Решение по делу № 2-96/2022 от 14.03.2022

Дело № 2-96/2022

22RS0068-01-2021-011277-24

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красногорское              01 июня 2022 года

Красногорский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Исламовой Е.Н., при секретаре Толкачевой О.С., с участием представителя истца – Галицкой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпова Андрея Михайловича к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Истец Карпов А.М. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж, в соответствии с п. 18 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного Красногорского пожарно-спасательного отряда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве командира отделения 5 разряда Красногорского пожарно-спасательного отряда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве командира отделения ПСИ ГПС Красногорского района ГОЧС и ПБ в Алтайском крае; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве командира отделения 22 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве командира отделения федерального государственного казенного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника караула 22 пожарной части федеральной противопожарной службы Государственной пожарной службы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника караула 22 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.

В обоснование требований указал, что не согласен с отказом ГУ – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по невключению указанных периодов работы в льготный стаж, поскольку согласно записям в трудовой книжке, он осуществлял деятельность в указанные периоды времени в указанных должностях. В силу характера выполняемой работы, который не изменился, несмотря на реорганизацию организаций, в которых он значился работающим, он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку стаж работы на должностях противопожарной службы превышает 25 лет. В указанный период времени ему начислялась заработная плата, производились удержания по налогам и производились платежи по страховым взносам. По мнению истца, непредоставление работодателем сведений об этом, не является основанием для отказа в досрочном назначении ему пенсии.

Занимаемые истцом должности, соответствуют требованиям, установленным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» и указаны в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». Неверное толкование норм указанного Постановления правительства РФ от 18.06.2002 года ответчиком нарушает конституционные права истца на досрочное назначение пенсии.

В судебное заседание истец Карпов А.М. не явился, извещен надлежащим образом, ранее участвуя в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме и пояснил, что до 1995 года он работал в пожарном отряде, относящимся к Калташинскому сельсовету Красногорского района, с 1995 года их отряд был передан в МВД, а впоследствии в МЧС России. Все время он выполнял работу, связанную с тушением пожаров.

Представитель истца – Галицкая Л.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, указывая, что трудовой книжной, а также иными документами подтверждается период работы истца в должностях противопожарной службы. Полагает, что отказ ответчика основан на неверном толковании закона, поскольку к должностям противопожарной службы относятся не только должности МЧС России по Алтайскому краю, но и иные должности противопожарной службы в иных организациях, поскольку до 2007 года МЧС России не существовало.

Ответчик – ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представителем ответчика Гречишкиной А.А. представлен письменный отзыв, в котором она возражала против удовлетворения требований истца, указывая о том, что в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не занимал должности федеральной противопожарной службы, тогда как Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, правом на досрочное назначение пенсии имеют лица, замещающие именно такие должности. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в льготный стаж, поскольку согласно сведениям индивидуального лицевого счета, указанные периоды отражены как работа в обычных условиях. Кроме того, данные о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не отражены работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Третье лицо – Главное управление МЧС России по Алтайскому краю в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представителем третьего лица представлен письменных отзыв, в котором исковые требования Карпова А.М. просит удовлетворить, указывая, что в силу занимаемых должностей, которые подтверждены записями в трудовой книжке, Карпов А.М. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Кроме того, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ понятие «противопожарная служба субъектов Российской Федерации» отсутствовало отказ по данному основанию, считают необоснованным. Отсутствие кодов особых условий труда и сведениях индивидуального учета не должно создавать препятствий для реализации права на своевременное, в том числе досрочное назначение пенсии.

Третьи лица – Федеральная противопожарная часть 2 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы ГПС ГУ МЧС ФИО1 по Алтайскому краю, Отд МВД России по Красногорскому району и ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований и отзыв не представили.

Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при указанной явке.

Выслушав участвующих лиц, заслушав показания свидетеля Д.З.И, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно положениям частей 3 - 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. N 437).

Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются пожарный (боец, респираторщик), командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда, начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Истец Карпов А.М. обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 13 лет 03 месяца 02 дня, при требуемом - 25 лет).

Не засчитан в стаж на соответствующих видах работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.к. данный период в ИЛС отражен общими условиями труда; учреждение именовалось « 22 пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», относилось к субъекту РФ и не входило в структуру МЧС, следовательно работа в указанный период проходила не в Государственной противопожарной службе федерального государственного органа.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены, т.к. данный период отражен общими условиями труда.

Данные о периоде работы за 2021 год не отражены в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно записям в трудовой книжке истца ДД.ММ.ГГГГ Карпов А.М. принят на работу в Красногорский пожарно-спасательный отряд в качестве пожарного (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ переведен с должности пожарного на должность командира отделения 5 разряда (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переходом к другому работодателю (приказ от 31.12. 2005).

ДД.ММ.ГГГГ принят в ПСЧ ГПС Красногорского района ГОЧС и ПБ в Алтайском крае на должность командира отделения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Пожарно-спасательная часть ГПС по охране Красногорского района реорганизована в Пожарную часть ГПС-6 МЧС России по Алтайскому краю (Красногорский район) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отдельной пожарной части ГПС-6 МЧС России по Алтайскому краю (Красногорский район) (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Пожарная часть государственной пожарной службы МЧС России по Алтайскому краю (Красногорский район) с ДД.ММ.ГГГГ реорганизована путем слияния в государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (приказ ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отделения 22 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника караула 22 пожарной части федеральной противопожарной службы (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ 22 пожарная часть федеральной противопожарной службы переименована в 22 пожарную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (приказ ГУ МЧС России по Алтайскому краю ).

22 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы переименована в 22 пожарно-спасательную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (приказ ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переходом к другому работодателю (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода в 22 пожарно-спасательную часть 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должность начальника караула (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справке ГУ МЧС России по Алтайскому краю Карпов А.М. в настоящее время состоит в указанной должности.

По информации ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отряды профессиональной пожарной охраны (ОППО), профессиональные пожарные части, районные профессиональные пожарные команды и районные профессиональные пожарные части находились в подчинении Управления пожарной охраны УВД Алтайского крайисполкома, которое переименовано в Отдел пожарной охраны УВД Алтайского крайисполкома (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). ОПО УВД Алтайского крайисполкома переименовано в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Алтайского края (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ). ПАСС УВД Алтайского края переименован в Управление Государственной противопожарной службы УВД Алтайского края (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ). Подразделения ПАСС УВД Алтайского края переименованы в отряды ГПС УВД и части ГПС УВД (приказ УВД от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Указом Президента России от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности – Государственная противопожарная служба МВД России преобразована с ДД.ММ.ГГГГ в государственную противопожарную службу МЧС России. Пожарная часть Государственной противопожарной службы № 6 МЧС России по Алтайскому краю (Красногорский район) реорганизована путем слияния в государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (приказ ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» переименовано в федеральное государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю». ДД.ММ.ГГГГ 22 пожарная часть федеральной противопожарной службы переименована в 22 пожарную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (приказ ГУ МЧС России по Алтайскому краю ). 22 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы переименована в 22 пожарно-спасательную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (приказ ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 года № 849 учредителем подразделений Государственной противопожарной службы являлось Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края создано Главное управление МЧС России по Алтайскому краю. Также с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края создано краевое государственное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Алтайском крае».

С ДД.ММ.ГГГГ созданы территориальные подразделения – отряды Государственной противопожарной службы и пожарные части ГПС МЧС России по Алтайскому краю.

С ДД.ММ.ГГГГ ОГПС и ПЧ ГПС реорганизованы в территориальные подразделения – государственные отряды федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю, которые находились в подчинении Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.

В настоящее время, в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в состав Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, в том числе, входит 2 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (г. Бийск). (т.1, л.д. 20, 75-78).

Как указано выше должности пожарный, командиры отделения, начальники караула пожарной части (команды), включены в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Однако оспариваемые периоды, в которые истец Карпов А.М. работал в должности пожарного, командира отделения и начальника караула не включены ответчиком в периоды, подлежащие зачету в льготный стаж.

Основанием для отказа послужило, по мнению ответчика, отсутствие сведений о выполнении истцом работы в организации, не входящей в структуру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, а также отсутствие сведений о выполнении истцом работы, относящейся к вредному или опасному классу условий труда.

Указанные доводы основаны на неверном толковании закона, поскольку для досрочного назначения пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», исходя из его буквального толкования, необходимо наличие трудового стажа не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом, характер выполняемой работы значения не имеет.

Как обоснованно указано представителем истца, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 года № 437 указано, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Исследованными судом справками подтверждается, что организация, в которой с 1993 года работал истец, входила в состав Министерства внутренних дел РФ, а впоследствии вошла в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что до 1 января 2005 г. отсутствовало понятие "противопожарная служба субъектов Российской Федерации", как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды служба истца относилась к службе в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должности, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, он обладает правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". (Аналогичная позиция изложена в определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 года № 8818131/2021).

Представленные суду материалы личного дела истца, содержащие трудовые договоры, аттестационные листы, сведения о начислении заработной платы за полный рабочий день, карточки лицевых счетов, должностные инструкции позволяют суду сделать вывод о подтверждении работы истца Карпова А.М. в должности пожарного, командира отделения и начальника караула в следующие периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В указанных документах отражены должности, на которых работал истец, количество отработанных дней, размер заработной платы и произведенных удержаний. В аттестационных листах содержаться сведения о периоде работы с 1993 года и выполняемой работе в сфере тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, в связи с чем, оценивая данные доказательства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в совокупности, суд признает их допустимыми и подтверждающими обстоятельства работы истца в спорные периоды в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Отсутствие кодов особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателем, неуплата страховых взносов не должны повлечь для Карпова А.М. неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных законом на работодателя, при этом льготный характер работы истца в указанные периоды подтвержден представленными в материалах дела доказательствами.

Кроме того, ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него законом обязанностей по указанию кодов льготного характера труда работника и уплате страховых взносов не должно создавать препятствий для реализации права на своевременное, в том числе досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований частей 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводило бы к неправомерному ограничению гарантированного конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 9-П от 10 июля 2007 г., неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно исключен из льготного периода, поскольку истец Карпов А.М. в данный период находился на больничном листе, что подтверждено расчетным листком за январь 2016 года, представленным суду.

Факт того, что период нахождения на больничном включается в льготный период стажа установлен абзацем 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516.

Период работы, о которых указывает истец – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, документально не подтверждены, сведений о начислении заработной платы не имеется, в связи с чем он не может быть включен.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в льготный период, поскольку исходя из норм Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 в льготный период не входит, поскольку периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитываются в специальный трудовой стаж.

Как следует из представленных суду документов (карточки личного счета Карпова А.М., расчетных листков, аттестационного листа за 2013 год), в указанный период времени карпов А.М. находился в командировке на курсах повышения квалификации в БУЦ г. Барнаула, в связи с чем данный период не может быть включен в специальный стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Карпова Андрея Михайловича удовлетворить частично.

Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 18 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Карпова Андрея Михайловича:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногорский районный суд.

Судья                                 Е.Н. Исламова

.

.

.

.

.

2-96/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпов Андрей Михайлович
Ответчики
Государственное учреждение ОПФР в Алтайском крае
Другие
Федеральная противопожарная часть №2 пожарно- спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопажарной службы ГУ МЧС России по Алтайскому краю
ГУ МВД России по Алтайскому краю
ОтдМВД по Красногорскому району Алтайского края
Главное Управление МЧС России по Алтайскому краю
Галицкая Лариса Анатольевна
Суд
Красногорский районный суд Алтайского края
Судья
Исламова (Кытманова) Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
krasnogorsky.alt.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее