Судья Павлов В.В. Дело № 33-1302
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 июня 2018 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.,
судей Миллер М.В., Белышевой Е.Л.,
при секретаре Козыревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.
дело по апелляционной жалобе Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области
на решение Пучежского районного суда Ивановской области от 5 апреля 2018 года
по иску Ковалёвой Т.А. к Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет, мотивируя тем, что при обращении 21 апреля 2017 года к ответчику с соответствующим заявлением ей в этом было отказано по мотиву отсутствия такого стажа необходимой продолжительности. При этом в стаж не были включены следующие периоды работы истца:
- с 24.09.1991 года по 31.12.1991 года в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского районного Совета народных депутатов,
- с 22.12.2015 года по 19.04.2017 года в должности главы Пестяковского муниципального района.
Она с решением ответчика не согласна, поскольку оно противоречит п.17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 года №1141. В соответствии с Порядком подсчета и подтверждения стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет по муниципальному пенсионному обеспечению и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж муниципальной службы, утвержденным постановлением администрации Пестяковского муниципального района от 16.08.2016 года, при подсчете стажа муниципальной пенсии за выслугу лет периоды службы (работы) суммируются. При включении указанных выше периодов работы ее муниципальный стаж составит более 20 лет.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Судом признано незаконным решение комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Пестяковского муниципального района <адрес>, от 07 июня 2017 года в части отказа включения Ковалёвой Т.А. периода работы с 24.09.1991 года по 31.12.1991 года в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского районного Совета депутатов.
Признаны незаконными решения комиссии по назначению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Пестяковского муниципального района <адрес>, от 07 июня 2017 года в части утверждения справки о периодах муниципальной службы в части отказа включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет Ковалёвой Т.А. периода работы с 24.09.1991 года по 31.12.1991 года в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского районного Совета народных депутатов; в части отказа включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет Ковалёвой Т.А. периода работы с 22.12.2015 года по 19.04.2017 года в должности главы Пестяковского муниципального района.
Суд обязал ответчика включить в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет Ковалёвой Т.А. периоды работы:
- с 22.12.2015 года по 19.04.2017 года в должности главы Пестяковского муниципального района;
- с 24.09.1991 года по 31.12.1991 года в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского районного Совета народных депутатов, назначить пенсию с даты подачи заявления, то есть 21 апреля 2017 года, по одному из оснований по ее выбору.
Суд взыскал соответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
С решением суда не согласился ответчик Администрация Пестяковского муниципального района <адрес>. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске, мотивируя нарушением судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика – Администрации Пестяковского муниципального района <адрес>, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Выслушав истца и ее представителя – Баринова А.Ю., возражавших на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела, ссылки на которые содержатся в решении, судом первой инстанции правильно установлено, что 15 сентября 2010 года истец освобождена от должности начальника общего отдела Администрации Пестяковского муниципального района <адрес> «по соглашению сторон». Данную должность она занимала с ДД.ММ.ГГГГ. Истец до занятия вышеуказанной должности, также работала: с 20.07.1982 г. по 08.04.1985 г. заведующей организационным отделом Пестяковского райкома ВЛКСМ; с 08.04.1985 г. до 10.01.1989 г. инструктором райкома КПСС; с 10.01.1989 г. до 29.11.1990 г. – заведующей сектором партучета райкома КПСС; с 24.09.1991 г. до 01.07.1992 г. – ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского районного Совета народных депутатов; с 13.07.1992 г. до 12.07.2001 г. – государственным налоговым инспектором и главным государственным налоговым инспектором в Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Пестяковскому району. После увольнения ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника общего отдела Администрации Пестяковского муниципального района <адрес> Ковалева Т.А. работала с 22.12.2015 г. до 19.04.2017 г. в дожности главы Пестяковского муниципального района <адрес>. С 16.10.2014 года истец достигла пенсионного возраста, и ей была назначена страховая трудовая пенсия по старости.
При обращении истца 21 апреля 2017 года к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет ей в этом было отказано по мотиву отсутствия муниципального стажа необходимой продолжительности. При этом в муниципальный стаж не были включены периоды работы истца:
- с 22.12.2015 года по 19.04.2017 года в должности главы Пестяковского муниципального района;
- с 24.09.1991 года по 31.12.1991 года в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского районного Совета народных депутатов.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж муниципальной службы периода работы в должности главы Пестяковского муниципального района, суд первой инстанции исходил из того, что период работы истца в должности главы Пестяковского муниципального района относится к периодам замещения должностей, указанным в части 1 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, в решении приведены.
Судебная коллегия соглашается с мотивами, которые положены судом в основу решения суда об удовлетворении исковых требований, поскольку они соответствуют собранным по делу доказательствам, и основаны на правильно примененных нормах материального права, а именно: ч.ч.1, 4 ст.25 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; ч.ч.1, 4, 7 ст.6 Закона Ивановской области от 23.06.2008 №72-ОЗ (ред. от 28.12.2017) «О муниципальной службе Ивановской области», Порядок подсчета и подтверждения стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет по муниципальному пенсионному обеспечению и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж муниципальной службы», утвержденный постановлением администрации Пестяковского муниципального района от 15.08.2016 №446; Положение об установлении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Пестяковского муниципального района, утвержденное Решением Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2010 г. № 101.
Доводы жалобы о том, что поскольку комиссией рассматривался вопрос о возможности назначения Ковалёвой Т.А. муниципальной пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, по должности начальника общего отдела администрации Пестяковского муниципального района, по основаниям, предусмотренным ч.3 ст. 3 Положения об установлении муниципальной пенсии, а период работы истца в должности главы Пестяковского муниципального района относится к периоду работы после замещения должности начальника общего отдела администрации, то указанный период не может быть включен в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему по должности начальника общего отдела администрации Пестяковского муниципального района, что в противном случае будет нарушаться условие, предусмотренное ч.3 ст.3 Положения об установлении муниципальной пенсии, о наличии из необходимых 20 лет 12 полным месяцев стажа муниципальной службы непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, так как период работы в должности главы района не относится к муниципальной службе также как и должность главы района не является должностью муниципальной службы, являются не состоятельными, поскольку опровергаются исследованными судом доказательствами, ссылки на которые имеются в мотивировочной части решения, из совокупности которых усматривается, что периоды, засчитываемые в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, суммируются независимо от наличия и продолжительности перерывов в службе (работе) или иной деятельности.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж муниципальной службы периода работы в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних исполкома Пестяковского района Совета народных депутатов, суд первой инстанции исходил из того, что указанная должность входит в перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента РФ от 20.09.2010 г. N 1141, применяемый в соответствии с п. 1 ст. 9 Положения об установлении муниципальной пенсии, следовательно спорный период должен засчитываться в стаж муниципальной службы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют собранным по делу доказательствам и основаны на правильно примененных нормах материального права.
Доводы жалобы о том, что положения п. 17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, содержащие обязательные условия зачета работы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, должны применяться к должностям, работа на которых была связана с осуществлением отдельных функций государственного управления, сводятся к неверному толкованию норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условие о замещении должности на постоянной основе относится только к выборным должностям, а не ко всем должностям, перечисленным в п.17 Перечня.
Так, согласно ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Ивановской области от 23.06.2008 года N 72-ОЗ "О муниципальной службе Ивановской области" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Ивановской области. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Пункт 17 данного Перечня содержит указание на должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991 г., в том числе, (пп. б) в Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.
Ссылка ответчика на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 №312 «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы» является не состоятельной, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 N 1648н, а Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 N 1648н, не содержит данных условий.
Что касается даты, с которой истице подлежит назначению пенсия, то суд первой инстанции пришел к выводу, что она должна быть назначена с даты подачи заявления, то есть с 21 апреля 2017 года.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным и обоснованным.
Согласно п.2 ст.8 Решения Совета Пестяковского муниципального района от 24.12.2010 N 101 (ред. от 01.10.2012) "Об утверждении Положения "Об установлении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Пестяковского муниципального района", пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции удовлетворяя требования истца в части обязания ответчика назначить ей муниципальную пенсию за выслугу лет с даты подачи заявления, не учел, что условия предоставления права на пенсию по выслуге лет лицам, замещавшим муниципальные должности, кроме федеральных законов также могут регулироваться и законами субъектов Российской Федерации, является несостоятельным.
Судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, ссылки на которые имеются в решении.
Выводы суда, положенные в основу решения об удовлетворении иска, соответствуют и требованиям Закона Ивановской области от 18.03.2009 N 29-ОЗ (ред. от 31.05.2016) "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ивановской области", Устава Пестяковского муниципального района (принят решением Пестяковского районного Совета от 14.07.2010 N 33) (ред. от 28.11.2017), Решение Совета Пестяковского муниципального района от 24.12.2010 N 101 (ред. от 01.10.2012) "Об утверждении Положения "Об установлении муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Пестяковского муниципального района".
Вопрос о взыскании с ответчика понесенных истцом расходов на уплату государственной пошлины разрешен судом правильно, в соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы со ссылкой на нормы пункта 1 статьи 333.36 (подпункт 19) Налогового кодекса Российской Федерации о том, что администрация района как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины, является несостоятельным, поскольку сводятся к неверному толкованию норм права.
Действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Довод ответчика о необоснованном отказе суда в удовлетворении его ходатайства о признании требований истца публичными, а само исковое заявление административным иском, является несостоятельным.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (искового или административного) является характер правоотношений, из которых вытекает требование истца, обратившегося за судебной защитой.
Как усматривается из текста искового заявления, настоящий спор связан с назначением пенсии.
Такой спор не является спором, вытекающим из публичных правоотношений, поэтому суд правомерно рассмотрел дело в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку судом при принятии решения не допущено нарушений норм материального права и норм процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения, то оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пучежского районного суда Ивановской области от 5 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: