Судья: Мишанина Н.Ю.
УИД 16RS0051-01-2023-010585-79
Дело № 7-760/2024
Дело № 12-7/2024 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
22 июля 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Исмагиловой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «МТК» Блохиной Марины Владимировны на определение судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 29 февраля 2024 года об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на постановление государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Татарстан МТУ Ространснадзора по ПФО от 04 августа 2023 года № .... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Татарстан МТУ Ространснадзора по ПФО от 04 августа 2023 года № .... общество с ограниченной ответственностью «МТК» (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Блохина М.В., действуя от имени и в интересах общества, обратилась в Советский районный суд города Казани Республики Татарстан с жалобой, которую сопроводила ходатайством о восстановлении срока его обжалования.
Определением от 25 августа 2023 года жалоба с ходатайством была направлена для рассмотрения по территориальной подсудности в Алексеевский районный суд Республики Татарстан.
Судья районного суда, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, в совершении испрашиваемого процессуального действия отказал.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Блохина М.В., настаивая на уважительности просрочки обращения за судебной защитой, просит вынесенные судом первой инстанции определение об отказе в проведении судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи и определение об отказе в восстановлении срока обжалования отменить, а равно отменить и постановление должностного лица с прекращением производства по делу.
В ходе судебного разбирательства защитник Блохина М.В. свои требования уточнила и просила отменить лишь определение об отказе в восстановлении срока обращения в суд и направить материалы дела в районный суд для рассмотрения по существу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Блохину М.В., считаю необходимым ее удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судья районного суда, разрешая ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования, исходил из того, что общество, получив копию постановления должностного лица, допустило просрочку обращения за судебной защитой, не имея на то уважительных причин.
Однако с таким выводом нижестоящей инстанции согласиться нельзя.
По общему правилу, сформулированному в части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по окончании рассмотрения дела копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В то же время в силу части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи
Правила направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее по тексту – единый портал) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 года № 947 (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 2 Правил экземпляр постановления по делу об административном правонарушении и материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица (далее по тексту – постановление), направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (далее по тексту – адресат), почтовым отправлением в форме электронного документа посредством информационной системы организации федеральной почтовой связи, предусмотренной правилами оказания услуг почтовой связи.
Направление постановления указанным способом является согласием отправителя на его доставку (вручение) адресату в соответствии с настоящими Правилами.
Размещение постановления в информационной системе организации федеральной почтовой связи в соответствии с абзацем первым настоящего пункта осуществляется путем направления постановления из информационной системы отправителя в информационную систему организации федеральной почтовой связи, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, или же путем его размещения непосредственно в информационной системе организации федеральной почтовой связи.
Размещение документов в информационной системе организации федеральной почтовой связи осуществляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Пункт 3 Правил гласит, что постановление, направленное в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, доставляется адресату в форме электронного документа путем его размещения в личном кабинете адресата на едином портале.
При этом исходя из положений пункта 4 Правил возможность доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил обеспечивается при условии завершения адресатом прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее по тексту – единая система идентификации и аутентификации).
В случае подтверждения возможности доставки постановления в личный кабинет адресата на едином портале организация федеральной почтовой связи направляет оператору единого портала постановление в том виде и формате, в которых оно поступило в информационную систему организации федеральной почтовой связи в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 настоящих Правил, для его размещения в личном кабинете адресата на едином портале (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил постановление считается доставленным (врученным) адресату в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил на следующий день с момента его размещения в личном кабинете адресата на едином портале (при наличии согласия адресата на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале) или с момента входа адресата на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение 7 дней со дня размещения постановления в личном кабинете на едином портале.
В пункте 13 Правил установлено, что адресат вправе отказаться от получения постановлений посредством единого портала, а также отозвать согласие на получение постановлений исключительно в личный кабинет на едином портале. Указанные действия могут осуществляться с использованием функционала личного кабинета на едином портале либо путем направления оператору единого портала соответствующих заявлений в письменной форме.
Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что обязательным условием направления лицу, в отношении которого ведется производство по делу, указанного постановления в форме электронного документа в личный кабинет на едином портале служит действующее и не отозванное согласие на его получение в такой форме.
Как видно из представленных материалов, государственный инспектор ТО ГАДН по РТ МТУ Ространснадзора по ПФО вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в форме электронного документа (л.д. 20-22).
Судя по отчету об отслеживании почтового отправления в форме электронного документа (почтовый идентификатор ....), которым экземпляр постановления о привлечении к административной ответственности был направлен адресату, оно было получено им 05 августа 2023 года (л.д. 22 (оборотная сторона).
Судя по скриншотам страницы единого портала, Басмановой В.А. создано две учетные записи как в качестве физического лица, так и в качестве руководителя общества (л.д. 136).
По данным, поступившим по запросу суда из Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Басманова В.А., действуя от имени общества, 10 января 2023 года подписалась на получение электронных документов категории «автоштрафы». 17 июля 2024 года согласие на указанную подписку ею было отозвано (л.д. 182-183).
Между тем в результате просмотра истории электронных уведомлений, поступивших в личный кабинет общества на едином портале до 17 июля 2024 года, обнаружилось, что экземпляр оспариваемого постановления доставлялся адресату 29 августа 2023 года (л.д. 137-141). При этом защитник отметил, что приведенная доставка носила повторный характер. До этого электронное почтовое отправление с экземпляром постановления размещалось в личном кабинете общества 17 августа 2023 года, но прикрепленный к нему файл с его текстом оказался не доступен. В дальнейшем сведения о поступлении указанного почтового отправления исчезли из личного кабинета.
Однако суд первой инстанции, оценивая соблюдение административным органом обязанности по направлению лицу, в отношении которого ведется производство по делу, экземпляра постановления, вынесенного в форме электронного документа, и проверяя причины просрочки обращения за судебной защитой, изложенные обстоятельства оставил без внимания и тщательного исследования.
Суд, в частности, не выяснял, когда именно почтовое отправление с экземпляром спорного постановления поступило в личный кабинет общества и располагало ли оно возможностью ознакомиться с его содержанием и своевременно оспорить в полномочный суд.
А между тем срок обжалования постановления исчисляется с момента его получения или вручения либо даты возвращения почтового отправления с отметкой об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения (пункт 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, правильное определение начала процессуального срока обращения в суд напрямую зависит от соблюдения административным органом и почтовой организацией порядка направления и вручения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, почтовой корреспонденции с копией или экземпляром постановления о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, следует иметь в виду, что по смыслу правового регулирования, выраженного в главе 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения, не могут быть оспорены в порядке, урегулированном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац 3 пункта 34 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Иначе говоря, отказ в восстановлении срока обжалования постановления должностного лица лишает заявителя доступа к правосудию и не позволяет в установленном законом порядке доказать свою невиновность.
Несмотря на это, судья, разрешая ходатайство о восстановлении срока обжалования настоящего постановления, не принял мер к полному, всестороннему и объективному исследованию всех обстоятельств, связанных с реализацией обществом права на защиту, и преждевременно отказал его защитнику в совершении испрашиваемого процессуального действия.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а дело – возвращению в районный суд на стадию подготовки жалобы к рассмотрению.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «МТК» Блохиной Марины Владимировны удовлетворить.
Определение судьи Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 29 февраля 2024 года об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на постановление государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Татарстан МТУ Ространснадзора по ПФО от 04 августа 2023 года № .... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить в Алексеевский районный суд Республики Татарстан на стадию подготовки жалобы к рассмотрению.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно с момента вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Верхокамкин