Дело № 33-5050/2022
УИД № 59RS0007-01-2021-005037-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косогоровой К.Б.
рассмотрела 23 мая 2022 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Пермской таможни на решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 января 2022 года по делу № 2-131/2022, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах Кайсаровой Юлии Васильевны, к Пермской таможне о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат
взыскать с Пермский таможни в пользу Кайсаровой Ю.В. задолженность за неиспользованный отпуск в сумме 175,35 руб., задолженность по выплате отпускных за 2020 год (отпуск 13.04.2020 - 26.04.2020) – 2 384,50 руб., по выплате отпускных за 2020 год (отпуск 16.09.2020 - 02.10.2020) – 3 851,88 руб., по выплате отпускных (отпуск 01.02.2021 - 07.02.2021) - 1 478,86 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 19.02.2021 по 19.04.2021 в размере 137,95 руб.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя ответчика Власовой Л.А., прокурора Пермской транспортной прокуратуры Зинакаевой Е.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
17 мая 2021 года Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах Кайсаровой Ю.В., обратился в суд с иском к ответчику Пермской таможне, просил взыскать с ответчика в пользу истца Кайсаровой Ю.В.:
- сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск в размере 175,35 руб. при увольнении старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных платежей таможни Кайсаровой Ю.В. с государственной гражданской службы 18 февраля 2021 года на основании пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ) о расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы по инициативе гражданского служащего,
- сумму невыплаченного денежного содержания при предоставлении ежегодных отпусков в 2020 году отпуск с 13.04.2020 по 26.04.2020 – 2 384,50 руб., отпуск с 16.09.2020 по 02.10.2020 – 3 851,88 руб., в 2021 году отпуск с 01.02.2021 по 07.02.2021 - 1 478,86 руб.,
- проценты (денежную компенсацию) на основании статьи 236 ТК Российской Федерации за нарушение срока выплаты заработной платы истца при увольнении за период с 19.02.2021 по 19.04.2021 в размере 137,95 руб.
Судом постановлено вышеприведённое решение, которое в апелляционной жалобе ответчик просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения суда по делу,
представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Пермский транспортный прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения,
представитель Пермской транспортной прокуратуры в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал указанные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился. Поскольку о времени и месте судебного заседания он был извещен заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, на основании приказа Пермской таможни № 80-К от 04.04.2019 Кайсарова Ю.В. принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации с 05.04.2019 на должность федеральной государственной гражданской службы старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенных таможни со сроком испытания три месяца.
Пунктом 3 данного Приказа Кайсаровой Ю.В. установлен должностной оклад в размере 4 723 руб., надбавка за особые условия государственной службы в размере 90 % должностного оклада по занимаемой должности, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объёма и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов по занимаемой должности, премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 16,67 % оклада денежного содержания в месяц.
Приказом Пермской таможни № 149-П от 25.09.2019 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 11.09.2019 № 1437 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале 2019 года», Приволжского таможенного управления от 16.09.2019 № 266-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале 2019 года» Кайсаровой Ю.В. выплачено материальное стимулирование в размере 23 385 руб.
Приказом Пермской таможни № 194-П от 13.12.2019 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 03.12.2019 № 1836 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в III квартале 2019 года», Приволжского таможенного управления от 10.12.2019 № 398-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в III квартале 2019 года» Кайсаровой Ю.В. выплачено материальное стимулирование в размере 21 000 руб.
Приказом Пермской таможни № 46-П от 13.04.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 03.04.2019 № 359 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в IV квартале 2019 года», Приволжского таможенного управления от 17.04.2019 № 109-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в IV квартале 2019 года» Кайсаровой Ю.В. выплачено материальное стимулирование в размере 15 500 руб.
Приказом Пермской таможни № 79-П от 25.06.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 09.06.2020 № 507 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в I квартале 2020 года», Приволжского таможенного управления от 18.06.2020 № 160-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в I квартале 2020 года» Кайсаровой Ю.В. выплачено материальное стимулирование в размере 19 781 рубль (л.д. 60-64).
Приказом Пермской таможни № 120-П от 21.09.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 24.08.2020 № 732 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале 2020 года», Приволжского таможенного управления от 17.09.2020 № 231-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей результативности и эффективности деятельности во II квартале 2020 года» Кайсаровой Ю.В. выплачено материальное стимулирование в размере 20 000 рублей (л.д. 68-74).
Приказом Пермской таможни № 177-П от 09.12.2020 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России от 27.11.2020 № 1038 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в III квартале 2020 года», Приволжского таможенного управления от 04.12.2020 № 315-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов Приволжского региона за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в III квартале 2020 года» Кайсаровой Ю.В. выплачено материальное стимулирование в размере 19 000 руб.
