АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2024 года                                                                 город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Галкиной Н.Б., Максименко И.В.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску (ФИО)6 Алены Юрьевны к администрации Нефтеюганского района о разрешении индивидуального трудового спора,

по встречному иску администрации Нефтеюганского района к (ФИО)7 Алене Юрьевне о разрешении индивидуального трудового спора,

по апелляционной жалобе (ФИО)8 Алены Юрьевны на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.04.2024, которым отказано в удовлетворении требований по основному и встречному искам.

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    (ФИО)9 А.Ю. обратилась в суд с иском о взыскании с администрации Нефтеюганского района премии по результатам работы за 2023 год в размере 75 513,20 руб., компенсации морального вреда 30 000 руб. Требования мотивированы тем, что с 13.01.2021 (ФИО)11 А.Ю. работала в администрации Нефтеюганского района на различных должностях. 01.07.2023 она была переведена заместителем начальника отдела управления проектной деятельностью комитета по экономической политике и предпринимательству. 22.09.2023 трудовой договор расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника. После увольнения работодатель не выплатил ей премию по результатам работы за 2023 год за фактически отработанное время. Полагает действия работодателя незаконными.

    Администрация Нефтеюганского района обратилась в суд со встречным иском о взыскании с (ФИО)12 А.Ю. неотработанного аванса в размере 32 655,44 руб. за использованный в 2023 году ежегодный оплачиваемый отпуск. Требования мотивированы тем, что в 2023 году (ФИО)13 А.Ю. использовала 49 календарных дней отпуска, однако за фактически отработанный период с 13.01.2023 по 22.09.2023 она имеет право на отпуск продолжительностью 38 календарных дней. Переплата составляет 32 655,44 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе (ФИО)14 А.Ю. оспаривает решение в части отказа в удовлетворении её требований. Суд не учёл, что премия по результатам работы за год является составной частью денежного содержания муниципального служащего, которая должна выплачиваться, без какой бы то ни было дискриминации, и зависит только от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Нефтеюганского района просит оставить без изменения решение суда. В случае удовлетворения иска просит зачесть неотработанный истцом аванс в сумме 32 655,44 руб.

Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований (ФИО)15 А.Ю. по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.

С 13.01.2021 (ФИО)16 А.Ю. работала на различных должностях муниципальной службы в администрации Нефтеюганского района.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Трудовой договор прекращён 22.09.2023 по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника. На момент увольнения истец работала заместителем начальника отдела управления проектной деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 16 Закона ХМАО - Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» денежное содержание муниципального служащего состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; денежного поощрения; районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счёт средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; иных выплат, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

На основании распоряжения администрации Нефтеюганского района от 26.02.2024 № 86-ра лицам, замещающим должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения полномочий администрации Нефтеюганского района, учреждаемые для обеспечения полномочий главы Нефтеюганского района выплачена премия по результатам работы за 2023 год в размере до трёх окладов месячного денежного содержания по основной занимаемой должности, за фактически отработанное время по табелю учёта рабочего времени.

Должность истца относится к группе должностей, подлежащих премированию на основании вышеуказанного распоряжения администрации Нефтеюганского района от 26.02.2024 № 86-ра. Между тем, работодатель не выплатил истцу премию по результатам работы за 2023 год за фактически отработанное время.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Закона ХМАО - Югры от 20.07.2007 № 113-оз за безупречную и эффективную муниципальную службу применяются следующие виды поощрений и награждений: объявление благодарности; единовременное денежное поощрение; награждение ценным подарком; награждение почётной грамотой; присвоение почётного звания. Виды поощрений и награждений, порядок их применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законом автономного округа.

Согласно «Положению о денежном содержании муниципальных служащих в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района ХМАО – Югры» (утв. решением Думы Нефтеюганского района от 28.09.2022 № 802) денежное содержание муниципальных служащих состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; денежного поощрения; районного коэффициента к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; ежемесячной процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счёт средств фонда оплаты труда муниципальных служащих; иных выплат, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (п. 2.1).

В соответствии с «Положением о порядке выплаты денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района ХМАО – Югры» (утв. решением Думы Нефтеюганского района от 28.09.2022 № 802 (в редакции на дату увольнения истца) лицам, замещающим должности муниципальной службы выплачиваются премии: по результатам работы за год; за выполнение особо важных и сложных заданий (п. 6.1). Премия по результатам работы за год выплачивается не позднее первого квартала года, следующего за годом за который производится выплата премии, в размере не более 1,5 месячных фондов оплаты труда (п. 6.2). Премия по результатам работы за год выплачивается за фактически отработанное время в календарном году. В отработанное время включаются периоды времени, когда за муниципальными служащими сохранялись место работы и средняя заработная плата, за исключением случаев временной нетрудоспособности (п. 6.3). Премия по результатам работы за год снижается: за недостижение целевых показателей, определенных Указами Президента РФ от 07.05.2018 № 204, от 21.07.2020 № 474 – до 100 процентов максимального размера премии (для муниципальных служащих. являющихся ответственными за достижение целевых показателей); за несвоевременную и некачественную реализацию муниципальных программ, недостижение целевых показателей и неэффективное использование средств, выделенных на реализацию программных мероприятий – до 50 процентов максимального размера премии (для муниципальных служащих, являющихся ответственными за реализацию мероприятий муниципальных программ, достижение целевых показателей и эффективное использование средств, выделенных на реализацию программных мероприятий); за некачественное выполнение должностных обязанностей муниципальным служащим, предусмотренных трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией – до 50 процентов максимального размера премии (п. 6.2). При установлении размера премии по результатам работы за год учитывается следующее: 1) премия выплачивается муниципальным служащим, проработавшим полный календарный год и состоящим в списочном составе на последний рабочий день года; 2) премия выплачивается муниципальным служащим проработавшим полный календарный год пропорционально фактически отработанному времени: а) в случае работы на разных должностях у одного представителя нанимателя (работодателя), премия рассчитывается по каждой занимаемой должности; в случае перевода муниципального служащего в календарном году премия рассчитывается у каждого представителя нанимателя (работодателя) пропорционального отработанному времени; 3) премия выплачивается муниципальным служащим проработавшим неполный календарный год: в случае поступления на должность в течение календарного года; в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с призывом на службу в армию, выходом на пенсию, поступлением в учебное заведение; при ликвидации органов местного самоуправления, переходом на выборную должность, переходом на муниципальную должность, сокращении численности или штата, расторжением трудового договора по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, прекращении трудового договора (контракта) в связи со смертью муниципального служащего (п. 6.5). Премия по результатам работы за год не выплачивается: муниципальным служащим, расторгнувшим трудовой договор по основаниям, не указанным в пп. 3 п. 6.6 настоящего раздела; муниципальным служащим, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания, а также уволенным за виновные действия (п. 6.6).

С учётом вышеизложенного, премия по результатам работы за 2023 год входит в систему оплаты труда муниципальных служащих. Выплата данной премии обусловлена выполнением муниципальным служащим количественных и качественных показателей: необходимо отработать полный календарный год и надлежаще исполнять свои должностные обязанности.

По общему правилу, после прекращения трудовых правоотношений работодатель не вправе не премировать уволенного работника. В связи с этим в письме Минтруда России от 14.03.2018 № 14-1/ООГ-1874, письмах Роструда от 21.05.2021 № ПГ/13009-6-1, от 21.05.2021 № ПГ/13009-6-1 неоднократно разъяснялось, что если приказ о премировании работников предприятия был издан после увольнения работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Включив в «Положение о порядке выплаты денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района ХМАО – Югры» возможность выплаты премии по итогам работы за год уволившимся работникам, не отработавшим полный календарный год, представитель нанимателя правомерно улучшил уровень гарантий муниципальных служащих, однако, создал неравные условия оплаты труда лиц надлежаще исполнявших свои должностные обязанности и выполнивших качественные показатели премирования.

В ходе производства по делу ответчик не оспаривал факт отсутствия предусмотренных п. 6.4 «Положения о порядке выплаты денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района ХМАО – Югры» оснований для снижения истцу размера премии по итогам работы за 2023 год.

С учётом гарантий, предусмотренных ст. 3 ТК РФ, истец наравне с иными работниками имеет право на получение премии по итогам работы за 2023 год пропорционального фактически отработанному времени.

Прекращение трудовых отношений между работником и работодателем в расчётном периоде само по себе не является основанием для невыплаты работнику соответствующей (в данном случае годовой) премии, поскольку её выплата обусловлена выполнением целевых показателей, в выполнении которых в пределах его компетенции участвовал и истец.

Иной подход вёл бы к несоразмерному ограничению права работника на получение премии и тем самым к нарушению общеправовых принципов справедливости, равенства и соразмерности, а также отраслевого принципа равной оплаты за труд равной ценности (ч. 2 ст. 132 ТК РФ) и гарантированного права на справедливую заработную плату (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2020 № 88-14125/2020, от 28.05.2024 № 88-8932/2024).

При расчёте размера премии применяется п. 6.2 «Положения о порядке выплаты денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района ХМАО – Югры» в редакции, действовавшей на 26.02.2024, согласно которой размер премии ограничен тремя окладами месячного денежного содержания.

Согласно справке ответчика от 04.04.2024 на день выплаты премии должностной оклад заместителя начальника отдела составлял 14 062 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин – 1 469 руб., норма рабочих дней в 2023 году – 247 дней, истец отработал 139 дней, соответственно, размер премии по итогам работы за 2023 год составляет 26 220,35 руб. ((14 062 + 1 469) / 247 * 124 * 3).

Подлежит отклонению представленный ответчиком 10.09.2024 расчёт премии по итогам работы за 2023 год в сумме 19 000,62 руб., поскольку он не соответствует условиям оплаты труда по должности истца на момент премирования.

Не может быть принят представленный истцом расчёт премии в размере 75 513,20 руб., основанный на недействующей на период премирования редакции «Положения о порядке выплаты денежного поощрения, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальным служащим в органах местного самоуправления Нефтеюганского муниципального района ХМАО – Югры».

Вышеуказанная премия по итогам работы за 2023 год не подлежит уменьшению по доводам администрация Нефтеюганского района на сумму неотработанного аванса 32 655,44 руб. по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника неотработанного аванса, выданного работнику в счёт заработной платы.

Из материалов дела следует, что работодателем не принималось решение об удержании из заработной платы истца неотработанного аванса при увольнении.

Расчётный листок за сентябрь 2023 года и выписка с банковского счёта истца подтверждают получение истцом всех выплат без удержаний, поэтому у суда нет оснований для зачёта неотработанного аванса в счёт причитающейся премии по итогам работы за 2023 год.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

По смыслу закона, в случае нарушения трудовых прав работника презюмируется факт причинения морального вреда.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Требуя взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб., истец не привела доводы, подтверждающие заявленный размер компенсации.

Материалами дела подтверждена вина работодателя в нарушении трудовых прав истца, в связи с нарушением нормативно установленного порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.

С учётом вышеуказанных обстоятельств, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда 5 000 руб.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.04.2024 в части разрешения исковых требований (ФИО)17 Алены Юрьевны. Принять в данной части новое решение.

Взыскать с администрации Нефтеюганского района ((номер)) в пользу (ФИО)18 Алены Юрьевны ((номер)) премию по результатам работы за 2023 год в сумме 26 220,35 руб., компенсацию морального вреда 5 000 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 13.09.2024.

Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи     Галкина Н.Б.
    Максименко И.В.

33-5691/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Пономарева Алёна Юрьевна
Ответчики
Администрация Нефтеюганского района
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Ишимов Андрей Андреевич
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
16.08.2024Передача дела судье
10.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2024Передано в экспедицию
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее