Дело №2-1151/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,
при секретаре Моздыган М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробей А.Б. к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в постановке в льготную очередь граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС и обязании включить в льготную очередь,
У С Т А Н О В И Л :
Воробей А.Б. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что с рождения, то есть с < Дата >, т.е. с рождения по < Дата > он проживал в < адрес >, определенной в качестве зоны № отселения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. < Дата > Воробей А.Б. вступил в брак с В. и < Дата > ода у супругов родился сын - В2, < Дата > у супругов родился сын В3 < Дата > Воробей А.Б. был зарегистрирован в < адрес > в < адрес >, принадлежащей на праве совместной долевой собственности Ж (матери супруги истца) и ее несовершеннолетнего внука Б. Ранее, до < Дата >, Воробей А.Б. был зарегистрирован по адресу: < адрес >. Указанное домовладение является собственностью родителей Воробей А.Б. и имеет статус супружеской совместной долевой собственности. В 2014 году Воробей А.Б. обратился в Администрацию ГО «Город Калининград» и заявлением о включении его в льготную очередь граждан подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в удовлетворении данного заявления было отказано на основании пункта 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Ответчик полагал, что снимаясь в 2014 году с регистрационного учета по месту жительства в Нестеровском районе Калининградской области, Воробей А.Б. сознательно ухудшил свои жилищные условия, а значит должно пройти не менее 5 лет для повторного обращения с подобным заявлением в целях реализации социальных гарантий в порядке применения норм п. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
С момента снятия с регистрационного учета из жилого помещения, принадлежащего родителям истца, прошло пять лет, < Дата > Воробей А.Б. повторно обратился к ответчику с заявлением о включении его в льготную очередь граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставив весь пакет документов, необходимых для оценки его социальных льгот и гарантий. Однако, согласно ответу от < Дата > №, ответчик вновь отказал ему в реализации данного права, но уже по иным обстоятельствам, указав, что реализация льготы по включению в льготную очередь граждан подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении него не применима, поскольку данная льгота распространяет свое действие на граждан, родившихся до < Дата >, а учитывая, что он родился < Дата >, он не может относить себя к указанным гражданам. Вместе с тем, позиция ответчика опровергается действующим законодательством, не соответствует закону. Так, Воробей А.Б. не переселялся на постоянное место жительство в зону заражения, а родился в ней и был вывезен из данного места в малолетнем возрасте. Право Воробей А.Б. на социальные гарантии закреплено соответствующим удостоверением. Мать Воробей А.Б., будучи беременной с ним, была облучена, следовательно, Воробей А.Б. развивался в утробе матери в загрязненной радиацией местности, был рожден менее чем через год после катастрофы, в связи с чем доводы ответчика о том, что он переселился в зону радиационного загрязнения является несостоятельным. Кроме этого, ответчик не вправе игнорировать наличие у Воробей А.Б. удостоверения, выданного < Дата >, которым его право на улучшение жилищных условий прямо предусмотрено на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В связи с чем просил признать отказ администрации городского округа «Город Калининграда» в постановке его на льготную очередь граждан подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от < Дата > незаконным и возложить на ответчика обязанность включить Воробей А.Б. в данную очередь составом семьи 4 человека.
Истец Воробей А.Б., а также его представитель по доверенности Ильина О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности Умнова Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных Воробей А.Б., указав, что < Дата > Воробей А.Б. обратился в Администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении для целей участия в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В ходе рассмотрения обращения было установлено, что возмещение вреда и меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляются согласно статусу, установленному статьей 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с подпунктом 7 статьи 17 данного Закона гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Согласно статье 22 Закона гражданам, переселившимся после 30.06.1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, в том числе указанным в подпункте 7 данной статьи, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. Из льготного удостоверения, выданного Воробей А.Б., следует, что он проживал в зоне отселения в период с < Дата > по < Дата >. Таким образом, гражданин, родившийся на территории зоны проживания с правом на отселение после 30.06.1986 года, приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после 30.06.1986 года. В связи с чем, обеспечение Воробей А.Б. как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета предусмотрено Законом при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в зоне отселения. Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Администрацией городского округа «Город Калининград» распоряжения № от < Дата > об отказе Воробей А.Б. в признании его нуждающимся в жилом помещении для цели, указанной выше. Полагает, что данное распоряжение основано на законе, оснований для его отмены не усматривает.
Определением суда от < Дата >, в соответствие со ст. 43 ГПК РФ Министерство социальной политики Калининградской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, однако его представитель в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, направив в адрес суда отзыв на заявленные требования.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как было установлено в судебном заседании, истец Воробей А.Б. родился < Дата > в < адрес > и в период времени с < Дата > по < Дата > проживал в < адрес > - в зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается справкой, выданной < ИЗЪЯТО > от < Дата > и удостоверением серии №, подтверждающего право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 и постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. N 1074 < адрес > отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
< Дата > Воробей А.Б. вступил в брак с Воробей (добрачная фамилия Журавлева) Н.Ю., от брака супруги имеют двух детей – В2, < Дата > года рождения, и В3, < Дата > года рождения.
< Дата > Воробей А.Б. обратился в Администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении ему муниципальной функции по признанию его нуждающимся в жилом помещении для цели участия в основном мероприятии «Выполненпие государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № Воробей А.Б., составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) в признании нуждающимся в жилом помещении отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ (предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Из ответа Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата >, адресованного Воробей А.Б., следует, что в ходе рассмотрения обращения и представленных документов было установлено, что Воробей А.Б., рожденный на территории зоны проживания с правом отселения после < Дата >, приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после < Дата >. В связи с чем, обеспечением Воробей А.Б. как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета предусмотрено Законом при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в зоне отселения.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, Воробей А.Б. обратился в суд и указал, что родившись менее чем через год после катастрофы на Чернобыльской АЭС, находясь в утробе матери, развивался в загрязненной местности, в связи с чем относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
В силу пункта 7 статьи 17 вышеуказанного Закона Российской Федерации граждан, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной защиты, установлен частью первой его статьи 13.
При этом, граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30.06.1986 г. и впоследствии добровольно выехавшие из указанной зоны на новое место жительства не выделены названным законоположением в отдельную категорию лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы. С момента переезда в зону отселения для постоянного проживания они относятся к категории, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Возмещение вреда и меры социальной поддержки в период проживания в этой зоне предоставляются им на основании статьи 20 указанного Закона. Выезжая из названной зоны на новое место жительства, они приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения.
При этом, как следует из части второй статьи 22 Закона, такие граждане приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения, лишь при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Таким образом, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, которые переселились после 30.06.1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
В пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным Постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, при осуществлении функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения но вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Минстроя России.
В силу разъяснений, данных в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 6348-ЕС/05, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации.
Поскольку истец рожден на территории зоны отселения после 30.06.1986 года, то по объему прав, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он приравнивается к лицам, переселившимся после 30.06.1986 года на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение. В этой связи права на получение мер социальной поддержки в настоящее время он не имеет, поскольку не достиг пенсионного возраста.
На момент аварии на ЧАЭС Воробей А.Б. не проживал и не находился в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, то есть, не пострадал в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, а поэтому он не подпадает под категорию граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля В4 пояснила, что является матерью истца. В 1984 году она по распределению приехала в < адрес > как молодой специалист. Данный населенный пункт находится на расстоянии 500 км. от Чернобыля. Сын родился < Дата > году. Проживали до < Дата >. После аварии власти стали расселять населенные пункты. В связи с аварией на Чернобыльской АЭС выехали в Калининградскую область добровольно. Первые удостоверения стали выдавать в 1992 году.
То обстоятельство, что мать истца проживала на момент аварии на территории, относящейся к зоне отселения, не имеет юридического значения для определения объема прав самого истца на получение мер социальной поддержки.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Воробей А.Б. требований.
Доводы истца о том, что он подпадает под категорию граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 построены на неверном толковании названного закона, а потому отклоняются судом.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Воробей А.Б. к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в постановке в льготную очередь граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС и обязании включить в льготную очередь - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2019 года.
СУДЬЯ