Приказом Пермской таможни № 632-КМ от 14.08.2020 Кайсаровой Ю.В. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 17 календарных дней за период с 05.04.2020 по 04.04.2021 с 16.09.2020 по 02.10.2020 включительно.
Приказом Пермской таможни № 246-КМ от 20.03.2020 Кайсаровой Ю.В. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 13 календарных дней за период с 05.04.2019 по 04.04.2020 с 04.12.2019, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью один календарный день за период с 05.04.2020 по 04.04.2021 с 13.04.2020 по 26.04.2020 включительно.
Приказом Пермской таможни № 765-КМ от 04.10.2019 Кайсаровой Ю.В. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 17 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью один календарный день за период с 05.04.2019 по 04.04.2020 с 05.11.2019 по 22.11.2019 включительно.
Приказом Пермской таможни № 35-К от 08.02.2021 Кайсарова Ю.В. уволена 18.02.2021 с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего, пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом, осуществляя Кайсаровой Ю.В. расчет отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении, Пермской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной за неиспользованные дни отпуска, а также размер отпускных.
Данные нарушения явились основанием для обращения Кайсаровой Ю.В. с заявлением в Уральскую транспортную прокуратуру.
То обстоятельство, что начисленные суммы не были учтены при расчёте отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, ответчиком в суде первой инстанции не оспаривалось. При этом сторона ответчика ссылается на то, что материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера, а соответственно, не входит в состав денежного содержания.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее по тексту – Правила), статей 140, 392, 236 Трудового кодекса Российской Федерации о сроках расчета при увольнении, сроках обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, пришёл к правильным выводам о том, что следует взыскать с ответчика в пользу истца Кайсаровой Ю.В. компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 175,35 руб., задолженность по выплате отпускных за 2020 год (отпуск 13.04.2020 - 26.04.2020) – 2 384,50 руб., по выплате отпускных за 2020 год (отпуск 16.09.2020 - 02.10.2020) – 3 851,88 руб., по выплате отпускных (отпуск 01.02.2021 - 07.02.2021) - 1 478,86 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 19.02.2021 по 19.04.2021 в размере 137,95 руб.
Делая такие выводы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчёте сумм ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, не выплаченные работодателем Пермской таможней сотруднику Кайсаровой Ю.В. при увольнении,
доводы ответчика о том, что указанные истцом выплаты средств материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства,
при взыскании недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, судом принят во внимание расчет, представленный истцом, который составлен в соответствии с требованиями статьи 139 ТК Российской Федерации, указанные в нем данные о заработной плате (денежном содержании) соответствуют размеру начисленной истцу заработной платы в пределах 12 месяцев до увольнения, арифметическая правильность расчёта ответчиком не оспорена,
поскольку по настоящему делу суд установил факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в несвоевременной выплате денежных сумм, причитающихся работнику, то, исходя из составленного с учётом положений статьи 236 ТК Российской Федерации расчёта, следует взыскать с ответчика проценты (денежную компенсацию) в размере 137,95 руб. за период с 19.02.2021 по 19.04.2021.
Судебная коллегия полагает, что разрешая по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводами апелляционной жалобы ответчика указанные выводы суда не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что:
- судом неправомерно не принят во внимание приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, которым определено, что материальное стимулирование не является самостоятельным видом выплат и не относится к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего,
- принятие решения о выплате материального стимулирования является правом работодателя, а не его обязанностью, поэтому оно не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, у ответчика отсутствует финансовая возможность произвести требуемые выплаты в пользу истца в связи с отсутствием бюджетного финансирования на эти цели, -
отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального и процессуального права.
Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Федеральным законодателем определён состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объёмов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.
При таких обстоятельствах доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что материальное стимулирование истца за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчёте среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, исследовались судом первой инстанции, который обоснованно, со ссылкой на указанные выше нормы закона, признал их несостоятельными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Поскольку судом установлен факт несвоевременной выплаты денежных сумм, причитающихся работнику, поэтому имеются основания в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации для взыскания с ответчика в пользу истца процентов (денежной компенсации), размер которых определён судом исходя из указанного в судебном акте расчёта в пределах заявленных исковых требований, арифметическая правильность расчёта компенсации ответчиком не оспорена.
Не являются основанием для отмены или изменения решения суда доводы апелляционной жалобы о необходимости исполнения ответчиком положений статей 38.1, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные обстоятельства не влекут ограничение трудовых прав истца.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пермской таможни оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 мая 2022 года.