии соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Возложение на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению в собственность другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только в случае включения аварийного дома, в котором расположено жилое помещение, в адресную программу по переселению граждан (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).
В случае, если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу, собственник жилого помещения в таком доме ограничен в способе обеспечения своих жилищных прав. Собственник имеет право только на возмещение стоимости изымаемого жилого помещения, а предоставление другого равнозначного жилого помещения в собственность (а не по социальному найму) возможно в случае достижения соглашения с органом местного самоуправления.
С учетом приведенных норм права, правовых оснований для возложения на Окружную администрацию г. Якутска обязанности по предоставлению истцам взамен аварийного другого жилого помещения по нормам предоставления на условиях социального найма не имеется.
Жилищные права собственника подлежат защите в порядке, установленном статьей 32 Жилищным кодексом РФ.
На основании статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что Окружной администрацией г.Якутска требование о сносе МКД истцам не направлено, не принято решение об изъятии земельного участка под домом, а также об изъятии жилых помещений (путем выкупа) в вышеуказанном доме, соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не достигнуто.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
На основании вышеизложенного жилищные права истцов, как собственников, должны быть обеспечены в соответствии с положениями статьей 32 Жилищного кодекса РФ при условии соблюдения предусмотренной в данной статье процедуры, поскольку Окружной администрацией города Якутска не принято решение об изъятии земельного участка под домом для муниципальных нужд, не принято решение об изъятии жилых помещений (путем выкупа) в вышеуказанном доме, соглашение между сторонами о предоставлении истцу другого жилого помещения не достигнуто.
Несмотря на аварийное состояние многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение, отсутствует угроза жизни и здоровью истцам, поскольку они имеют возможность проживать в иных помещениях, помимо спорной квартиры, которыми могут пользоваться, не подвергая себя опасности. Таким образом, у ответчика отсутствуют основания внеочередного предоставления истцам жилого помещения, что не снимает с органа местного самоуправления обязанности произвести соответствующие выплаты в установленный региональной программой срок, а равно предоставить истцам жилое помещение взамен изымаемого, если они выберут такой способ компенсации.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░9, ░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,
░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░