Решение по делу № 33-3578/2020 от 02.11.2020

Судья Гельфенштейн В.П.

№ 33-3578/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2020 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Глушенко Н.О.

судей Ивановой Н.Е., Савина А.И.

при ведении протокола помощником судьи Киселевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчикана решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 сентября 2020 года по гражданскому делу (...) по исковому ФИО к администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по представлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке,

Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратился с иском к администрации Костомукшского городского округа по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на предоставление жилого помещения на территории Костомукшского городского округа с 2018 года. Поскольку жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, просит суд возложить на администрацию Костомукшского городского округа обязанность предоставитьблагоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Решением суда иск удовлетворен.

С таким решением не согласна администрация, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что жилые помещения приобретаются администрацией за счет субвенций, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и лимитов бюджетных обязательств». При поступлении субвенции из бюджета Республики Карелия в бюджет Костомукшского городского округа, администрация приобретает жилые помещения и обеспечивает ими нуждающихся, согласно установленной очередности.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либособственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либоокончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно положениям части 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социальногонайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В силу статьи 4 указанного Закона Республики Карелия органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 данного Закона и др.

На основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судом установлено, ФИО (...) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации МО «Беломорский муниципальный район» от (...)(...), истец был определен на полное государственное обеспечение в (...) Решением Беломорского районного суда от (...) его мать, (...) Н.В., лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка. В соответствии с Постановлением администрации МО «Беломорский муниципальный район» от (...)(...) за истцом закреплено право на жилое помещение по адресу: (...), однако в 2018 году был установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что общая площадь помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учётной нормы жилого помещения.

Приказом Минсоцзащиты РК № (...) от (...) ФИО включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Костомукшского городского округа. Своего жилья ФИО не имеет, до настоящего времени проживает в детском доме г. Костомукши.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьей 3.1 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда возникло у истца с достижением возраста 18 лет, надлежащим ответчиком по требованиям о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда является администрация. Поскольку истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке признано невозможным проживание истца в закрепленном жилом помещении, суд обоснованно удовлетворил исковые требования и возложил на ответчика обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.

Доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельны в силу следующего.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5).

Согласно части 3 статьи 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

В силу части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия.

Таким образом, денежные средства на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом судебная коллегия учитывает, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. Законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

(...) годаистцу исполнилось 18 лет, с этого времени у него наступило право на предоставление жилого помещения.

Учитывая изложенное, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что субвенция на предоставление жилого помещения бюджетом района не предусмотрена. Обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот. Действующее законодательство не ставит предоставление жилья указанной категории граждан в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 сентября 2020 годапо настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3578/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Глушенко Наталия Олеговна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
03.11.2020Передача дела судье
09.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020Передано в экспедицию
09.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее