Дело №2а-166/2020
(25RS0032-01-2020-000185-03)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 марта 2020г. с.Хороль
Хорольский районный суд Приморского края в составе:
судьи Хвостовой Н.А.
при секретаре Гарковец В.В.
с участием представителя административных ответчиков:
ОСП по Хорольскому району, УФССП России по Приморскому краю Никитиной О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО Микрофинансовой компании «Лайм-Займ» о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Хорольскому району УФССП России по Приморскому краю Варламовой А.С. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р’ Хорольский районный СЃСѓРґ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края обратилось РћРћРћ Микрофинансовая компания «Лайм-Займ» СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю Варламовой Рђ.РЎ. Рё возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что мировым судьёй судебного участка в„–92 Хорольского судебного района выдан судебный приказ РїРѕ делу в„–2-2601/2019 РѕС‚ 03.09.2019Рі., вступивший РІ законную силу 14.09.2019Рі., РІ отношении должника Гулякиной Юлии Николаевны Рѕ взыскании СЃ нее задолженности РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ займа в„–1900063166, СЃ учётом судебных расходов, РІ СЃСѓРјРјРµ 28674 СЂСѓР±. 54 РєРѕРї. Судебный приказ был предъявлен РЅР° исполнение заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј РІ РћРЎРџ Хорольского района УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю, вместе СЃ заявлением Рѕ возбуждении исполнительного производства, РїРѕ результатам рассмотрения которого 12.11.2019Рі. было возбуждено исполнительное производство в„–51635/19/25030-РРџ судебным приставом исполнителем Варламовой Рђ.РЎ. РљРѕРїРёСЋ постановления Рѕ возбуждении указанного исполнительного производства административный истец получил 12.12.2019Рі. Руководствуясь требованиями СЃС‚.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец, как взыскатель РїРѕ исполнительному производству, РІ заявлении Рѕ возбуждении исполнительного производства указал информацию Рѕ номере телефона Рё месте работы должника. Р’ соответствии СЃ Рї.1 СЃС‚.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» РІ заявлении Рѕ возбуждении исполнительного производства административным истцом заявлено ходатайство Рѕ направлении запросов РІ: ФНС Р РѕСЃСЃРёРё (регион места нахождения территориального органа ФНС Р РѕСЃСЃРёРё соответствует месту применения мер принудительного воздействия) Рѕ наличии счетов РІ кредитных учреждениях, наличии денежных средств РЅР° счете, РРќРќ, ЕГРРРџ; Управление РїРѕ делам ЗАГС Р РѕСЃСЃРёРё (регион места нахождения территориального Управления РїРѕ делам ЗАГС Р РѕСЃСЃРёРё соответствует месту применения мер принудительного воздействия) РѕР± изменении фамилии, имени, отчества; Управления РїРѕ вопросам миграции ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё (регион места нахождения территориального органа Управления РїРѕ вопросам миграции ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё соответствует месту применения мер принудительного воздействия) РѕР± адресе регистрации, РѕР± изменении адреса регистрации; Управление Р“РБДД ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё (регион места нахождения территориального органа Управления Р“РБДД ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё соответствует месту применения мер принудительного воздействия) Рѕ наличии транспортных средств; Операторам сотовой телефонной СЃРІСЏР·Рё (РњРўРЎ, Теле-2, Билайн, Йота) Рѕ номерах телефонов; Росреестр (регион места нахождения территориального органа Росреестра месту применения мер принудительного воздействия) Рѕ недвижимом имуществе принадлежащего должнику; Управление ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё (регион места нахождения территориального органа Управление ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё соответствует месту применения мер принудительного воздействия) Рѕ нахождении должника РІ местах заключения; Пенсионный Фонд Р Р¤, Центр занятости населения (регион места нахождения территориального органа ПФР, Центра занятости населения соответствует месту применения мер принудительного воздействия) Рѕ номере РЎРќРЛС, Рѕ работодателе, заработной плате, иных выплатах Рё вознаграждений должника. Так как административный истец ходатайствовал Рѕ направлении запросов РІ конкретный государственный орган Рѕ получении конкретных сведений РІ отношении должника, следовательно, данные ходатайства должны были быть рассмотрены РІ соответствии СЃ Методическими рекомендациями РїРѕ определению РїРѕСЂСЏРґРєР° рассмотрению заявлений, ходатайств лиц, участвующих РІ исполнительном производстве, утвержденных Директором ФССП - главным судебным приставом 11.04.2014Рі., РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, предусмотренные СЃС‚.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», СЃ вынесением соответствующего постановления. Поскольку административным истцом РЅРµ было получено постановление РїРѕ результатам рассмотрения ходатайства, административный истец РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что судебный пристав-исполнитель Варламова Рђ.РЎ. проигнорировала ходатайство, что влечет нарушение право административного истца, как взыскателя, РЅР° участие РІ исполнительном производстве, Р° также РЅР° своевременное заявление ходатайств Рѕ проведении тех или иных исполнительных действий РїРѕ исполнительному производству РІ целях взыскания задолженности. Получение сведений, Рѕ которых ходатайствовал административный истец, необходимо РІ рамках исполнительного производства СЃ последующим применением мер принудительного взыскания для понуждения должника Рє исполнению требований исполнительного документа. 05.12.2019Рі. исполнительное производство в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі. окончено, С‚.Рє. Сѓ должника отсутствует имущество, РЅР° которое может быть обращено взыскание, Рё РІСЃРµ принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры РїРѕ отысканию его имущества оказались безрезультатными (Рї.4 С‡.1 СЃС‚. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Таким образом, судебный приказ находился РЅР° исполнении 17 дней. Р’ нарушение требований Рї.6 СЃС‚.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 06.12.2019Рі. РЅРµ направил РІ адрес взыскателя постановление РѕР± окончании исполнительного производства. РћРЅРѕ было направлено СЃ документами РІ адрес взыскателя лишь 29.01.2020Рі. РЎ жалобой РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности РІ вышестоящий РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности орган или РІ вышестоящее РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчиненности должностное лицо, РїРѕ тому Р¶Рµ предмету, который указан РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, административный истец РЅРµ обращался. Ссылаясь РЅР° положения ФЗ «Об исполнительном производстве» Рё соответствующие разъяснения Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17.11.2015Рі. в„–50, учитывая, что судебный пристав-исполнитель проигнорировал ходатайства, заявленные РїСЂРё возбуждении исполнительного производства, Р° соответственно, РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» меры, направленные РЅР° своевременное, полное Рё правильное исполнение исполнительного документа, что влечёт РіСЂСѓР±РѕРµ нарушение прав административного истца как взыскателя РїРѕ исполнительному производству, РІ части права взыскателя РЅР° заявление ходатайств РїРѕ исполнительному производству, СЃ совершением соответствующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя, СЃ последующим совершением исполнительных действий Рё применении мер принудительного воздействия, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем административный истец считает, что постановление РѕР± окончании исполнительного производства подлежит отмене начальником отдела - старшим судебным приставом РћРЎРџ Хорольского района УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю. Административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚: признать незаконным РІ рамках исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі. бездействие судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю Варламовой Рђ.РЎ. РїРѕ непринятию процессуального решения РїРѕ содержащимся РІ заявлении Рѕ возбуждении исполнительного производства ходатайствам, РїРѕ РЅРµ направлению РєРѕРїРёРё постановления РѕР± окончании исполнительного производства РІ адрес взыскателя РІ предусмотренные законом СЃСЂРѕРєРё; признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Варламовой Рђ.РЎ. РѕР± окончании исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі. РІ отношении должника Гулякиной Юлии Николаевны; возложить обязанность РЅР° начальника РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району отменить постановление судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району Варламовой Рђ.РЎ. РѕР± окончании исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі., направив РєРѕРїРёСЋ постановления РѕР± отмене указанного постановления РІ адрес взыскателя; возложить обязанность РЅР° судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району Варламову Рђ.РЎ. произвести полный комплекс мер принудительного характера, направленных РЅР° взыскание задолженности РІ отношении должника Гулякиной Р®.Рќ.
Административный истец дело просил рассмотреть в отсутствие его представителя, на что указал в административном иске.
О месте, дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещался должник Гулякина Ю.Н., судебный пристав-исполнитель Варламова А.С., которые в суд не явились, судебная повестка в отношении должника возвращена за истечением срока хранения. Дело судом рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в силу ч.6 ст.226 КАС РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В судебном заседании Никитина О.В., представляющая интересы УФССП России по Приморскому краю и ОСП по Хорольскому району, возражала против административного иска, ссылаясь на то, что все необходимые меры, которые судебный пристав-исполнитель посчитал достаточными для исполнения исполнительного документа, были выполнены, судебным приставом-исполнителем принимались меры к установлению имущества должника, его места нахождения, однако, имущества, зарегистрированного на имя должника, сведений о получаемых доходах, пенсии, не имеется. Должник проживает по указанному в исполнительном документе адресу, однако, бывает по месту жительства редко, что было установлено по результатам выхода по адресу проживания. Ходатайство административного истца о направлении запросов было рассмотрено, частично удовлетворено, копия постановления от 12.11.2019г. в адрес взыскателя была направлена 26.11.2019г. Просила отказать в удовлетворении требований административного истца.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела Рё материалы исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 12.11.2019Рі., СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление удовлетворению РЅРµ подлежит.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с судебным приказом от 03.09.2019г. №2-2601, вынесенным мировым судьей судебного участка №92 Хорольского судебного района Приморского края, с Гулякиной Юлии Николаевны, 21.07.1985г.р., в пользу административного истца взыскана задолженность по договору о предоставлении займа №1900063166 от 15.05.2018г. за период с 15.05.2018г. по 12.04.2019г. в размере 28152 руб. 26 коп. и расходы по оплате госпошлины в сумме 522 руб. 28 коп., а всего - 28674 руб. 54 коп. Судебный приказ вступил в законную силу 14.09.2019г.
Р’ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ 12.11.2019Рі. судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району Варламовой Рђ.РЎ. вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РЅР° основании представленного взыскателем судебного приказа Рё заявления Рѕ возбуждении исполнительного производства.
Как установлено РёР· материалов исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 12.11.2019Рі., РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства судебным приставом-исполнителем:
были истребованы: сведения в отношении должника о наличии у него доходов, банковских счетов и денежных средств на них, - в многочисленных банках; сведения в различных телефонных компаниях; сведения об имуществе, на которое могло быть обращено взыскание; сведения в отношении него в пенсионном органе, органах ЗАГС, налоговом органе; проверена информация о месте работы, представленном взыскателем; проверена информация в отношении абонента номера телефона, предоставленного взыскателем, однако, сведений об имуществе должника, месте его работы, получаемых им доходах, не установлено;
в ходе осуществления неоднократных выходов по месту жительства должника застать его дома не представилось возможным, и установлено, что должник по указанному в исполнительном документе адресу зарегистрирован, но дома бывает редко и поздно.
Судом установлено, что принятые судебным приставом-исполнителем меры не принесли положительных результатов.
Как указывает административный истец, в заявлении о возбуждении исполнительного производства им было заявлено ходатайство о направлении запросов в отношении должника в различные учреждения и организации, а также принятии мер, направленных на принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Судом установлено, что ходатайство взыскателя судебным приставом-исполнителем было рассмотрено 12.11.2019г., частично оно было удовлетворено, что подтверждается соответствующим постановлением от 12.11.2019г., копия которого направлена взыскателю 26.11.2019г. Принятые судебным приставом-исполнителем меры, направленные на установление места нахождения должника, его имущества и денежных средств также свидетельствуют о том, что ходатайство фактически было рассмотрено и частично удовлетворено, поэтому своевременное не направление в адрес административного истца копии данного постановления не влияет на правильность и законность вынесенного постановления об окончании исполнительного производства.
РР· объяснений представителя административных ответчиков Рё материалов исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 12.11.2019Рі. установлено, что требования исполнительного документа исполнены РЅРµ были, СЃСѓРјРјР° взысканий составила всего лишь 14 РєРѕРї., Рё постановлением РѕС‚ 05.12.2019Рі. исполнительное производство было окончено, С‚.Рє. Сѓ должника отсутствует имущество, РЅР° которое может быть обращено взыскание, Рё РІСЃРµ принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры РїРѕ отысканию его имущества оказались безрезультатными. Рсполнительный документ был возвращен взыскателю.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» обязанность по принятию мер, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов возложена на судебного пристава-исполнителя.
Частями 2 и 3 статьи 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» так же установлено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений.
Согласно ст.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Для достижения этих целей судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, которые направлены на создание условий применения мер принудительного исполнения и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Закон наделяет судебного при става-исполнителя комплексом правомочий для этого, перечисленных в статьях 64 и 68 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель должен совершать исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Рсполнительные действия, перечисленные РІ СЃС‚.64 ФЗ «Об исполнительном производстве, относятся Рє праву судебного пристава-исполнителя Рё совершаются РїРѕ его усмотрению, поэтому последовательность, объем Рё достаточность исполнительных действий РЅРµ являются критерием оценки законности оспариваемых действий (бездействия) должностного лица.
Принимая те или иные меры в рамках исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель должен руководствоваться основными принципами исполнительного производства, закрепленными в ст.4 ФЗ «Об исполнительном производстве», в частности, принципом соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Вопреки утверждениям взыскателя, материалы исполнительного производства содержат сведения о том, что судебный пристав-исполнитель, с учетом требований исполнительного документа, принимал меры к установлению как места нахождения самого должника, так и его имущества и доходов, однако, принятые меры оказались безрезультатными.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.15 Постановления от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»: бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Таких обстоятельств по данному делу судом не установлено.
В судебном заседании, наоборот, установлено, что судебным приставом-исполнителем, чье бездействие оспаривает административный истец, в рамках предоставленных ему полномочий принимались меры, направленные на исполнение судебного акта, установление местонахождения, доходов и имущества должника, на которые могло бы быть обращено взыскание, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве», а также установление местонахождения самого должника, при этом бездействия не допущено, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца о недостаточности предпринятых судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку носит оценочный характер и перекладывает ответственность за неисполнение исполнительного документа с должника на лицо, осуществляющее установленные федеральным законом полномочия.
Поскольку РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства РЅРµ было установлено имущество должника, РЅР° которое могло быть обращено взыскание, Рё принятые судебным приставом исполнителем допустимые законом меры РїРѕ отысканию его имущества оказались безрезультатными, судебный пристав-исполнитель РЅР° законных основаниях, руководствуясь Рї.3 С‡.1 СЃС‚.47, Рї.4 С‡.1 СЃС‚.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», окончил исполнительное производство в„–51365/19/25030-РРџ РѕС‚ 12.11.2019Рі., возвратив взыскателю исполнительный документ.
Поскольку в ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были приняты необходимые и достаточные меры для установления имущества, доходов и места нахождения самого должника, и в настоящее время исполнительное производство на законных основаниях окончено, иные доводы, на которые ссылается административный истец в административном иске, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что права административного истца, как взыскателя, судебным приставом-исполнителем ОСП по Хорольскому району нарушены, у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска ООО Микрофинансовой компании «Лайм-Займ» о:
признании незаконным РІ рамках исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі. бездействия судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю Варламовой Рђ.РЎ. РїРѕ непринятию процессуального решения РїРѕ содержащимся РІ заявлении Рѕ возбуждении исполнительного производства ходатайствам, РїРѕ РЅРµ направлению РєРѕРїРёРё постановления РѕР± окончании исполнительного производства РІ адрес взыскателя РІ предусмотренные законом СЃСЂРѕРєРё;
признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Варламовой Рђ.РЎ. РѕР± окончании исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі. РІ отношении должника Гулякиной Юлии Николаевны;
возложении обязанности РЅР° начальника РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району отменить постановление судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Хорольскому району Варламовой Рђ.РЎ. РѕР± окончании исполнительного производства в„–51635/19/25030-РРџ РѕС‚ 05.12.2019Рі., направив РєРѕРїРёСЋ постановления РѕР± отмене указанного постановления РІ адрес взыскателя;
возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя ОСП по Хорольскому району Варламову А.С. произвести полный комплекс мер принудительного характера, направленных на взыскание задолженности в отношении должника Гулякиной Юлии Николаевны по указанному исполнительному производству,
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хорольский районный суд.
Судья Н.А.Хвостова
Решение суда в окончательной
форме изготовлено 20 марта 2020г.