Судья Гельфенштейн В.П. |
№ 33-3578/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.
судей Ивановой Н.Е., Савина А.И.
при ведении протокола помощником судьи Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчикана решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 сентября 2020 года по гражданскому делу (...) по исковому ФИО к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по представлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке,
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился с иском к администрации Костомукшского городского округа по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на предоставление жилого помещения на территории Костомукшского городского округа с 2018 года. Поскольку жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, просит суд возложить на администрацию Костомукшского городского округа обязанность предоставитьблагоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Решением суда иск удовлетворен.
С таким решением не согласна администрация, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что жилые помещения приобретаются администрацией за счет субвенций, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и лимитов бюджетных обязательств». При поступлении субвенции из бюджета Республики Карелия в бюджет Костомукшского городского округа, администрация приобретает жилые помещения и обеспечивает ими нуждающихся, согласно установленной очередности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либособственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либоокончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно положениям части 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социальногонайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу статьи 4 указанного Закона Республики Карелия органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 данного Закона и др.
На основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом установлено, ФИО (...) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации МО «Беломорский муниципальный район» от (...) № (...), истец был определен на полное государственное обеспечение в (...) Решением Беломорского районного суда от (...) его мать, (...) Н.В., лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка. В соответствии с Постановлением администрации МО «Беломорский муниципальный район» от (...) № (...) за истцом закреплено право на жилое помещение по адресу: (...), однако в 2018 году был установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что общая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учётной нормы жилого помещения.
Приказом Минсоцзащиты РК № (...) от (...) ФИО включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Костомукшского городского округа. Своего жилья ФИО не имеет, до настоящего времени проживает в детском доме г. Костомукши.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьей 3.1 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда возникло у истца с достижением возраста 18 лет, надлежащим ответчиком по требованиям о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда является администрация. Поскольку истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке признано невозможным проживание истца в закрепленном жилом помещении, суд обоснованно удовлетворил исковые требования и возложил на ответчика обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельны в силу следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5).
Согласно части 3 статьи 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
В силу части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия.
Таким образом, денежные средства на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. Законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
(...) годаистцу исполнилось 18 лет, с этого времени у него наступило право на предоставление жилого помещения.
Учитывая изложенное, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что субвенция на предоставление жилого помещения бюджетом района не предусмотрена. Обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья указанной категории граждан в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 сентября 2020 годапо настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи