Дело № 3-34/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 05 августа 2014 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего
судьи областного суда Богородской Н.А.
с участием прокурора Богдановой Н.С.
при секретаре Донцовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 59/371 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 59/371 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирована ФИО2, выдвинутая в порядке самовыдвижения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 25 июля 2014 года № 59/372 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирован ФИО1, выдвинутый Брянским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 59/371 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2», ссылаясь на то, что на момент принятия указанного решения о регистрации кандидата в депутаты ФИО2 у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации, которые она проигнорировала, тем самым нарушив права иных кандидатов.
В обоснование заявленных требований указал, что необходимое для регистрации кандидата количество подписей в Унечском одномандатном избирательном округе № 30 составляет 1026 подписей, а предельно допустимое для сдачи в избирательную комиссию 1129 подписей, проверке подлежит 20% подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, что в данном случае составляет 206 подписей, однако избирательной комиссией для проверки было отобрано 228 подписей. Исходя из требований пункта 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ осуществляются только в безналичном порядке. Из сведений, представленных ФИО2 следует, что оплата изготовления подписных листов произведена ею наличными денежными средствами в размере 750 руб., предварительно или впоследствии снятыми со специального избирательного счета, что противоречит требованиям избирательного законодательства о расходовании средств специального избирательного фонда. Считает, что в установленном законом порядке оплата изготовления подписных листов ФИО2 не произведена, что должно было повлечь недействительность подписей и принятие решения об отказе в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Унечскому одномандатному избирательному округу № 30 на основании пп «г.1» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона.
Кроме того, в «шапке» подписных листов, представленных кандидатом в депутаты ФИО2, отсутствует указание субъекта Российской Федерации (Брянская область), вместе с тем, формой подписного листа, установленной в приложении № 5 к названному Федеральному закону, предусмотрено внесение кандидатом указанных сведений. Данное обстоятельство должно было повлечь недействительность всех проверяемых подписей по основанию, предусмотренному подп. «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В представленных ФИО2 подписных листах №№ 15 ( подписи 1-16), 16 (подписи 1-5,7-12), 56 ( подписи 1-11), 57 ( подписи 1-7,10-12,14-16), 58 ( подписи 1,3,5-9,12-16), 59 (подписи 1-16), 60 ( подписи 1-16), 61 ( подписи 1-16), 62 ( подписи 1-16), 63 ( подписи 1-16), 64 ( подписи 1-16) отсутствует наименование района в адресах места жительства избирателей, а в подписном листе 16 (подпись 6) не указано наименование субъекта Российской Федерации в адресе места жительства избирателя. Во всех указанных подписных листах ( за исключением подписного листа № 60) в адресе места жительства сборщика подписей также отсутствует указание района. Указание неполных сведений об адресе места жительства избирателя, поставившего свою подпись в листе поддержки выдвижения, влечет недействительность такой подписи по основанию, предусмотренному подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона № 67-ФЗ, указание неполных сведений об адресе места жительства лица, собиравшего подписи, - по основаниям, предусмотренным подп. «з» пункта 6.4 указанной нормы закона.
Документы для регистрации кандидата ФИО2 были представлены в Территориальную избирательную комиссию Унечского района уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам ФИО4, о чем имеется ее собственноручная подпись в подтверждении о приеме документов для регистрации кандидата от 21 июля 2014 года. Вместе с тем, в доверенности, выданной кандидатом ФИО2 своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам, специально не оговаривается наделение полномочиями по сдаче документов на регистрацию, в том числе, подписных листов, право подписи иных документов, кроме расчетных, и не может быть оговорено, поскольку закон в данном случае устанавливает специальную правосубъектность. При таких обстоятельствах территориальная избирательная комиссия Унечского района должна была отказать в регистрации кандидата на основании подп. «в» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона, в связи с отсутствием документов, необходимых для регистрации кандидата.
На основании пп. «в», «г.1» пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии Унечского района от 24 июля 2014 года № 59/371 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы ФИО2».
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, в ходатайстве от 01 августа 2014 года просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области ФИО5 и ФИО6 заявленные требования признали, согласились с допущенными избирательной комиссией нарушениями, указанными в заявлении ФИО1
Представитель Избирательной комиссии Брянской области ФИО7 полагала требования заявителя об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района о регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2 подлежащими удовлетворению.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2 в судебное заседание не явилась, в заявлении от 04 августа 2014 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО3
Представитель ФИО2 – ФИО3 требования заявителя не признал, ссылаясь на то, что ФИО2 действовала в соответствии с нормами федерального и областного законодательства, регулирующими выборы депутатов Брянской областной Думы, и оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты ФИО2 в данном случае не имеется.
В соответствии с положениями части 5 статьи 167 и части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО1 и заинтересованного лица ФИО2
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Богдановой Н.С., полагавшей заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 «О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва» назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на 14 сентября 2014 года. В соответствии с положениями статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З (ред. от 10 декабря 2013 года ) «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» указанное постановление официально опубликовано в областной газете «Брянская учительская газета», № 21, 12 июня 2014 года.
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/903-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии» на Территориальную избирательную комиссию Унечского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Унечскому одномандатному избирательному округу № 30.
Согласно решению Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 59/371 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2» кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирована ФИО2, выдвинутая в порядке самовыдвижения.
Решением Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 25 июля 2014 года № 59/372 « О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО1» кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 зарегистрирован ФИО1, выдвинутый Брянским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Согласно пункту 5 статьи 56 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы» в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, единого списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, единый список кандидатов, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, зарегистрировавшего единый список кандидатов, в случаях и в порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно подп. « г.1» пункта 24 указанной нормы закона, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в статье 25 Закона Брянской области от 23 января 2008 года № 4-З «О выборах депутатов Брянской областной Думы».
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года № 127/905-5 «О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам» установлено необходимое и предельное количество подписей для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва, по Унечскому избирательному округу необходимое количество подписей для регистрации составляет 1026, предельное количество подписей для регистрации – 1129.
Согласно части 1 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Брянской области (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); в) первый финансовый отчет кандидата; г) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 20 либо пунктом 14 статьи 21 настоящего Закона (если такие изменения имеются, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением кандидатов); д) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Частью 6 данной нормы закона предусмотрено, что проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, представившие в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежавших проверке ( часть 14 статьи 24 Закона Брянской области).
В соответствии с протоколом случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 30 ФИО2 от 24 июля 2014 года для проведения проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения указанного кандидата отобраны карточки с № 5 и № 2, проверке подлежат подписи с № 801 по № 1000 и с № 201 по 400 (28 подписей).
Таким образом, для проверки подписных листов в данном случае было отобрано 228 подписей избирателей, что на 2 подписи превышает количество подписей, которые должны были быть отобраны для проверки в данном случае ( 1129 х 20% =226).
Как следует из объяснений представителей Территориальной избирательной комиссии Унечского района ФИО5 и ФИО6, все проверенные подписи избирателей были признаны действительными, вместе с тем, итоговый протокол проверки подписных листов избирательной комиссией не составлялся, что является нарушением указанных положений статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» и пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 названного Закона.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются:
- подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист ( подп. «г»);
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом ( подп. «з»);
-все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона( подп. «и»).
Проверяя доводы заявителя о наличии оснований для признания недействительными подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты ФИО2 в ее поддержку, суд исследовал подлинные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в депутаты ФИО2, отобранные для проведения проверки.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 указанной статьи).
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как «адрес места жительства»: адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства, который указывается в подписном листе, должен содержать все перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ реквизиты. Адрес может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, например, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта (в случае проживания гражданина на межселенной территории).
Судом установлено, что согласно Закону Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области», город Унеча является административным центром Унечского городского поселения, входящего в состав Унечского муниципального района.
С учетом изложенного и исходя из анализа вышеприведенных норм Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования субъекта Российской Федерации и района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Доводы заявителя о недействительности подписей избирателей в представленных кандидатом в депутаты ФИО2 подписных листах, в связи с не указанием в адресах места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации и района, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Так, в отобранных для проверки подписных листах №№ 15 ( подписи 1-16), 16 (подписи 1-5,7-12), 56 ( подписи 1-11), 57 ( подписи 1-7,10-12,14-16), 58 ( подписи 1,3,5-9,12-16), 59 (подписи 1-16), 60 ( подписи 1-16), 61 ( подписи 1-16), 62 ( подписи 1-16), 63 ( подписи 1-16), 64 ( подписи 1-16) отсутствует наименование района в адресах места жительства избирателей, а в подписном листе 16 в сведениях о месте жительства избирателя отсутствует указание субъекта Российской Федерации (подпись 6).
Отсутствие в адресе места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации и района является основанием для признания перечисленных подписей избирателей недействительными в соответствии с подп. «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установившим, что недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, исследовав подлинные подписные листы, отобранные для проверки, представленные кандидатом в депутаты ФИО2 в ее поддержку, суд признает обоснованными и доводы заявителя в части указания об отсутствии в подписных листах №№ 15 ( подписи 1-16), 16 (подписи 1-5,7-12), 56 ( подписи 1-11), 57 ( подписи 1-7,10-12,14-16), 58 ( подписи 1,3,5-9,12-16), 59 (подписи 1-16), 61 ( подписи 1-16), 62 ( подписи 1-16), 63 ( подписи 1-16), 64 ( подписи 1-16) наименования района в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, что в силу требований подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах, поскольку, исходя из буквального толкования указанной нормы закона, все подписи в подписном листе признаются недействительными, если лицо, осуществлявшее сбор подписей, не указало хотя бы один из обязательных элементов, составляющих объем сведений о сборщике подписей, предусмотренных федеральным законом: дату своего рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 указанного Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы», согласно которому подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Брянской областной Думы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к данному закону области.
Согласно указанной форме подписные листы должны содержать следующие сведения о кандидате: наименование или номер избирательного округа, по которому баллотируется кандидат, гражданство Российской Федерации, фамилию, имя отчество, дату рождения, место работы, занимаемая должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, сведения о месте жительства с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации одним из субъектов Российской Федерации является Брянская область.
Как следует из исследованных в судебном заседании подписных листов, представленных в поддержку кандидата ФИО2, отобранных для проверки, сведения о кандидате в них указаны не в полном объеме, а именно в данных о месте жительства кандидата не указаны сведения о субъекте Российской Федерации, в связи с чем, все отобранные для проверки подписи избирателей, представленные кандидатом в депутаты ФИО2 в ее поддержку, подлежат признанию недействительными на основании подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Доводы представителя ФИО2 о том, что сведения о месте жительства кандидата указывалось в соответствии с паспортными данными о регистрации по месту жительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку названное обстоятельство не свидетельствует о возможности внесения в подписной лист информации в меньшем объеме, чем предусмотрено федеральным законодательством. Избирательное законодательство не допускает произвольного толкования, и потому не указание кандидатом сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Унечского района Брянской области от 24 июля 2014 года № 59/371 «О регистрации кандидата в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва ФИО2», т.к. судом установлено, что решение о регистрации кандидата в депутаты было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку по изложенным выше основаниям подписи избирателей в представленных кандидатом в депутаты ФИО2 подписных листах в ее поддержку, подлежали признанию недействительными на основании подп. «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Проверяя доводы заявителя о нарушении кандидатом в депутаты ФИО2 требований закона при изготовлении подписных листов, суд установил, что 15 июля 2014 года со специального избирательного счета кандидата ФИО2 снята сумма 750 руб., что подтверждается выпиской из лицевого счета, представленной Брянским отделением Сбербанка России № 8605. Согласно товарному чеку от 15 июля 2014 года, заверенному печатью редакции газеты «Унечская газета», произведена оплата в размере 750 руб. за подписные листы в качестве 150 шт., к товарному чеку приложен кассовый чек на указанную сумму.
Как следует из объяснений представителя ФИО2 – ФИО3, данные документы подтверждают оплату кандидатом в депутаты ФИО2 за изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 22 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы».
В соответствии с пунктом 4 статьи 59 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении порядка оплаты подписных листов являются обоснованными, однако данное нарушение не может быть расценено как основание для отказа в регистрации кандидата.
Рассматривая доводы заявителя о нарушении порядка подачи документов для регистрации кандидата, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Брянской области «О выборах депутатов Брянской областной Думы» документы, необходимые для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу, в окружную избирательную комиссию представляет кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения.
Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Как следует из объяснений представителя Территориальной избирательной комиссии Унечского района ФИО6, решение о регистрации доверенных лиц кандидата в депутаты ФИО2 избирательной комиссией не принималось.
Согласно подтверждению о приеме документов для регистрации кандидата в депутаты по Унечскому одномандатному избирательному округу № 30 ФИО2 от 21 июля 2014 года, данные документы были представлены уполномоченным представителем ФИО4, которая согласно заявлению от 15 июля 2014 года дала согласие быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата ФИО2
Таким образом, доводы заявителя об указанных нарушениях при приеме на регистрацию документов кандидата в депутаты ФИО2 нашли свое подтверждение, однако, само по себе представление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидатом в депутаты неуполномоченным лицом, в силу статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не является основанием к отказу в его регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2014 ░░░░ № 59/371 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░2».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░