ГАГАРРРќРЎРљРР™ РАЙОННЫЙ РЎРЈР” ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
20 марта 2019 года |
Дело № 2а-944/2019 |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания Чикинева В.П.,
при участии: представителя административного истца – Денгаза О.Ю., представителя административного ответчика – Бабенко Е.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Шаркова Р.Рќ. Рє Департаменту архитектуры Рё градостроительства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Рѕ признании решения органа государственной власти незаконным,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Р’ январе 2019 РіРѕРґР° Шарков Р.Рќ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Департаменту архитектуры Рё градостроительства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Рѕ признании решения органа государственной власти незаконным. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным уведомление административного ответчика Рѕ несоответствии указанных РІ уведомлении Рѕ планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Р’ обоснование исковых требований истец ссылается РЅР° то, что РїРѕ результатам рассмотрения уведомления Рѕ планируемом строительстве, ответчик РїСЂРёРЅСЏР» необоснованное уведомление Рѕ несоответствии указанных РІ уведомлении планируемых строительстве Рё реконструкции объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° параметров объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё (или) допустимости размещения объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке, чем нарушил права истца.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения искового заявления по основанием указанным в обжалованном уведомлении.
Заслушав пояснения, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа С.Г.А., зарегистрированного в реестре за №, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.
05.09.2019 года истцом в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя подано уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (уведомление зарегистрировано 19.09.2018 года).
РџРѕ результатам рассмотрения данного уведомления, ответчик 09.10.2018 РіРѕРґР° выдал уведомление Рѕ несоответствии указанных РІ уведомлении планируемых строительстве Рё реконструкции объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° параметров объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё (или) допустимости размещения объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке в„–.
Основаниями недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках явились: приказ Министерства культуры РФ от 12.08.2016 года № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» и то, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в зоне с режимом использования Р-4-1, участок В-5-1, в границах которого не предусмотрена застройка земельного участка, кроме застройки связанной с исследованием, сохранением, музеефикацией и размещением объектов здравоохранения; и отсутствие в выписке из ЕГРН сведений о правообладателе земельного участка с присвоенным кадастровым номером №.
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - ГрК Р Р¤) выдача разрешения РЅР° строительство РЅРµ требуется РІ случае строительства, реконструкции объектов РР–РЎ.
Для осуществления строительства (реконструкции) объекта РР–РЎ необходимо направить РІ уполномоченный орган уведомление Рѕ планируемом строительстве или реконструкции (статья 51.1 ГрК Р Р¤).
Так, застройщик должен подать РІ орган, уполномоченный РЅР° выдачу разрешений РЅР° строительство, уведомление Рѕ планируемых строительстве или реконструкции объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° (далее - уведомление Рѕ планируемом строительстве), которое содержит необходимые сведения, Рё приложить Рє нему определенные документы (части 1, 3 статьи 51.1 ГрК Р Р¤). РџРѕ результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику РѕРґРёРЅ РёР· следующих документов (часть 7 статьи 51.1 ГрК Р Р¤): 1) уведомление Рѕ соответствии указанных РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве параметров объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё допустимости размещения объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке. Получение застройщиком этого уведомления считается согласованием строительства или реконструкции объекта РР–РЎ (садового РґРѕРјР°) Рё дает право застройщику осуществлять РёС… строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве, РІ течение десяти лет СЃРѕ РґРЅСЏ направления застройщиком уведомления Рѕ планируемом строительстве (часть 13 статьи 51.1 ГрК Р Р¤); 2) уведомление Рѕ несоответствии указанных РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве параметров объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё (или) недопустимости размещения объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке. Случаи, РєРѕРіРґР° такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены РІ часть 10 статьи 51.1 ГрК Р Р¤, Р° требования Рє содержанию такого уведомления установлены РІ части 11 статьи 51.1 ГрК Р Р¤.
Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 28.09.2018 года № 128 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства» (далее - Регламент).
Рсчерпывающий перечень оснований для отказа РІ предоставлении государственной услуги РІ выдаче уведомления Рѕ соответствии РїРѕ объекту индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° установлен РІ пункте 2.9.3 Регламента. Такими основания являются: 1) указанные РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РЅРµ соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования Рё застройки, документацией РїРѕ планировке территории, или обязательным требованиям Рє параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Р Р¤, РґСЂСѓРіРёРјРё федеральными законами Рё действующим РЅР° дату поступления уведомления Рѕ планируемом строительстве; 2) размещение указанных РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РЅРµ допускается РІ соответствии СЃ видами разрешенного использования земельного участка Рё (или) ограничениями, установленными РІ соответствии СЃ земельным Рё иным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё действующими РЅР° дату поступления уведомления Рѕ планируемом строительстве; 3) уведомление Рѕ планируемом строительстве подано или направлено лицом, РЅРµ являющимся застройщиком РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием Сѓ него прав РЅР° земельный участок; 4) поступившее РѕС‚ Управления охраны объектов культурного наследия РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя уведомление Рѕ несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° предмету охраны исторического поселения Рё требованиям Рє архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно Рє территориальной Р·РѕРЅРµ, расположенной РІ границах территории исторического поселения федерального или регионального значения; 5) РІ случае отсутствия РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве сведений, предусмотренных РїРї. 2 Рї. 2.6.4 административного регламента, или документов, предусмотренных РїРї. 3 - 6 Рї. 2.6.4 административного регламента, Уполномоченный орган РІ течение 3 рабочих дней СЃРѕ РґРЅСЏ поступления уведомления Рѕ планируемом строительстве РІ Уполномоченный орган возвращает застройщику данное уведомление Рё прилагаемые Рє нему документы без рассмотрения СЃ указанием причин возврата. Р’ этом случае уведомление Рѕ планируемом строительстве считается ненаправленным.
В обжалованном уведомлении административный ответчик не сослался ни на один из подпунктов пункта 2.9.3 Регламента, надлежащим образом не обосновал свое решение.
Также установлено, что административный истец является членом Потребительского кооператива «Товарищество индивидуальных застройщиков «Поляна», зарегистрированного Гагаринской районной государственной администрацией в городе Севастополе 24.03.2007 года.
Согласно комплексному градостроительному заключению в„– 248/4-1 РѕС‚ 12.05.2009 РіРѕРґР° размещение объекта соответствует государственным строительным нормам Рё правилам, Р° Управление градостроительства Рё архитектуры согласовывает представленное градостроительное обоснование Рё отвод земельного участка РїРѕРґ строительство Рё обслуживание индивидуальных жилых РґРѕРјРѕРІ Рё хозяйственных построек граждан - членов РћРљ Р–РЎРўРР— «Поляна» для оформления правоустанавливающих документов РЅР° земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № был утвержден комплексный проект землеустройства об отводе земельных участков площадью 4,47 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов обслуживающим кооперативом «Поляна» и о передаче в собственность членам данного кооператива земельных участков, расположенных в районе <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № был утвержден план границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 800 кв.м. вид разрешенного использования земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», категория земель – «земли населенных пунктов».
РР· содержания обжалованного уведомления усматривается, что РїСЂРё его выдаче административным ответчиком РЅРµ учтены предписания статьи 12 Федерального конституционного закона РѕС‚ 21.03.2014 РіРѕРґР° в„– 6-ФКЗ «О принятии РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию Республики Крым Рё образовании РІ составе Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации новых субъектов - Республики Крым Рё РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя» относительно документов, выданных государственными Рё иными официальными органами Украины, государственными Рё иными официальными органами Автономной Республики Крым Рё РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Р° также решения органов государственно власти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Как следует из части первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно пункту 1 части второй статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконным действий и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
РР· установленных обстоятельств РїРѕ делу, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что уведомление Департамента надлежащим образом РЅРµ обосновано.
Согласно абзацу 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, административный ответчик в отсутствие обоснования своих действий в тексте обжалуемого уведомления утратил возможность доказать его законность и обоснованность.
Восстановление нарушенного права путем возложения обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия должно быть произведено, если судом будет установлено, что эта обязанность безусловно подлежала исполнению таким органом в рамках своих полномочий.
Такие обстоятельства судом установлены не были.
Учитывая изложенное, заявление административного истца подлежит повторному рассмотрению.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Шаркова Р.Рќ. удовлетворить.
Признать незаконным уведомление административного ответчика о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент архитектуры Рё градостроительства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя повторно рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ выдаче уведомления Рѕ соответствии указанных РІ уведомлении РѕС‚ 05.09.2018 РіРѕРґР° (зарегистрированного 19.09.2018 РіРѕРґР°) планируемых строительстве Рё реконструкции объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° параметров объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° установленным параметрам Рё (или) допустимости размещения объекта РР–РЎ или садового РґРѕРјР° РЅР° земельном участке, поданного Шарковым Р.Рќ..
Взыскать СЃ Департамента архитектуры Рё градостроительства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РІ пользу Шаркова Р.Рќ. судебные расходы РІ размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
РЎСѓРґСЊСЏ |
(РїРѕРґРїРёСЃСЊ) |
Е.А. Кириленко |
Мотивированное решение составлено
25 марта 2019 года
Копия верна
Судья Е.А. Кириленко